Мінфін - Курси валют України

Встановити
Shevchenko

Алексей Капустинский

0 підписників0 підписок

Був на сайті 13 березня 2023 о 02:09

Чоловіча

Советник Генерального директора рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»

На Мінфіні з 28 листопада 2013

Заблокувати

Shevchenko - блог

Записи

9

29 жовтня 2014, 15:30

Валютный рынок. Реалии и перспективы

Публикуем мнение нашего эксперта — заместителя генерального директора рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Ольги Шубиной о ситуации на валютном рынке. *** Несмотря на сокращение дефицита платежного счета и низкий объем отрицательного результата платежного баланса, в последнее время все мы наблюдаем дальнейшее снижение курса гривны преимущественно за счет девальвационных ожиданий и накопленного неудовлетворенного спроса на валюту. В августе дефицит текущего счета сократился до 42 млн.дол.США за счет существенного сокращения экспорто-импортных операций в связи со снижением внутреннего спроса, сокращением импортных поставок природного газа, приостановкой работы ряда экспорто ориентированных предприятий, введением санкций по торговле с Российской Федерацией. По финансовому счету отток ресурсов в связи с выплатами по привлеченным ранее кредитам и облигациям практически полностью компенсирован чистым притоком прямых иностранных инвестиций. Поскольку рост экспорта до конца текущего года маловероятен, возможен рост отрицательного сальдо платежного баланса за счет сезонного увеличения потребности в импортируемых энергоносителяхи отрицательного результата финансового счета, если Украине не будет оказана постоянная поддержка за счет иностранных кредиторов. * данные НБУ, визуализация — Кредит-Рейтинг Резкие курсовые колебания, а также целый спектр принятых ограничений, в т.ч. максимальной суммы по выдаче банковских вкладов, продажи валюты «в одни руки», а также опасения относительно введения новых регуляторных норм (например, принудительной конвертации в гривну при выплате валютных вкладов), негативно отражаются на доверии населения к банковской системе. Это провоцировало отток депозитов в иностранной валюте на протяжении всего III квартала текущего года. Так в течении этого периода накопление иностранной валюты населением составило 0,7млрд.грн. (в эквиваленте дол.США). Остатки вкладов населения в СКВ снизились на 7,7%. Поскольку за период с 01.08.2014 до 23.09.2014 курс гривна/дол.США вырос практически на 15%, НБУ был вынужден принять ряд жестких мер направленных на удержание курса ниже отметки 13 грн./дол.США. Среди таких мер были ряд постановлений (№423 от 15.07.2014 г.; № 540 от 29.08.2014 г., № 626 от 03.10.2014), усилен контроль за валютной деятельностью банков, проводились круглые столы с участием глав крупных банковских учреждений, представителей бизнеса. Были приняты решения по проведению еженедельных валютных аукционов по продаже валюты фиксированным курсом, в т.ч. для пополнения касс банков. В целом административная политика НБУ привела к фиксации курса межбанковского рынка на желаемом уровне – до 13 грн./дол.США. При этом неудовлетворенный спрос на валюту остается значительным (около 200-300 млн. долларов по разным оценкам), объем торгов на межбанке низкий из-за существующих девальвационных ожиданий и нежеланием продавать валюту по существующему курсу. Это провоцирует дефицит иностранной валюты, в т.ч. в кассах банковских учреждений и формированию «черного» валютного рынка. Так, в октябре курс «черного» валютного рынка составлял 14,5-14,7 грн./дол.США. Если ситуация с предложением валюты будет сохраняться достаточно длительное время, можно ожидать постепенного формирования «черного» рынка уже для юридических лиц. Для стабилизации ситуации, как мы уже отмечали, НБУ в течении III квартала текущего года проводил валютные интервенции объемом 0,6 млрд.дол.США. При этом ожидается, что НБУ в среднесрочной перспективе будет выходить на валютный рынок для поддержки гривны.Это подтверждается первой половиной октября, когда НБУ выходит на аукционы как для подкрепления касс банков, для и для клиентских покупок.В целом это должно привести к сокращению уровня золотовалютных запасов и формирует необходимость дальнейшей поддержки в виде дополнительного внешнего финансирования. Так по состоянию на 01.10.2014 международные резервы составили 16,4 млрд.дол.США. Увеличение объемов международных резервов в сентябре произошло в связи с поступлением средств по программе «стенд-бай» Международного валютного фонда, распределенных в пользу Правительства Украины (978,42 млн. долларов США) и Национального банка Украины (397,55 млн. долларов США). В дальнейшем курсовая динамика будет зависеть преимущественно от девальвационных настроений, во многом провоцируемыми политической и экономической ситуацией в стране. Также на курсовую динамику будет оказывать влияние результат платежного баланса, поскольку мы ожидаем дальнейшего сокращения экспорта до конца текущего года и роста отрицательного сальдо платежного баланса за счет сезонного увеличения потребности в импортируемых энергоносителях, отрицательного результата финансового счета, если Украине не будет постоянно оказываться поддержка от внешних кредиторов.

