Минфин - Курсы валют Украины

Установить
16 сентября 2015, 13:47 Читати українською

Украинцам позволили контролировать государственные деньги в онлайне

Государственные расходы уйдут в интернет и станут более прозрачными. Вчера Министерство финансов сообщило о запуске официального портала E-data с информацией об использовании публичных средств в Украине. Создание такого ресурса в сети предусмотрено законом «Об открытости использования публичных средств», а также планом мероприятий по выполнению рекомендаций ЕС по либерализации безвизового режима. Платформа призвана усилить борьбу с коррупцией в стране, уверены государственные чиновники и разработчики проекта.

Украинцам позволили контролировать государственные деньги в онлайне
Наталья Яресько Фото: shutterstock.com

По словам министра финансов Натальи Яресько, теперь кто угодно сможет видеть, как расходуются государственные средства.

На данный момент портал работает в тестовом режиме, но уже сейчас на его страницах можно найти информацию о платежных транзакциях Госказначейства в разделе «Использование публичных средств». Отметим, по данным ведомства, таких транзакций ежедневно бывает до 130 тысяч в день. 

Еще один ключевой модуль портала  - «Прозрачный бюджет», на котором можно будет найти информацию о прозрачности бюджетных процедур, запустится только в следующем году.

«После завершения всех этапов реализации проекта каждый гражданин Украины сможет в свободном доступе совершенно бесплатно следить за всеми денежными операциями государства. По состоянию на 1 января 2016 года на сайте уже будет присутствовать информация не только от Госказначейства, но и все данные об использовании бюджетных средств государственного и местных бюджетов [c ноября 2015 года — ред. ], а также средств государственных и коммунальных предприятий», — пообещала министр.

Информацию с сайта можно скачать, предусмотрена его мобильная версия. По словам Виктора Тарана, главы Центра политических студий и аналитики, над проектом работали целых три года, но время для его доработки еще понадобится для того, чтобы внести изменения и правки в соответствующий закон, провести обучающие кампании для журналистов, государственных служащих.

Разумеется, есть информация, скрытая от глаз общественности по очевидным причинам и её не будут раскрывать даже на E-data.

«Не все транзакции будут отображаться. Во-первых не будет публиковаться то, что совершенно секретно, для служебного пользования, например, расходы которые необходимы для обеспечения безопасности нашего государства, в том числе для проведения АТО. Во-вторых, это персональные данные, которые касаются исключительно физических лиц», — уточнила Татьяна Слюз, глава Госказначейства Украины. 

Чиновники и депутаты, в частности те, которые также трудились над инициативой в целом удовлетворены работой и возлагают на нее большие надежды. Так, Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации президента, считает что настолько открытый портал есть далеко не во всех странах мира, и Украина, по его мнению, является одним из лидеров среди государств, которым удалось предоставить общественности подобный инструмент для анализа и контроля бюджета.

А первый заместитель председателя Рады Андрей Парубий полагает, что у тех граждан, которые предпочитают обсуждать проблемы государства в Facebook и между собой на кухне, появилась возможность стать соучастниками борьбы против коррупции как самого большого структурного зла внутри страны.

Вопрос ответственности за предоставление недостоверной информации на портале остается достаточно смутным, ведь сумма штрафа, по словам Виктора Тарана, может составлять от 500 до нескольких десятков тысяч гривен. Учитывая размеры отдельных транзакций, для потенциальных нарушителей наказание за неполную или неправдивую информацию может быть не таким уж и устрашающим. 

Тем не менее инициативу правительства можно считать своевременной и направленной на достижение высоких целей. 

«Этот инструмент позволит нам сделать шаг не только в вопросе прозрачного использования публичных средств, но и в вопросе сбора публичных средств, заимствования. Мы это делаем не только для того, чтобы общественность нас контролировала, но и для того, чтобы перейти к настоящему европейскому типу управления ликвидностью нашими государственными средствами», — подытожила замглавы Министерства финансов Оксана Маркарова. 

Кристина Болотова

Комментарии - 16

+
+76
Игорь Коляда
Игорь Коляда
16 сентября 2015, 20:46
#
«Украинцам позволили контролировать государственные деньги в онлайне.»

