Национальный банк стоит на пороге второго этапа реформирования банковского сектора, подводя итоги предыдущего. На днях председатель НБУ Валерия Гонтарева в ходе форума YES подвела черту под проделанной в 2014-2015 годах работой и анонсировала следующую фазу реформ.
Что думают банкиры о реформах Гонтаревой?
Среди своих достижений председатель отметила 54 банка, которые за последний год «отправились» в Фонд гарантирования вкладов физлиц. Болезненный процесс очищения банковской системы практически завершен, и за это время с рынка действительно ушло множество неликвидных банков, слабых и не оправдывающих доверия.
Гонтарева также отметила успехи во внутренней трансформации регулятора, и в следующем году пообещала провести на международной конференции «мастер-класс» для других центробанков. Очистка банковского сектора, стабилизация ситуации на финансовом рынке позволили Нацбанку оптимистично смотреть в будущее и его глава, Валерия Гонтарева ожидает реальный экономический рост в стране уже через год.
«Все это обеспечило нам условия для перехода к новой монетарной политике. Мы планируем перейти к всестороннему инфляционному таргетированию до конца 2016 года», — напомнила Валерия Гонтарева. Конечно, это будет происходить только при условии тесного сотрудничества с Министерством финансов, поскольку успешность такой монетарной политики требует отсутствия фискального доминирования. Опыт последнего года свидетельствует, что все запланированное Национальным банком на первом этапе реформы банковского сектора, сделано. Мы уже перешли ко второму этапу — перезагрузке банковского сектора, который планируем завершить в течение года».
Сходятся ли во мнении с регулятором банкиры? Каких шагов от НБУ ожидает рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Для того, чтобы оценить ситуацию максимально объективно, «Минфин» обратился за комментариями к участникам рынка и вот, что они обо всём этом думают:
Комментирует Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка:
Мы неоднократно говорили, что наблюдаемая активная политика НБУ по реформированию банковской системы и в частности по ее очистке от банков-зомби является смелой и правильной. Мы очень надеемся, что эта политика будет реализовываться систематически, последовательно и до конца. Этой последовательности и исполнения обязательств ожидают от регулятора и внешние кредиторы.
Требовать от регулятора слишком многого было бы несправедливо и неразумно. Перед НБУ стоит очень много задач, которые нельзя выполнить одномоментно. Для выполнения некоторых у него даже нет инструментов (в этом контексте законопроекты, которые призваны усилить независимость Нацбанка, являются объективно необходимыми).
Но нужно понимать, что реформирование банковской системы и монетарной политики, несмотря на всю важность, является лишь инструментом, и даже не самым важным в текущем состоянии дел Украины.
В Украине сохраняются очень серьезные структурные экономические проблемы, которые к тому же сочетаются с не менее сложными проблемами внутренней и внешней политики. Нельзя надеяться, что какая-либо банковская политика сможет быть эффективной без решения, по крайней мере, некоторых из этих вопросов.
Еще одна плохая новость в том, что Украина не может рассчитывать на значительные новые иностранные инвестиции. В виду, мягко говоря, несовершенства судебной, исполнительной и налоговой систем бизнес-климат в стране трудно назвать привлекательным для инвестирования. А без этого развиваться не сможет ни один сектор экономики страны.
Комментирует Роман Лепак, директор департамента организации и стратегии Кредобанка:
В целом, изменения, произошедшие в деятельности Национального банка за последние 6 кварталов, следует оценивать позитивно. Несмотря на наличие сложностей и проблем, у нового руководства НБУ (как у Гонтаревой, так и ее предшественника Кубива) хватило смелости начать реформы в условиях глубокого экономического и финансового кризиса в стране.
Можно сказать, что новое руководство НБУ воспользовалось тем достаточно коротким «окном возможностей» для трансформации его структуры и регуляторных функций, которое «открылось» непосредственно после смены управленческой команды. Не секрет, что выходцам из сложившейся системы или менеджерам, проработавшим в ней сколько-нибудь долгое время, очень сложно решиться на реформы и для настоящего реформирования нужны «варяги». Эту роль сыграл новый состав правления НБУ, из которого большинство членов никогда не работали в центральном банке.