+4

7

16 жовтня 2014, 09:53

О ситуации на страховом рынке

Независимое рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» подготовило аналитический обзор страхового рынка Украины по итогам I полугодия 2014 года. В материале рассмотрены основные тенденции, характерные для сферы страхования, проанализированы ключевые показатели деятельности (операционная среда, активы и резервы страховщиков, капитализация участников рынка, динамика страховых премий и выплат, анализ эффективности деятельности, особенности операций перестрахования). В 2014 году страховые компании были вынуждены работать в сложных условиях на фоне ухудшения экономической среды и снижения деловой активности контрагентов, активных девальвационных процессов, высокого уровня недоверия со стороны населения к надежности и устойчивости страховых компаний. В целом ухудшение экономического климата способствовало снижению ликвидности активов страховых компаний, уменьшению объемов страховых премий на фоне роста страховых выплат. Ухудшение ликвидности банковской системы на протяжении I полугодия привело к росту проблем, связанных с возвратом депозитов из ряда банковских учреждений, а также сокращению базы страховых операций из-за отсутствия кредитной активности банков. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, количество компаний, работающих на страховом рынке, уменьшилось на 15 за период с 30.06.2013 г. по 30.06.2014 г. По состоянию на начало ІІ полугодия текущего года было зарегистрировано 400 компаний, из которых 58 предоставляли услуги страхования жизни. Работа страховых компаний в последнее время обусловлена жесткой конкуренцией, и это способствует ротации игроков на рынке. В течение года происходила переориентация клиентов на более надежных страховщиков. Если ранее ключевым ориентиром выступала стоимость соответствующих услуг, то на сегодняшний день на первое место выдвигаются требования относительно надежности страховой компании. Участники сужающегося рынка были вынуждены сосредоточить усилия на удержании рыночной доли путем пересмотра и создания новых страховых продуктов, изменения тарифной политики, эффективной работы персонала, в т.ч. в сфере урегулирования убытков и создания положительного имиджа компании, эффективной работы агентской сети и регионального партнерства (банки, автосалоны, торговые сети), работы с корпоративными клиентами. Успешность компаний во многом зависела также от адекватного уровня расходов на ведение страхового дела. В настоящее время на рынке работает достаточно большое количество компаний с небольшой долей рынка, которые, с большой долей вероятности, в последующем могут либо прекратить деятельность, либо стать объектом поглощения или слияния со стороны более крупных игроков. Существенное давление на деятельность страховых компаний оказывали события в восточном регионе Украины. Кроме сокращения объемов заработанных премий, формировавшихся за счет Донецкой и Луганской областей, стоит отметить объективный рост страховых случаев в зоне антитеррористической операции (АТО). На сегодняшний день нет единого мнения относительно того, является ли факт проведения АТО на территории, где имел место страховой случай, основанием для отказа в выплате возмещения клиенту. По данным самих страховщиков, соответствующие решения принимаются индивидуально. Испытываются трудности, связанные со сбором (зачастую это просто невозможно) всей необходимой документации по страховому случаю. Актуальным остается вопрос совершенствования системы надзора за страховым рынком, оптимизации работы государственных и контрольно-надзорных органов. В соответствии с законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование рынков ценных бумаг и финансовых услуг», надзор за страховыми компаниями предполагается передать Национальному банку Украины. По нашему мнению, в случае принятия Законопроекта могут быть усовершенствованы стандарты раскрытия отчетности, а также будут внедрены более жесткие методы регулирования деятельности страховых компаний. Кроме того, на модернизацию национальной регуляторной системы и пруденциального надзора будет оказывать влияние целый ряд положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. На сегодняшний день существует объективная необходимость постепенной адаптации действующего законодательства, регулирующего деятельность страховых компаний, к соответствующим нормам, действующим в ЕС. В частности, желательно, чтобы такие изменения были связаны с созданием основы для честной конкуренции с европейскими страховщиками на украинском рынке. Инвестиционная привлекательность Украины в среднесрочной перспективе находится на низком уровне, но после решения вопроса отношений Россия-Украина, возможен рост инвестиционной привлекательности отечественного страхового рынка для иностранных компаний. Также мы предполагаем некоторое перераспределение доли рынка исходящего внешнего перестрахования от компаний, расположенных в Российской Федерации, в пользу компаний, зарегистрированных в странах ЕС. Вместе с тем, до урегулирования политических и экономических проблем в восточных регионах страны мы не ожидаем каких-либо кардинальных нормативно-правовых изменений в «правилах игры» для отечественного страхового рынка. Обоснование фактов и тенденций, характеризующих страховой рынок, инфографику, читайте в полной версии обзора, доступной на нашем сайте по этой ссылке .

11 вересня 2014, 14:58

Административные действия НБУ на валютном рынке. Положительный эффект или мина замедленного действия?

По мнению экспертов рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», введенные НБУ административные меры достаточно эффективны в краткосрочной перспективе, однако возникает вопрос о сохранении курса ниже отметки 13 UAH/USD в течении длительного периода времени. В связи с ростом давления на курс доллара внутри страны из-за сокращения объемов экспортных операций и снижения притока валютных поступлений, постоянного роста спекулятивных ожиданий и социальной напряженности, НБУ принял ряд постановлений призванных урегулировать ситуацию на валютном рынке и остановить дальнейшее обесценивание гривны. По мнению аналитиков рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», введенные административные меры достаточно эффективны в краткосрочной перспективе, однако возникает вопрос о сохранении курса ниже отметки 13 UAH/USD в течении длительного периода времени. Речь идет о Постановлении № 515 от 20.08.2014 «Об урегулировании ситуации на валютном рынке Украины», в котором НБУ принял решение о продлении срока действия нормы об обязательной продаже поступлений в иностранной валюте до 90 дней и увеличении объема ее продажи до 100%. А также о Постановлении №540 «О введении дополнительных механизмов для стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков Украины», согласно которому лимит общей долгой открытой валютной позиции сокращается с 5% до 1% регулятивного капитала, а также ряд других мер направленных на урегулирование ситуации. Так, с 29 августа по 3 сентября снижение курса межбанковского рынка происходило на фоне сокращения объемов торгов. Средневзвешенный курс продажи снизился с 13,6 до 12,53 UAH/USD. Уже 4 и 5 сентября можно было наблюдать медленный рост курса на фоне незначительного увеличения объемов торгов. Крупные продавцы валюты занимают скорее выжидательную позицию, на наличном рынке валюта продается в рамках покупки у населения, развитие получает «черный рынок». Кроме этого, на курс гривны оказывает дополнительное давление намерения иностранных инвесторов выводить активы из страны. «Предоставление МВФ второго транша, а также финансовой помощи от других международных кредиторов являются теми позитивными действиями, которые позволят краткосрочно стабилизировать ситуацию на валютном рынке, — отметила Ольга Шубина, заместитель Генерального директора «Кредит-Рейтинг». — Мы считаем, что при сохранении нынешней критичной ситуации в экономике Украины и / или в случае нарушения соглашений, которые были достигнуты в г. Минск 05.09.14 в среднесрочной перспективе можно ожидать не высокие объемы торгов из-за сильных и устойчивых спекулятивных ожиданий участников рынка и дальнейший рост курса».

Немає голосів

7

30 травня 2014, 14:34

О Крыме без гривни

Несколько мыслей о том, какие последствия для экономики, банковской системы и валютного рынка Украины будет иметь прекращение хождения гривни в Крыму с 1 июня 2014 года. По данным на начало года, объем крымских депозитов оценивался почти в 23 млрд. грн., задолженности по кредитам – около 16,5 млрд. грн. Уже на 1 апреля объем кредитов увеличился до 24 млрд, а объем депозитов сократился до 20 млрд. Оценивая грубо, украинская банковская система теряет с прекращением операций в Крыму не менее 1/10 от своих активов и пассивов. Для валютного рынка Украины и для экономики последствия не такие серьезные, как для граждан Крыма. Украинские банки вдвойне лишены права работы в Крыму: как со стороны НБУ (решение от 6 мая, во исполнение закона о статусе оккупированных территорий), так и согласно постановлению Центробанка РФ от 26 мая. Из российских банков налаживают работу в Крыму пока немногие. В основном это небольшие банки, работающие внутри РФ и которые могут не опасаться возможных экономических санкций со стороны международных организаций и партнеров из-за работы на полуострове. Для крупных игроков российского банковского рынка соблазн расшириться в Крыму не настолько велик, чтобы рисковать репутацией и терять налаженные связи. Для экономики Крыма и населения полуострова риски состоят в отношении своевременного возврата депозита. Есть просто неудобства. Пока что невозможно в большинстве случаев ни провести электронный платеж, ни рассчитаться картой. Вместе с тем, ситуацию можно обоснованно использовать как форс-мажорную в плане исполнения обязательств по кредитам. Это не означает, что можно забыть о банке и просто перестать платить. Но вместе с этим, украинские банки, скорее всего, вынуждены будут идти на серьезные послабления для крымских заемщиков. Для россиян сокращение срока хождения гривны в Крыму дало возможность фактически в условиях форс-мажора навязывать украинским банкам свои варианты решения вопроса, которые не в пользу Украины. Кроме того, сейчас достаточно трудно оценить объем гривневой массы, которая может оказаться в российском Центробанке. Если предположить, что к россиянам перейдет даже часть кредитно-депозитного портфеля, это уже не менее 1 млрд. евро по текущему курсу. Эти средства нельзя будет включить в международные резервы ЦБ, однако на них можно будет поддерживать интересы российского бизнеса в Украине, кредитуя соответствующие российские предприятия.

+5

15

1 квітня 2014, 14:47

О перспективах банков с российским капиталом на украинском рынке

Общий объем задолженности украинских заёмщиков перед банками РФ президент России в минувшем ноябре оценил в 28-30 млрд. долларов. Из этой цифры около 100 млрд. грн. (или около 12,3 млрд. долларов по курсу на начало года) – это долги перед «дочками» этих банков в Украине, если судить по банковской отчетности по итогам прошлого года. Это примерно 12% всей кредитной задолженности украинских заемщиков перед украинскими банками. Не феноменально много, но и не так уж мало. Вопрос будущего российских банков в Украине нужно рассматривать, по меньшей мере, с двух сторон. Первое – это то, как себя будут чувствовать материнские структуры этих банков в России в ближайшие месяцы, а затем в ближайшие год-два. Какие будут условия для России в доступе на мировые рынки денег и капитала? Вопрос неоднозначный. Если на западных рынках будут налицо ограничения, удорожание заимствований и замораживание сотрудничества, то можно ли утверждать то же самое об азиатских финансовых площадках? От того, как будут складываться отношения между Россией и странами Востока, прежде всего, Китаем и Индией, зависит в том числе и устойчивость финансового сектора у наших соседей. Второй аспект касается того, какие сегодня перспективы у крупнейших клиентов российских банков в плане работы и бизнеса здесь, в новых политических реалиях. Однозначно, что перспективы имеются. С другой стороны, в ближайшие полгода-год в отношениях между российскими банками и украинскими органами надзора и госструктурами в целом неизбежна настороженность и сдержанность. На рефинансирование российским банкам, по идее, можно не рассчитывать (хотя это и не бесспорно). В целом, все банки с российским капиталом ныне приостановили кредитование. Приостановили, но не остановили и, как нам думается, до того момента, когда появятся обнадёживающие тенденции в экономике. Кроме этого, учитывая, что на активы банков с российским капиталом приходится довольно крупная часть активов украинской банковской системы, искусственное и явное ограничение работы россиян в Украине, случись оно со стороны госструктур, может быть чревато проблемами. Кроме этого, в Крыму и Севастополе ряд российских банков могут осуществить удачные для себя сделки по приобретению активов украинских кредитных учреждений.

+7

3

13 березня 2014, 13:17

Рубль в Крыму. Быть или не быть?

Переход Крыма в рублевую зону возможен после нормативно-правовых решений властей России о присоединении Крыма в качестве субъекта федерации. Такие решения смотрятся на сегодня сомнительными, даже несмотря на то, что референдум 16 марта, скорее всего, будет проведен. После этого, с большой долей вероятности, последует долгий период переговоров, суть которых – любым способом оставить Крым под украинской юрисдикцией. Россия, вероятно, не будет спешить с юридическим оформлением вхождения Крыма. Для сохранения полуострова в составе Украины власти нашей страны будут вынуждены пойти на ряд болезненных компромиссов. Фактическая аннексия Крыма может дорого обойтись РФ не только политически, но и финансово. Можно предположить, что совокупные расходы на последовательное «обустройство» Крыма и Севастополя в составе РФ могут быть через несколько лет не меньшими, чем суммы, потраченные на подготовку олимпийских объектов в Сочи и проведение самой Олимпиады, а это десятки миллиардов долларов. Например, только на выплату пенсий, по предварительным оценкам, с учетом военных пенсионеров, придется направить не менее 2 миллиардов долларов в год. Плюс обеспечение работников бюджетной сферы Крыма – это еще почти такая же сумма по году. Плюс расходы по созданию инфраструктуры для работы госучреждений РФ, которые эти самые выплаты будут производить и которые будут давать работу этим самым бюджетникам... Далее. Туристический сезон в этом году с большой долей вероятности сорван в Крыму, на последующие годы необходимо обеспечить довольно значительный приток, чтобы регион «ожил». А для этого необходимо наладить нормальное сообщение с «материком». Ездить через Украину, учитывая градус сегодняшних отношений между странами, – сомнительно, что будет безболезненно и эффективно, да и психологически тяжеловато. Значит, нужно наращивать поток через Керченский пролив. Там возможности перевозки ограничены, по крайней мере, до строительства полноценного моста через пролив, а это свершится не завтра и потребует инвестиций не менее, чем те же 1,5-2 млрд. долларов. Поставим за скобки требуемые инвестиции в сельское хозяйство Крыма, в туристическую сферу, в инфраструктуру, в строительство тех же дорог и пр. Поэтому Россия с реализацией мер по «обустройству» спешить не будет. Во всяком случае, это касается Крыма, не Севастополя. С Севастополем сложнее. Там переход на рубль более вероятен, и не в самой отдаленной перспективе. Поскольку средства, до этого пускаемые на оплату пребывания ЧФ России на территории Украины, можно будет направить на инвестиции в городское хозяйство, либо на модернизацию кораблей, судов, флотской инфраструктуры. Севастополь в целом легче продотировать из российского бюджета, чем Крым. Хочется верить, что будет предложено решение, которое позволит РФ «сохранить лицо и присутствие» в регионе; одновременно будут делаться шаги в том направлении, что Крым в перспективе должен остаться за Украиной.

+28

18

10 лютого 2014, 15:16

Мотивация девальвации

В экономике не может быть все отлично, если в политике все так плачевно, как сейчас. Особенно для такой страны, как Украина, которая крайне зависит сегодня от политики ключевых мировых держав. К чему может привести повышение дальнейшее повышение курса? К удорожанию стоимости обслуживания внешних долгов (государственных и частных), номинированных в долларе и евро. К росту цен на импорт, при том, что как торговый, так и платежный баланс, напомним, у нас отрицательный. Повышение курса на сегодня выгодно тем, кто планирует изрядно потратиться на проведение выборов, любых выборов, когда бы они не происходили, в течение 2014 года или чуть позже. Кроме того, оно может использоваться как хорошее оправдание инфляции и социальных расходов. Для этого на сегодня уже мобилизован значительный валютный ресурс. Вполне вероятно, в определенных руках. В руках тех, кто к моменту введения НБУ ограничений (6 февраля), используя «чудесный дар провидца» или же инсайдерскую информацию, сумел осуществить «нужные» сделки. Таковы, как видится, основные мотивы ослабления гривны. Связаны они отнюдь не со стремлением использовать плюсы девальвации, а лишь обеспечить преемственность во власти на будущее. С другой стороны, имеется возможность сохранения «статус-кво», который предполагает сохранение курса на уровне 8,5-8,7 гривны за доллар, а возможно, и ниже. Такой сценарий зависит от скорости принятия компромиссных и профессиональных политических решений, от авторитетности в глазах рынка и инвесторов тех людей, которые будут принимать решения в будущем правительстве и особенно в его экономическом блоке. И, как ни печально, от баланса сил ключевых финансово-промышленных групп, которые неизбежно будут влиять на формирование правительства и последующие решения. Будут преобладать интересы экспортного лобби – не исключена умеренная девальвация, усилятся группы, зависящие от импортных товаров, сырья и комплектующих – возможно даже небольшое укрепление гривны. Плюс, нельзя сбрасывать со счетов укрепление доллара на международных рынках, в силу того, что в США количественное стимулирование экономики постепенно сворачивается, в то же время цены на большинство товаров не растут, не растет и доходность казначейских облигаций. Это способствует укреплению доллара.

+22

1

20 січня 2014, 14:05

Бюджет-2014. Миссия невыполнима?

Бюджет в его нынешнем виде и с нынешними параметрами принят на очень незначительное время. Иначе его не принимали бы с такими нарушениями регламента и Бюджетного кодекса. Хронология изменений в бюджеты последних лет также говорит сама за себя, и в этом нет ничего хорошего. О планомерном и поступательном развитии давно забыли, ручной режим управления экономикой преобладает последнее десятилетие. Однако, в 2013 году не принималась даже так называемая бюджетная резолюция на 2014 год. Если посмотреть на динамику ключевых бюджетных показателей последних лет (см. таблицу), то данный бюджет выглядит (даже по официальным данным) наиболее разбалансированным. При сегодняшней динамике выполнения прошлогодних показателей выполнения бюджета на текущий год в его нынешнем виде, по нашему мнению, проблематично. Основные показатели госбюджетов Украины и их выполнение в период 2009 — 2014 годов *за 9 месяцев 2013 года **на 1 декабря 2013 года Сумма поступлений доходов в Государственный бюджет по итогам января-ноября 2013 года составила 308 807 млн. грн… Данные о совокупных расходах Госбюджета за этот период пока отстутствуют. Местные бюджеты на 2014 год увеличены, но не понятно, за счет каких источников будет происходить это увеличение. Трансферты местным бюджетам увеличены в целом для финансирования расходов, которые будут производиться по указаниям из центра. При этом объемы изъятий из регионов в центр возрастают более чем на 2/3. Сокращены расходы на инфраструктуру, в частности, на строительство дорог. Правительство получает право оформлять задолженность по возмещению НДС, накопленную на 1 января 2014 года, пятилетними векселями под 5% годовых. Точные суммы долга по НДС и перед поставщиками услуг правительство может определять своими постановлениями. Так, через вексельную схему Кабмин сможет погасить задолженность по компенсации теплокоммунэнерго разницы в тарифах. Соответствующий закон был принят еще три месяца назад. На 1 сентября 2013 года размер такой заложенности находился на уровне около 8 млрд грн. Это тревожный факт. Одним из источников финансирования бюджета могут стать международные резервы России. Пока не прописан механизм, как страна получит оставшиеся 12 млрд. долларов из 15 млрд. долларов помощи, о которой договорились президенты Украины и России в декабре. Хотя правительство ожидает соответствующих поступлений в первом полугодии. Фонд национального благосостояния России не может инвестировать в ценные бумаги государства со спекулятивным кредитным рейтингом более 10 % своих активов (даже с учетом последних решений российского правительства). Поэтому скорее всего, для оказания помощи Украине будет использована также схема, когда РФ предоставляет помощь Украине за счет своих средств в форме специальных прав заимствования Международного валютного фонда (сейчас эти средства в объеме около 9 млрд. долларов США отображены в международных резервах Центробанка). Это недавно было косвенно подтверждено министром финансов России. В таком случае средства будут направлены в украинские международные резервы в виде кредита. Параллельно с этим, 16 января в парламенте был зарегистрирован законопроект, по которому смягчаются требования по формированию НБУ своих собственных резервов. Если ранее резервы формировались в объеме е менее 10% денежно-кредитных обязательств, то законопроект предлагает снизить планку до 5%. Учитывая то, что в госбюджет-2014 по плану должно быть перечислено более 22 млрд. грн., что уже само по себе немало, существует вероятность, что цифра может быть существенно изменена, в случае реализации схемы кредитования Россией с помощью специальных прав заимствования, а также в случае принятия законопроекта.

