41-летний Александр Адарич планирует до конца года объединить Фидобанк с Эрсте Банком, чтобы развернуть на их базе розничный бизнес, которого Украина еще не видела. Сеть из 150 отделений, работающих под брендом Fido, будет продавать не только традиционные банковские услуги, а онлайн-сервис «Фидомаркет» станет платформой, на которой Адарич планирует построить крупнейший в Украине интернет-магазин.
Адарич создает украинский Amazon c банковской лицензией
«Это будет некий симбиоз банковской торговой точки, мобильного оператора и IT-компании», — описывает Адарич отделения нового формата, которые начнут открываться с осени этого года.
По его словам, отделения будут продавать не только банковские продукты: в ассортименте будут представлены смартфоны, планшеты и услуги мобильных операторов, упрощающие клиентам работу с Fido онлайн.
В прошлом году Адарич, работавший до 2008 года председателем правления УкрСиббанка Александра Ярославского, приобрел два банка у европейских финансовых групп, принявших решение об уходе из Украины. С суммарными активами 12,1 млрд гривен Фидобанк (до покупки Адаричем назывался SEB Банк) и Эрсте Банк после объединения могут войти в двадцатку крупнейших банков страны. Сливать банки, по мнению Адарича, будет несложно, так как они оба универсальные.
Точки Fido должны как можно меньше напоминать традиционные банковские отделения. Адаричу импонирует концепция шоу-рума, основная функция которого не продажи или обслуживание, а продвижение. Львиную долю операций — от денежных переводов до пополнения счетов и оформления кредитов — банкир хочет проводить онлайн. Все операции должны быть осуществимы со смартфонов или планшетов.
В сентябре Адарич планирует презентовать новый сервис, который упростит жизнь его клиентам. Называться он будет «Фидомаркет». На первый взгляд, ничего революционного — услугу интернет-банкинга предоставляют десятки украинских банков. Но к концу 2013 года возможности сервиса должны существенно расшириться.
«Это будет интернет-магазин, похожий на Amazon или другие интернет-магазины, которые продают все, — обещает Адарич. — На этом ресурсе можно будет, к примеру, выбрать холодильник, взять на него кредит, оплатить и заказать доставку, не выходя из дома».
Конкуренты относятся к этой идее со скепсисом. «Amazon выходил на прибыль семь лет, и оказывать банковские услуги не собирается», — говорит бывший председатель правления крупного банка, просивший не называть его имени в печати. Основную прибыль от своего «рознично-финансового холдинга» Адарич планирует получать на банковских комиссионных.
«Если банк будет сосредоточен только на транзакционном бизнесе, тогда есть серьезные сомнения в его окупаемости, — отмечает его конкурент. — К тому же для этого придется взимать с клиента слишком высокие комиссионные». Совладелец Дельта Банка Николай Лагун обещает с интересом наблюдать за развитием банка Адарича. «К таким идеям я отношусь с большим скепсисом, но если есть протестированная бизнес-модель, то не исключаю, что она может выстрелить в Украине», — допускает банкир.
Еще одно серьезное направление, на которое делает акцент Адарич — электронные деньги. «Мы — эксклюзивный партнер системы MoneXy», — рассказывает он. Фидобанк эмитирует электронные деньги, которыми управляет MoneXy. Адарич убеждает руководителей пяти крупнейших розничных сетей, которые торгуют продуктами и бытовой техникой, принимать к оплате не только наличные или карточки, но и электронные деньги.
Услугами MoneXy, по данным Института экономических исследований и политических консультаций, в 2012 году пользовались 30 000 человек. По словам Адарича, общая клиентская база Фидобанка и Эрсте Банка составляет 500 000 человек, что существенно расширит возможности MoneXy.
«Рынок электронных денег в Украине очень перспективный, только за 2012 год он вырос на 50%», — поясняет управляющий директор инвесткомпании Jaspen capital partners Максим Корецкий.
От розничного кредитования Fido не откажется. Но проверять клиента и устанавливать кредитные лимиты банк будет не по традиционной схеме — основываясь на его доходах, а наоборот — отталкиваясь от его расходов на «Фидомаркете».
Основатель банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков не считает идеи Адарича завиральными. «Главное — не проект, а люди, которые его делают, — рассуждает Тиньков. — Если у них есть цель, задача и желание, то все у них получится». Стратегия ТКС Адаричу тоже интересна, свой третий банк — Евробанк — он собирается делать по модели Тинькова.
«Адарич — грамотный менеджер, который сможет воплотить эту идею в жизнь, хотя и лепит несовместимое, — считает Корецкий. — Главное, чтобы ему хватило денег». Адарич говорит, что планирует продать долю в бизнесе иностранному IT-инвестору или вывести свой холдинг на IPO.
Леся Войтицкая
Комментарии - 25
Приват — банк очень специфический. там обслуживаются те, кто по каким-то причинам не могут уйти в нормальные банки. Именно об этом я и написал. Работники дочерних предприятий и прочие крепостные, насильно затянутые бюджетники… это их клиентура.
Как только человек получает выбор — он уже не клиент Прихвата.
Не завидуйте лучшим.
и в чем они лучшие? в мелких мошенничествах с карточками и закрытиями счетов?
Не взлетит.
І трохи про героя публікації politrada.com/dossier/persone/id/2864 — калачик тертий
А Адаричу успеха в трате денег. )
По моему мнению, все уже работает и так. И клиенту паралельно, все в одной структуре или в разных.