В частности, позитивом можно считать начатое реформирование и трансформацию внутренней структуры НБУ, в первую очередь избавление от неосновных функций и подразделений. Структура НБУ складывалась свыше двух десятилетий и действительно была «исторически» отягощена целым рядом непрофильных функций – начиная с телеканала и ВУЗов и заканчивая избыточной региональной инфраструктурой. Кроме того, внедряемая на протяжении последнего года новая функционально-ориентированная структура центрального аппарата выглядит более удачной и отвечающей мировой практике деятельности центральных банков.
В тоже время не всегда организационные реформы были до конца продуманы и комплексны. В ряде случаев жажда быстрых решений брала верх над осмотрительностью и необходимостью проведения глубокого предварительного анализа.
Уверен, что регулятору еще предстоит уточнять и корректировать свои решения в регистрационно-лицензионной сфере и сфере банковского надзора.
Что касается, проведенного НБУ «очищения» банковского сектора от неплатежеспособных банков, то нельзя сказать, что это заслуга или результат запланированных действий регулятора. В условиях финансового кризиса неплатежеспособность многих банков стала очевидной и начался объективный процесс их выхода с рынка. Главной заслугой НБУ в этой ситуации является то, что регулятор не стал искусственно мешать этому процессу и пытаться спасать нежизнеспособные банки любой ценой, как это бывало ранее. Это большой позитив, так как во многих случаях до этого именно желание избежать громких банкротств и протестных акций клиентов банков было поводом для принятия регулятором ошибочных финансовых решений в сфере рефинансирования или национализации проблемных банков.
Каких шагов ожидает рынок? Рынок, в первую очередь, ожидает смягчения ограничений на валютном и денежно-кредитном рынке, внедренных НБУ еще в 2014 году и с тех пор регулярно продлеваемых.
Во-первых, речь идет об ограничении на сумму суточного снятия иностранной валюты с депозитных счетов. Эта норма фактически блокирует приток валютных депозитов в банки и должна быть как можно скорее значительно смягчена. Во-вторых, необходимо отказаться от ограничения на покупку и перевод валюты для выплаты дивидендов за рубеж, которое крайне негативно влияет на настроения иностранных инвесторов и их инвестиционные планы.
В среднесрочной перспективе, банкам необходимо понимание каким образом центральный банк видит дальнейшее функционирования валютного рынка и механизмы его стабилизации. Не секрет, что на сегодняшний момент сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке во многом обеспечивается за счет внедренных Национальным банком ограничений. Но эти ограничения рано или поздно необходимо будет ослаблять и отменять, поэтому крайне важно понимать, как НБУ будет обеспечивать гибкое курсообразование при одновременном сглаживании спекулятивных волн за счет рыночного инструментария, в частности проведения валютных интервенций.
Рынок должен верить в то, что у НБУ есть определенные индикативные рубежи допустимого колебания курса гривны и что центральный банк будет их «защищать». Без этого сложно будет представить анонсированный регулятором переход к режиму инфляционного таргетирования, поскольку опыт предыдущих полутора лет показал чрезвычайно высокое влияние девальвационных процессов на инфляционную динамику в Украине.
Комментирует Роман Шпек, старший советник Альфа-Банка Украина:
Безусловно, Национальный банк добился очень многого в сфере своей ответственности. В сжатые сроки (но при этом с широким привлечением рынка и экспертов) была разработана довольно технократичная программа развития финансового сектора до 2020 года, осуществлено множество антикризисных шагов, были заявлены довольно четкие стратегические ориентиры, проведена значительная работа по очистке банковской системы от проблемных банков. При этом сам регулятор очень сильно изменил собственную структуру, отказался от несвойственных ему функций, становясь более похожим на свои западные аналоги.