Столько пафоса в заголовке!
Хотя дальше есть фраза более похожая на правду — «После завершения всех этапов реализации проекта каждый гражданин Украины сможет в свободном доступе совершенно бесплатно следить за всеми денежными операциями государства.»
«Следить» за движением средств ещё не значит «контролировать».
Мы уже столько лет «контролируем» разворовывание бюджетных средств и всего лишь один Лазаренко «пал жертвой» нашего «контроля».
Нужно менять правовые механизмы, а не подменять понятия.
+
0
Александр Богачев
Александр Богачев
17 сентября 2015, 12:44
#
Не согласен, незачем москалям знать сколько денег и какие статьи затрат идут на войну (АТО). А так проект интересный, главное чтобы не через жопу, а действительно можно было просмотреть когда и куда ушли деньги, например медицина, пенсия, гос. закупки.
+
+5
Игорь Коляда
Игорь Коляда
17 сентября 2015, 20:28
#
Вы не поняли,«контроль» предполагает механизмы воздействия в случае нарушений, но Вам ведь его не дали, а разрешили только «следить» за движением финансов.
+
0
SergValin
SergValin
19 сентября 2015, 20:33
#
Дык москалям об этом и Порошенко, и Яценюк рассказывают сами, когда вещают о нынешних и будущих объёмах военного бюджета.
+
+6
matroskin
matroskin
29 сентября 2015, 22:46
#
Нужно на конституционном уровне запретить использовать в законодательных документах словосочетания: «або, рекомендовано, як правило, за окремим рішенням, може застосовуватись, за винятком і т.п.»
Благодаря наличию этих простых словосочетаний, ежегодно разворовывается миллиарды бюджетных денег, причем относительно законным путем (с юридической точки зрения). Элементарный пример: у нас строить дома на берегу рек нельзя, за винятком лодочных станций, и пошло поехало: купил 2 надувных матраса и суд вызнал что это плавсредства а 3-этажный особняк-причал.
+
0
irakez
irakez
17 сентября 2015, 9:55
#
Лучше бы позволили людям контролировать свои собственные деньги! А то отнимут 50%, а потом так и быть, разрешат посмотреть, куда они потратили 10% из них.
+
0
Strain
Strain
17 сентября 2015, 9:58
#
«Не все транзакции будут отображаться». ТОЧКА.
+
0
inetrek
inetrek
17 сентября 2015, 11:41
#
Очень актуальный и беспрецедентный проект.
+
0
SergValin
SergValin
19 сентября 2015, 20:36
#
А можно, интересно, как-нибудь проконтролировать, кто и за какие деньги делал (и будет дальше делать) этот, безусловно, наиболее нужный (особенно с поправкой на «не все транзакции будут отображаться») и важный на сегодняшний день проект?
+
0
Tomikadzi
Tomikadzi
21 сентября 2015, 15:30
#
Благодаря проекту нашел очень интересную транзакцию по покупке недвижимости за бюджетные деньги. Отправил запрос согласно ЗУ «О публичной информации», жду ответа для разбора.
Понятное дело, что в глобальном масштабе он не покажет всё, однако пресечь некоторые коррупционные деяния на местах — запросто
+
0
SergValin
SergValin
22 сентября 2015, 10:53
#
Ну это просто отлично. Но мне всё-таки интересно, кто и за какие деньги делал (и будет дальше делать) этот, безусловно, наиболее нужный (особенно с поправкой на «не все транзакции будут отображаться») и важный на сегодняшний день проект?
+
0
ZakarpatInfo
ZakarpatInfo
8 октября 2015, 15:06
#
Ну да… ПЛАТНИК — Департамент фінансів Закарпатської ОДА, ОДЕРЖУВАЧ-ГУК у Закарп.обл/Закарп. обл./41030600, ПРИЗНАЧЕННЯ ПЛАТЕЖУ: #xxxx#,#xxxx#,#xxxx#,#Субвенцiя на випл. допом. сiм`ям з дiтьми, малозабезп.сiм`ям, iнвал. з дитинства, дiтям-iнвалiд. та тимчас. держдопомоги дiтям# СУМА 162 566 000.00грн.

Вопрос 1 — какой толк от такой информации???
Вопрос 2 — сколько стоит содержания этого ресурса???
Вопрос 3 — Кто на этом заработает???
+
0
Tomikadzi
Tomikadzi
8 октября 2015, 17:18
#
Есть такой закон «про публічну інформацію». Задавайте вопросы по этому закону, что, куда, кому и как, пусть отвечают. Если есть какие-то непонятки/отсутствие ответов — в СМИ, они уже расшерстят.
По опыту. В Дании в каждом из районов есть сайт такого рода, в котором описывается информация, куда ушли деньги. Если что-то не так, то люди из общины быстро это определят, а лицо, которое дало команду на перевод быстро попадёт под замочек.
С открытием реестров у нас тоже появляется такая возможность. А это — существенные шаг к публичности финансов в целом.

И да, я согласен доплачивать мелочь (а в рамках государства содержание сайтов такого рода — это копейки) за то, чтобы видеть, куда ушли деньги с моих налогов.

З.Ы. Насколько мне известно, то создание и поддержка проекта оплачена нашими иностранными «донорами»
+
0
ZakarpatInfo
ZakarpatInfo
8 октября 2015, 17:33
#
«И да, я согласен доплачивать мелочь (а в рамках государства содержание сайтов такого рода — это копейки) за то, чтобы видеть, куда ушли деньги с моих налогов.» — вы тут видите куда пошли деньги с ваших налогов??? Какой процент налога пошло??? да еще куча вопросов. Это все без толковое действие власти для того что б замылить глаза народу… Что б всегда был ответ, мы ничего не воровали, вот все транзакции — ищите, пишите, спрашивайте — обяснение всегда найдется.
+
0
Tomikadzi
Tomikadzi
8 октября 2015, 17:50
#
А вы что хотели, чтобы вам сделали реестр коррупционных выплат, куда каждый из чиновников писал через кого, какую сумму и когда он своровал?
Или думаете, что коррупция сама искоренится без какого-либо движения со стороны общественности?

Лично я с момента появления сайта уже установил вопрос, который меня интересовал, покупка квартиры за счёт райсовета. Узнал кому, почему и т.п. И у меня больше вопросов не возникло, потому что я знаю, что те деньги не своровали.

В вашем же сообщении я вижу, что Закарпатская ОДА выделила 162 ляма грн. в рамках субвенции для помощи малоимущим.
Теперь:
а) уже не отвертятся, что денег не дали на субвенции.
б) можно чётко спрашивать, уже у получателя, где бабки, Зин.

И причем тут вообще процент налога…
+
0
ZakarpatInfo
ZakarpatInfo
8 октября 2015, 17:57
#
Во первых
ответ на а) — Сколько должны были дать???
б)Спрашивать что???
А теперь судите сами, можете спрашивать смотреть, проверять и т.д. даже увидеть призрачную коррупцию (офигительное слово так часто его слышу) только толку от этого полный ноль zero nil null
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться