Чем ближе 25 октября (момент истины в вопросе дележа власти по регионам и определение судьбы местных элит), тем больше депутаты и правительство начинают вспоминать о простом украинце. Понимая, что реформы идут вяло, правительство собирается осуществить новое переформатирование и резко озаботилось социальными стандартами.
Вынужденный популизм: соцвыплаты и их последствия для экономики
В Верховную Раду направлен проект изменений в госбюджет на 2015 год, в котором предложено повысить с 1 сентября 2015 года прожиточный минимум. Будут увеличены размеры минимальной пенсии и зарплаты. Вырастет более 80 видов социальных выплат, зарплат бюджетникам, пособий, компенсаций и стипендий.
Предлагается с 1 сентября прожиточный минимум в месяц на одного человека установить на уровне 1330 грн, для детей до 6 лет – 1167 грн, для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1455 грн, для трудоспособных лиц — 1378 грн, для лиц, которые потеряли работоспособность, — 1074 грн.
Такое повышение коснется свыше 12,5 млн украинцев и правительство дополнительно готово выделить около 10 млрд гривен. Эти выплаты предусматривалось проводить с 1 декабря, но решили внести такое предложение с
1 сентября, о чем заявлял ранее премьер-министр Арсений Яценюк.
Премьер отметил, что в августе за счет детенизации и борьбы с коррупцией в Государственной фискальной службе удалось дополнительно собрать почти 2 миллиарда гривен налога на добавленную стоимость. Однако, при этом забыл то, что была вынуждена признать министр финансов Наталья Яресько — общая задолженность государства перед бизнесом по НДС составляет 47 млрд гривен. При этом, населению подкидывают еще одну конфету — повышение выплат запланированное с 1 сентября, не повлияет на размер выделяемых жилищных субсидий, которые уже назначены 2 миллионам 600 тысячам семей на отопительный сезон-2015/16 сроком на 1 год.
По данным Минсоцполитики, с 1 сентября 2015 года все соцстандарты должны вырасти в среднем на 13%. При этом, увеличение зарплат высококвалифицированным работникам бюджетной сферы составит в среднем 18%, а пенсий на 13,2%.
Нас покупают
Такие обещания попахивают популизмом, во многом, не подкрепленном реальными финансовыми возможностями. Только на повышение соцстандартов Кабмину придется потратить 10 млрд гривен, на жилищные субсидии еще раньше предусматривалось 24,5 млрд грн (ориентировочно будут получать до 3 млн семей).
На фоне падения ВВП за первые семь месяцев этого года на 17,2 %, падения производства на 19,5%, снижении объемов в сельском хозяйстве на 3,5% и розничной торговли на 23,5%, падении реальной заработной платы почти на четверть, официальной инфляции с января по август в 38,2 % - повышение соцстандартов в среднем на 13% выглядит достаточно двояко: да — явно назрела необходимость проиндексировать доходы граждан, но неизвестно - сможет ли правительство обеспечивать эти выплаты бюджетникам и пенсионерам в следующем году. За 8 месяцев этого года пенсионный фонд уже обеспечил выплату пенсий и денежной помощи 12,3 млн пенсионеров на сумму 165 млрд гривен.
Подводные камни повышения соцстандартов
Бизнес и те же граждане небезосновательно опасаются, что при таких цифрах до повышения соцстандартов есть огромный риск, что при их росте — все заплатят за это новыми высокими налогами. Чиновники бодро рапортуют об остатках более 46 млрд гривен на казначейских счетах, но причина появления таких средств у государства лежит на поверхности и не имеет ничего общего с экономическим ростом — девальвация гривны и инфляция позволили бюджету получить дополнительный ресурс: краткосрочное увеличение поступлений от НДС, акцизов и ввозных пошлин. Эти деньги обеспечат сейчас возможность правительству выплачивать предлагаемые повышения без эмиссии, но как и за счет чего это будет выполняться уже в 2016 году — чиновники не озвучивают.
Позитив от роста количества денег в кошельках
К позитивным факторам повышения соцстандартов можно отнести тот факт, что поскольку получателями данных выплат будут являться самые малообеспеченные слои населения, то основными товарами, которые будут покупаться на эти средства будут первоочередные недорогие продукты питания и возможно оплата коммунальных платежей. Эти услуги и товары производят отечественные производители и таким образом, улучшатся показатели розничного товарооборота и будет поддерживаться украинский производитель.
8 главных угроз для повышения соцстандартов
Общий список наиболее важных экономических вызовов для украинской экономики, способных резко ограничить возможности правительства по повышению социальных стандартов, кроме военных действий в АТО и конфронтации с Россией:
-
слабый спрос на товары украинского экспорта из-за неблагоприятной экономической ситуации в мире;
-
низкий темп реальных экономических реформ и сильное противостояние разных олигархических групп, выражающихся как в политических баталиях, так и в открытой конфронтации кланов;
-
сильная энергозависимость, низкая производительность труда на фоне большой материалоемкости продукции, сырьевая ориентация экспорта;
-
коррупция, раздутый и неэффективный госаппарат;
-
сокращение внутреннего рынка потребления и обнищание большинства населения, резкое сокращение среднего класса как основного двигателя экономического развития и стабилизатора от социальных потрясений. Глобальное материальное расслоение общества на фоне высокого уровня безработицы (официально по методике МОТ до 10 % от трудоспособного населения, а с учетом скрытой безработицы, по данным экспертов, минимум от 13% до 18 % населения);
-
закрытость экономики на фоне неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствие четкой программы реформ в пенсионной, судебной, правоохранительной, пенициарной системах;
-
недоверие к банковской системе, высокая долларизация экономики, непрогнозируемая фискальная и курсовая политики; высокая стоимость обслуживания госдолга и его высокий удельный вес по отношению к ВВП;
-
рост экономически неподкрепленных популистких настроений в обществе на фоне политической нестабильности и радикализации взглядов граждан.
Украина получила небольшую финансовую передышку. Однако, у страны сейчас ограничены реальные источники значительного увеличения социальных стандартов и об этом следовало бы честно говорить людям. Ресурсы, привлекаемые сейчас в виде международных займов, ни в коем случае не должны идти на очередное проедание и потакание популистским настроениям в обществе. Однако, наращивание производственного потенциала страны всегда занимает значительное время, поэтому часть политиков предпочитает идти по пути увеличения долгов для достижения краткосрочных результатов без осознания того, что это увеличивает проблемы страны для будущих поколений.
Людям, стоящим у власти надо набраться мужества и перестраивать всю основу экономики (в первую очередь, неэффективные государственные монополии) и неработающий аппарат управления, а не делать косметический ремонт фасада страны, оставляя прогнившим его внутреннее состояние и покупая электорат перед выборами очередными популистскими подачками.
Алексей Исаев
Комментарии - 86
Несмотря на все указанное выше — правительство сделало много правильных шагов. Думаю им стоит дать ещё год, а дальше будет смысл смотреть на их работу.
P.S. Нормальные выборы в Украине возможны лишь при условии, что пенсионеры и бездельники перестанут мыслить лишь понятиями «Уровень пенсии» и «Минималка».
Нужно уровень iq проверять. Достаточно умный — голосуй, дурак — проходи мимо.
PS и я не против не голосовать, если я не пройду этот тест iq.
Помниться Янукович перед самыми выборами дал пенсионерам пенсию на 100 грн. больше (типо поднял), как итог — все пенсионеры за него и проголосовали. Правда через пару месяцев он эти 100 грн. из пенсии вычел.
Количество пенсионеров в Украине — около 14 млн человек. Школьников — 5 млн. То есть доля пенсионеров около 1/3 всего населения. В реальности пенсионеры не смотря на свои болезни бегут голосовать активнее чем молодежь (это и совковая закалка и брошенные кости). + Бездельники на пособиях. В итоге 1/2 населения Украины будет СЛЕПО голосовать за тех, кто делает вид повышения пенсий и пособий. В такой ситуации выбрать адекватное правительство просто нереально.
И что в вашем понимании «реальные действия»? Поднять пенсионный возраст до 70 лет, умолчав о том, что сотрудники в таком возрасте никому не нужны?
2. Вы как тот пенсионер. Объяснять вам, что такое реальные действия не имеет смысла ибо дальше своего носа вы все равно не увидите.
2. Скорее, вы, как те революционеры, только требуете каких-то «реальных действий», при этом сами не представляете, что это за действия такие.
Получается, что и с 50% нахлебников можно работать?
Никогда не забуду слова бабки уже после майдана «Ну говори, за кого голосовать? Тебе ж тут жить дольше..»
Хотя галочку ставят, обычно, рукой.
Эту точку зрения достаточно легко понять, и вы ее понимаете, просто выпендриваетесь. Принимаете Вы ее или нет — вопрос другой.
Это отдельная ситуация, со своими причинами и следствиями. Почему Вы еще не пикетируете запрет голосования зэками? Слишком очевидно? Ну так время не стоит на месте…
Интернет, конечно, располагает изображать из себя значительно больше реальной важности, но злоупотреблять не стоит. Это выглядит сначала смешно, а потом жалко.
Про интернет красиво написали, но все равно Вам в минус, т.к. видно что подгорели. Значит надавил.
Причем давайте сделаем так, чтобы кто больше налогов платит, больше и голосов имел.
Вы серьезно считаете, что в правовом социальном государстве, коим по конституции является Украина, голосовать должны с применением имущественного ценза?
ЗЫ. Короче, вам тоже нельзя голосовать. Слишком много эмоций.
И ЗА РУЛЬ НЕЛЬЗЯ.
Ходить или не ходить дело личного выбора. Тут важно наличие права этот выбор сделать. И вы, если я правильно понял, предлагаете эти права ограничить по возрасту на основании каких-то экзитполлов и мнения ваших друзей с факультета социологии.
В Австрии и местами в Германии можно голосовать с 16ти лет. А в Малайзии и Омане с 21го. Значит ли это, что в Австрии и Германии выбирают менее адекватное правительство, чем в Малайзии и Омане?
И чем вы аргументируете изменение возрастного ценза именно до такого диапазона? Вы считали, сколько % граждан могут лишиться права голоса?
Ну и, конечно же, почему до 55, а не до 45?
а чем я буду хуже этих 25-летних вертихвосток?
Группа кредиторов Украины требуют пересмотра условий реструктуризации госдолга, ранее предварительно договорённых и о чём официально заявили Порошенко, Яценюк и Яресько.
Кредиторы чьи интересы представляет америк.юридическая компания«Shearman & Sterling», считают договорённости нечестными и требуют их пересмотреть.А именно; мотивируя тем, что отстрочка (выплата) для одних кредиторов составит 8 лет, для других около полугода.
Так что продолжение следует и радоваться рано о реструктуризации госдолга Украины.Будем ждать дальнейших событий.
1 — слабый спрос на експорт — чушь — низкие цены на сырье…
2 — была есть и будет так, что НИКАК НЕ ВЛИЯЕТ
3 — низкая производительность на фоне высокой материалоемкости — это РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ!!! Ничего общего между собой НЕ имеющие (кроме того, что относятся к економике)
4 — тофтология пунк 2
5 — сокращение внутреннего рынка — это шутка? Все продукты первой необходимости ПРОИЗВОДЯТ В УКРАИНЕ — хлеб, мясо, молоко, сыр. Если глянете статистику увидите, что продажи упали, но соотношение покупки отечественного к импорту в прошлых годах и в ето ВЫРОС КОЕФФИЦИЕНТ, это говорит какраз об обратном
7 — долляризация економики — бред полный.
8 — и снова бред. Тк пункт ЗАКОНОМЕРНЫЙ И ПЕРЕДВЫБОРАМИ ОСОБЕННО ПОСТОЯННЫЙ
Может мое вложение это не излишек а сэкономленные средства от марнотратства которые я расцениваю как личную финансовую «подушку безопасности»?
Я бы вынесла в проблему превышение более 30% около 50-55 соотношения оплаты гос. служащих гос. заводов и пароходов к ВВП
Превышение кол-ва депутатов в вр — 430 это при 52 млн было, сейчас нас 42, а их Меньше НЕ становится
Обучение гос. служащих за бюджетные деньги- почему я должна платить и за свое и за соседа?
Судьи — почему-то в сша они ВЫБИРАЮТСЯ народом, доказывая свою профпригодность каждые 5 лет, а не пожизненно как у нас
Наличие у УБЫТОЧНЫХ гос предприятий футбольных и др команнд С ЗАРПЛАТОЙ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ (укр зализниця не единственная)
Частично с Вами согласен, но:
1) именно официальный розничный товарооборот важен государству (с него платятся налоги);
2) госзаказ на госслужащих уменьшен;
3) депутаты -это не ко мне, а к избирателю и законодателям;
4) значительная часть денег, зависших в банках — это не излишки, а остатки на пенсионных счетах, карточках и т.д., которые навязывали пенсионерам и другим, получающим пособия. Не их вина, что эти банки загнулись. Это не «лишние» деньги -заначки, а просто попадалово с этими банками.
5) ЖКХ — в основном отечественные услуги и материалы (пока еще так), так что затраты по ним идут хотя бы на первом этапе отечественному производителю и только потом — часть из них уходит на покупку валюты для расчетов за энергоносители.
6) насчет убыточных госпредприятий и футбольных команд согласен. Свинство.
Мы не стали есть МЕНЬШЕ, мы стали есть НЕ КАЧЕСТВЕННОЕ И НЕПРАВИЛЬНО. По себе заметила, что любим свинину, а битки из курицы превалируют… Рыба почти исчезла из рациона, на шашлык с МЯСА ходим редко (творог курица и яйца начинают раздражать...) это говорит о их избытке в рационе, тянет на сладенькое… видимо потому, что покупаешь редко и организм так реагирует
1 — занижать массу — сырки были 100 гр, теперь 90, 85, то же касается шоколадок — в июне пойма себя на том, что снижение массы на чайке (было 100 гр стало 90) заметила с ОПОЗДАНИЕМ НА 2 месяца!!!
2 — писать стоимость за 100гр, а не за кг
3 — увеличение спроса на ТЕХНОЛОГОВ В ХАРЧЕВОЙ ОБЛАСТИ!!! Теперь проверяю чтобы то, что я покупало оставалось с дсту а стало ту
Вы перестали потреблять услуги спортзала, общепита и развлечений. В итоге некоторое количество тренеров, ресепшионистов, поваров, техников и уборщиков лишатся работы и, в свою очередь, тоже начнут от чего-то отказываться.
Так что потребление — это не только товары, но и услуги. Доля которых в ВВП в современном обществе имеет тенденцию расти по отношению к доле потребленных товаров.
Даже если уровень трат не изменился, то изменился уровень цен. Главным образом за счет импортной составляющей в стоимости (тот же бензин, к примеру). В итоге при том же уровне трат больше денег (в гривневом выражении) уходит за границу, и меньше остается внутри страны.
Переработка нефти внутренняя, а нефть упала. Зарплаты не выросли, т.е. бензин внутренней переработки не должен был дорожать в грн., при упавшей в $ (и неизменной в грн.) цене нефти и неизменной в грн. стоимости переработки.
Но бензин как был доллар за литр, так и остался, т.е. в гривне подорожал. Значит, наверное, далеко не вся переработка у нас внутренняя?
В долларовом эквиваленте оплата импорта упала, но может быть не потому, что импорт подешевел, а потому что его стали меньше покупать?
Может быть потребление газа упало, потому что у нас производство очень сильно сократилось?
Я написала, что перестала ходить в спорт зал и пошла на 2высшее — вам НЕ понравилось — обвинили меня в снижении товарооборота; а если мне надоел борщ и я купила суп я тоже виновата в том, что люди остались без моих денег?
По бензину — я не работаю в этом секторе ну и ладно:
Нефть подешевела? — да она сейчас 49 за барель, следовательно затраты на покрытие импорта СНИЗИЛИСЬ при старом объеме
За сильно поднялись? — чёрта с два, Переработка за бугром или у Бени? — ВНУТРЕННИЙ производитель, цена снизилась? — кукишь, пусть електроэнергия подорожала и чуток подняли зп, боюсь ПРИБЫЛЬ ОСТАЛАСЬ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ ПРИЧЕМ В ВЛЮТНОМ ЕКВИВАЛЕНТЕ и внутри страны!!! Товарооборот снизился, но в основном на дорогой и импортный товар (высокоэластичный — золото, машины) НЕ внутренний. Не вся переработка внутренняя? Бензин пока НЕ ТАК УЖ И ЭЛАСТИЧЕН. Поэтому он как соль сколько не поставь ВСЕ РАВНО КУПЯТ
Доходы домохозяйств не выросли, расходы на конечное потребление остались прежними в гривневом выражении. При этом цены на товары и услуги выросли, главным образом из-за девальвации и импортной составляющей в производстве. В каком месте здесь происходит рост внутреннего потребления?
Насчет бензина я опять наблюдаю противоречивые параграфы. Вы не работаете в этой сфере, но беретесь делать утверждения об уровне прибыли и особенностях потребления?
Доходы — это зарплаты, пенсии и т.д. И они не росли, по крайней мере официально. То, что у нас 50% экономики в тени и там все считают в долларах — это отдельная тема. Хотя вы выше и это оспаривали, назвав бредом.
И понимаю, что страна и уровень жизни на мысли людей не влияют :)
Выход который вижу я — запретить голосовать тем, кто родился раньше 1980 (возможно 1970г) года и на кого не так сильно повлиял совок. Как вам такая идея?