Справедливости ради, нельзя не отметить, что банковский рынок и монетарная политика с самого начала стали центральным предметом внимания Международного валютного фонда и прочих кредиторов. Соответственно, от расторопности Нацбанка зависело, будет ли спасена кредитами Украина, оказавшаяся на краю финансовой пропасти. И центробанк с успехом и вовремя выполнял эти задачи. При этом по другим направлениям реформ очень часто активность в лучшем случае пробуксовывала, а то и вовсе откладывалась в долгий ящик. Поэтому успех Нацбанка — это еще и результат того серьезного давления, которое он ощущал. В общем, как в известной притче о лягушке, попавшей в горшок со сметаной.
В любом случае, реформы в Украине все еще в начальной стадии — это касается и финансового рынка.
До сих пор не решены такие вопросы, как установление единых прозрачных правил игры на рынке или будущее государственных банков. В самом разгаре диагностика крупнейших банков, на основании которой определятся их потребности в докапитализации. Нормализация кредитования связанных лиц — это «авгиевы конюшни» украинской банковской системы, расчистка которых воистину требует подвига. Сегодня никто в Украине, включая центробанк, не имеет права расслабляться на комплиментах. Немного расслабиться можно будет уже тогда, когда выйдем на докризисные показатели (сейчас долларовый объем ВВП вдвое меньше что докризисного 2013 года, что докризисного 2008 года) и будем устойчиво иметь экономический рост выше, чем у наших западных соседей. А на это нам потребуется еще не один год.
Кристина Болотова
Комментарии - 87
А тем кто в гривне положили на депозит при курсе 8,00-
им кого ругать за обесценивание денег?
Я эту проблему детально изучил по Украине, Аргентине, Бразилии — именно Центробанки дестабилизируют экономическую ситуацию в своих странах.
Вот ФРС не участвует в операциях на валютном рынке и
почти не кредитует ни банки, ни правительство (только за счет средств самих банков) — в результате твердая валюта.
Как ему нужно было бы действовать чтоб снизить девальвацию?? Выход был всего один — полнейший мораторий на снятие валюты.
Или это НБУ должен был бегать за Януковичами, Азировыми и пр., когда те миллиардами вывозили доллары??
А в феврале 2015, если бы не админмеры и проверки импортеров по неделе, то паника была бы гораздо более затяжная и имела бы куда более плачевные итоги.
Итог: каким же образом НБУ дестабилизировал экономику Украины, объясните, раз Вы так изучали эту проблему????
Или всё на слухах?
которых является Министерство финансов США,
за счет обязательного резервного фонда,
состоящего из взносов всех банков,
т.е. неэмиссионного происхождения.
А вот во время кризиса 2008г была принята одноразовая Программа количественного смягчения и тогда
было выпущено Минфином США гособлигаций на около 2 трлн. долларов, которые были просто переданы в управление ФРС, т.е. была эмиссия, но не денежная, а ценных бумаг, и это две большие разницы: эмиссия денежная и ценных бумаг.
А наш НБУ всем даёт эмиссионными деньгами-
отсюда и девальвация сильная.
Эмиссия в связи с ростом ВВП, это уже не эмиссия а монетизация ВВП. Поэтому в США также идет рост госдолга пропорционально росту ВВП.
Что касается 2008 года, то пулы ипотечных агентств Фанни Мэй, Фредерик Мак по сути выступили залогом для новых трежерис. ВВП тогда сильно не изменился.
А в случае с Украиной, обратите внимание что долг по ОВГЗ да и внешний долг с 2001 по 2008 практически был нулевым, а ВВП хорошо вырос. И поэтому дальнейшее увеличение ОВГЗ и внешнего долга это просто сдвиг периода. То есть синхронизация цикла ВВП и госдолга.
это откуда такая теория?
долг рос очень быстро. Такого роста ВВП небыло.
Наличная эмиссия в сша ежегодно равна 0,3% ВВП.
Безналичная эмиссия не проводится.
В Украине наличная эмиссия от 1 до 3% ежегодно, безналичная эмиссия в последние годы от 5 до 19% в 2014г.
— через трежерис (если ВВП растет не за счет роста чистого экспорта)
— через рост резервов ФРС и банков (если рост ВВП за счет чистого экспорта)
1. вы отличаете подвижность безналичных денег от трежерис?
трежерис могут годами лежать без движения и не увеличивают денежную массу в обороте.
2. резервы ФРС за счет взносов банков — это реальные деньги,
а не эмиссия.
==
На этом закончим, а то вы не понимаете сути эмиссии.
Как только ФРС выкупает трежерис на вторичном рынке происходит эмиссия и как следствие рост денежной массы.
Резервы ФРС это золото, 15 СКВ, позиция в МВФ, но самое главное статус доллара как мирового резерва и есть самый главный резерв ФРС,
что денежная база не растет.
Кстати, вы не первый вроде бы знаток,
но не понимающий работу ФРС.
Почитайте как формируется резервный фонд ФРС и тогда поймете, что денежная база не растет при выкупе цбумаг.
Особенность ФРС что это единственный в мире «центробанк», который не является надстройкой над банковской системой, а находится внутри неё, в отличие от всех центробанков мира.
Есть такое высказывание что весь мир это проэкция одного электрона на плоскость времени. Тогда можно сказать что вся банковская система США включая ФРС это по сути 1 доллар растиражированный через кредитно-депозитные операции. Очевидно что на каком-то этапе случится кризис неплатежей.
Просто показатели денежной базы западные центробанки не любят обсуждать. Все крутится вокруг М2. Недавно заходил на сайт Центробанка Норвегии — у них специфическая терминология, без 100 грамм не разберешься, где база, а где масса, а где резервы.
Понимание экономики — это
врожденное свойство на генетическом уровне.(с)
Деньги надо различать в наличке и на текущих счетах. Остальное
я считаю «товаром», а не деньгами: депозиты, все цбумаги, драгметаллы и произведенные товары и услуги. Деньги это не тиражирование, а количественное соответствие произведенных товаров и услуг, т.е. увеличение выпуска товаров и услуг автоматически увеличивает количество денег. Что касается «печати» денег центробанками, то это не увеличение количества денег, а испорчивание их, обесценивание — эмиссия.
И вот тут то и проявляется уникальность ФРС — она делает только минимальную наличную эмиссию 0,3%ВВП, а все остальные центробанки от 1 до 3%ВВП и при гиперинфляции 10-20 и более процентов от ВВП.
О чем и было мое первое сообщение сверху.
безграмотные люди ждут краха американской финансовой системы, а она устроена почти идеально, и мыльные схлопывания происходят только в операциях с ценными бумагами, эмиссию которых имеют право делать все желающие. Но это почти не влияет на твердость доллара, который зависит только от одного — от деловой активности и производства товаров и услуг в американской экономике, и при спадах экономики может немного просесть.
А другие страны вместо того, чтобы увеличивать производство товаров и услуг и тем самым увеличивать количество реальных денег, начинают напрямую «печатать» деньги,
которые по сути являются фальшивыми и эмиссионными и тем самым только усугубляют ситуацию, что и происходит сейчас в Украине.
Т.о. настоящими деньгами являются выпускаемые товары и услуги, а не денежные купюры. И из кризисов выходят только одним-единственным способом: увеличением выпуска товаров и услуг! и никак иначе…
Но другие страны не могут повысить ВВП. Капитализм любит только западное полушарие. Восточное полушарие это феодализм.
А что вы называете наличной эмиссией? Печать банкнот?
печать банкнот и монет, рекомендуется в пределах 1/12 ВВП.
Безналичная эмиссия — это
выдаваемая центробанком сумма за счет специфического увеличения баланса, например от переоценки валюты, драгметаллов или имущества. ФРС такую операцию провести не может…
ВВП повысить очень легко — постройте 1 млн. качественных квартир и домов в год по 100 000 долларов каждый с продажей нерезидентам и получите дополнительно 100 мд.д. в год против нынешних 90 мд.д. в год на всю Украину.
То что Вы считаете НБУ девальвировал гривню (по объективным причинам) не правильным или преступным не верно. НБУ может выставить курс 1:1 по отношению к доллару США или евро, однако данный курс не будет отражать реального положения дел в экономике. Изучите опыт Венесуэлы.
А то, что Вы якобы изучили проблему и сделали вывод — это не то что клоунада, а просто вершина финансовой безграмотности, потому как разъяснить тут подробно все отличия центральных банков мира от ФРС США, принципы, причины и факторы влияющие на курс обмена доллара США по отношению к любой другой валюте мира не хватит времени, которое будет потрачено зря, так как Вы, наверняка, останетесь при своем ошибочном мнении.
Вы даже не понимаете о чем речь идет,
а лезете со своими неграмотными комментариями.
Напишите хоть одну статью сначала.
Как всегда шикарный ответ в вашем комментарии goo.gl/uBlDH
всего хорошего вам.
Но рефинанс от НБУ и выкуп им ОВГЗ засадили всю страну вникуда. Тут и НБУ сильно ошибся и Кабмин заставил.
Банковские депозиты можно было заморозить,
чтобы не вливать гривну и не девальвировать этим курс.
Об этом он написал на своей странице в Фейсбуке.
https://www.facebook.com/dubinskyi/posts/1018459198205638?pnref=story
uainfo.org/blognews/1442183861-ekonomicheskiy-zhurnalist-obvinil-gontarevu-v-razgrablenii.html
Степан Демура еще на начале 2014 предсказал курс рубля на конец года — 60 руб за дол. И сбылось таки.
Меньше методичек, тролль
А так — какой банкир сейчас в здравом уме будет в открытую критиковать НБУ? Ведь через неделю окажется, что именно в этом банке отмывались деньги, велись незаконные операции с валютой и т.д. А так как это делают все банки без исключения, НБУ даже врать не придётся.
Да, сейчас у НБУ мало возможностей. Только препятствование снижению курсу валюты ниже 21 грн за доллар — считаю преступлением против народа, ведущим к его полному обнищанию вследствие крушения экономики. Их сказки о росте ВВП на 2% после спада промышленности на 20-30% звучат, как издевательство. Это сколько ж лет надо расти по 2%, чтобы выйти на уровень 2013 года. Я даже не говорю об уровне 1985 года, которого мы так ни разу и не достигали с того самого времени.
вчера я приводил данные
по индексу экономической свободы-
последнее место в европе после россии и беларуси.
Что бы вы сказали, если бы завтра к вам пришла Гонтарева с автоматом и приказала продать 75% ваших матрасных долларов не по рычному курсу 23, а по тому, который понравится лично ей и каким-то дядям из МВФ? По которому сейчас приказывают продавать выручку всему честному малому бизнесу. Дальше бы ныли о каком-то сказочно завышенном курсе?
типа «Дельта сдохла — хвост облез», а президент должен был выступить и заявить «ненене — оно живое, смотрите — оно еще шевелится...»
или просто запретить НБУ его ликвидировать. Указом.
умники, блин.
Причем здесь защита частной собственности? Автомобиль разбился — президент должен бежать ремонтировать? это частная собственность исчезла. ее нет. :(
Нет там никаких активов. Активы банка Дельта — это выданные ипотечные кредиты. которые не хочет отдавать финансовый майдан. Это же был розничный банк. Много вы этих активов повозвращаете?
назвала. и что? теперь дельту нужно всем миром спасать? по какому закону?
Бахматюк тоже в пролете — потерял 2 банка. не завидуйте. Вы всего пару тысяч гривен потеряли — а он 2 банка. Миллиарды.
Банки рухнули, а бабло уведено на другие структуры УЛФ.
Утопить банк очень выгодно
или пересказ безграмотных интернет-сплетен?
а?
Вам что, поклясться надо или землю есть?
Будут другие аргументы — пишите, мистер(или мадам?)
Чувак набрал депозитов, раздал в виде кредитов своим структурам. Кредиты списал, попросил рефинанс у НБУ, за счет рефинанса погасил депозиты(то есть за счет государства). Банк упал, кредиты остались в своих СТОВ.
Бахматюк в мармеладе.
С каких пор курс стал «взятым с потолка»? Спросите у производителей — они готовы покупать сырье по непонятному курсу 35? Или пойдем на поводу у барыг, которые порезали станки на металл, экспортировали металл, а теперь думают что получат за свои «честно заработанные доллары» по 50 гривен? Это типа «государственных подход»?
Государство руками Гонтаревой поощряет тех, кто работает в тени и не платит налоги. И наказывает тех, кто работает по-честному. Значит, в скором времени у нас будет еще больше тех, кто работает в тени и не платит налоги. И еще меньше честного малого бизнеса. Это типа «государственный подход»?
Вы не тролль, случаем? :)
а по поводу нечестных — проверим у них лицензионность программ? или лучше не нужно?
нет. не тролль.
Не понимаю смысла вашего вопроса. Нет, не все айтишники — экспортеры. Это что, автоматически делает нечестными тех айтишников, которые таки являются экспортерами?
> а по поводу нечестных — проверим у них лицензионность программ?
А это здесь вообще при чем? Я не понимаю логики ваших рассуждений. Вы говорите — честный бизнес — это только импортеры. Любой экспортер априори нечестный. Нечестный почему? Потому что у него программы нелицензионные? Стало быть, у импортеров все лицензионные?
Вот сейчас пишу и нахожусь в шоке от фееричности обсуждения и уровня логики. «Честный бизнес — это только импортеры. Все остальные — нечестные по умолчанию.» Гениально.
Всему бизнесу, за исключением экспортеров, — чем ниже курс тем выгоднее.
Значит по Вашему мнению весь бизнес, кроме экспортеров — нечестный.
А теперь офигеваете от своей логики? это очень айтишно. поздравляю.
Что по вашему нормальный курс валют? По-моему, это когда ты можешь прогнозировать свою деятельность. И фиксируя в контракте курс, скажем, 22, ты знаешь, что отличаться он будет максимум на доли процента. Но когда ты зафиксировал курс 22, тебе приходит выручка, и на эти пару часов курс резко становится 21 — это НЕнормальный курс валюты, ни для экспортера, ни для импортера. Потому что они точно так же не знают, с какой ноги завтра встанет Гонтарева и по какому курсу они купят валюту на межбанке, спустя 5 дней после подачи заявки. Зато это офигительный курс валюты для менялы на черном рынке, т.е. бизнеса, который я называю нечестным.
В России курс доллара к рублю за неделю поднялся с 55 рублей за доллар — до 70. Сейчас упал до 65. Тоже НБУ виноват?
В рыночной экономике курсы меняются. Это нормально. Прогнозируемый на год вперед курс — это совсем другая история и его у нас не будет, как нет и в мире. Евро к доллару меняется точно также.
В рыночной экономике курсы не меняются на 10% за один день, а потом обратно. Потом снова, и так каждую неделю. Это искусственный процесс, проводимый сознательно. Да пусть будет хоть 21, хоть 8 плюс-минус 1%, но не 21-23 или 8-15. И все будут счастливы.
Но думаю, дело в том, что на малый бизнес как нашему государству, так и НБУ просто насрать. Качели вверх устраиваются под определенных продавцов, которым заранее сообщают, когда надо продавать. Потому что именно большой бизнес имеет влияние на политические процессы в стране. И именно с большим бизнесом они боятся ссориться. А малый бизнес? Да тьфу на них, пшли вон отсюда.
Деолигархизация? Либерализация? Ну-ну.
В России курс доллара не прыгает от 55 до 70 каждую неделю. Их курс обусловлен объективными экономическими процессами. У нас это — админ ме
Для страны в которой идет война, оккупировано 2.5 области, мобилизация и т.п. радости — это совершенно нормальный показатель. Мы не Швейцария, где 150 лет мира и спокойствия.
Или это не очевидно?
п.с. что мешает малому бизнесу покупать валюту на минимуме курса, а не на максимуме? религия? лень? отож.
ну и малого бизнеса это не касается. Заявки до 50000 долларов проходят без всяких проверок.
Впрочем в 2 полугодии 2008 многие СКВ к доллару резко изменились.
А собственники банков это на 99% наши люди, то есть те же обезьяны. Но и то хорошо, что не марсиане. Когда-нибудь станут людьми.