+11

1

28 листопада 2013, 11:09

Выбрать нельзя лавировать

Вектор дальнейшего развития Украины имеет прямое влияние на возможность Украины рефинансировать валютные долги к погашению в 2014 году В последние дни тема возможного подписания или не подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и перспективах вступления в Таможенный Союз с Россией является главной в информационном пространстве. Одним из ее ключевых пунктов является необходимость внешних заимствований страны для своевременного погашения выплат государственного долга и выполнения государственного бюджета. От выбранного направления движения Украины (Европа или Россия) будут зависеть источники и, собственно, возможности Украины для привлечения внешнего (валютного) финансирования в 2014 году. График валютных погашений государственного и гарантированного государством долга на 2014 год предусматривает выплату порядка 7.3 млрд. дол. США, которые включают около 3.7 млрд. дол. США по телу кредитов МВФ, 1.0 млрд. дол. США – суверенные еврооблигации, порядка 1.0 млрд. дол. США — валютные ОВГЗ и 1.6 млрд. дол. США — еврооблигации Нефтегаза Украины. Кроме того, по-прежнему на повестке дня остается дефицит платежного баланса, который в зависимости от дальнейшего сценария развития в 2014 году может составить от 2.0 до 6.0 млрд. дол. США. Если за основу взять дефицит платежного баланса 2012 года (4.2 млрд. дол. США, что, по нашему мнению, выглядит достаточно оптимистичным сценарием), то потребности во внешнем финансировании для Украины в 2014 году составят как минимум 11.5 млрд. дол. США. Таким образом, главным и основным вопросом для Украины на сегодняшний день является — как обеспечить или где взять необходимый объем валютного финансирования? Золотовалютные резервы Национального банка на конец октября составили 20.6 млрд. дол. США и, по нашему мнению, к концу года имеют высокие шансы сократиться до 19.0 млрд. дол. США. Таким образом, в случае невозможности Украины привлечь внешние кредиты в 2014 году, резервы Национального банка могут сократиться до 8.0 млрд. дол. США, что будет эквивалентно немногим более, чем месячному объему будущего импорта. Альтернативными опциями на сегодняшний день являются все те же: внешние рынки капитала (еврооблигации), внутренний валютный рынок, кредит МВФ и финансовая поддержка отдельных стран. Таким образом, выбранный Украиной дальнейший вектор развития (европейский или российский) является в настоящий момент основной предопределяющей доступных для Украины источников внешнего финансирования в 2014 году, возможности в полном объеме «покрыть» отток валюты новыми привлечениями, сохранить объем золотовалютных резервов на безопасном уровне и обеспечить относительную стабильность валютного рынка. По нашему мнению, в случае если Украина подпишет Соглашение об Ассоциации в Вильнюсе, то, скорее всего, Правительство может рассчитывать на успешный выход на внешние рынки капитала с размещением государственного долга (можно привлечь до 2.0-2.5 млрд. дол. США). Также, высоковероятным выглядит получение «стабилизационных» кредитов от стран Европейского союза, объем и условия которых, скорее всего, будут предметом для переговоров в каждом отдельном случае (по аналогии с МВФ). Более вероятным может выглядеть и финансирование Международного валютного фонда, позиция которого в отношении Украины может быть несколько ослаблена при содействии ЕС в переговорном процессе (во всяком случае, в его начале). Однако, другой стороной медали подписанного соглашения будет, безусловно, более сильное давление со стороны России, дальнейшее падение товарооборота и, как результат, расширение дефицита счета текущих операций. В частности последнее может привести к увеличению потребностей Украины во внешнем финансировании, нарастанию напряженности валютного рынка и, следовательно, усилению административного давления Национального банка. Кроме того, обеспечение стабильности гривны на текущем уровне, по нашему мнению, будет практически невозможным и Национальному банку придется допустить девальвацию как минимум в пределах 5-10% от текущего уровня. Также, не менее остро может стать вопрос о повышении тарифов на газ для населения. Несмотря на то, что на сегодняшний день, по нашему мнению, присутствует полная экономическая целесообразность как первого, так и второго, политическая стоимость такого шага в преддверии Выборов 2015 года может не устроить текущую власть. Вторая опция — «разворот» Украины в сторону России, по нашему мнению, оставляет Украину с единственным источником привлечения валютного финансирования в среднесрочной перспективе (как минимум в 2014 году). В случае реализации этого сценария, получение от российских банков кредитов в сумме порядка 4-5 млрд. дол. США и скидки на российский газ в сочетании с активизацией торговых отношений (что позволит снизить дефицит счета текущих операций до минимума) фактически позволит Украине достаточно уверенно пройти 2014 год. Однако, вопрос цены за такое финансирование остается открытым. Кроме того, снижение стоимости российского газа позволит снять «остроту» вопроса о повышении стоимости газа для населения и соответственно требований МВФ, формально делая получение новых траншей более легким и реалистичным. Единственным вопросом в случае выбора «российского вектора» остается снова-таки его политическая цена как с точки зрения дальнейшего места Украины на геополитической карте (вступление в Таможенный Союз, интеграция в ЕЭП), так и с точки зрения электорального предпочтения в преддверии выборов. Еще одним сценарием для Украины может быть стратегия «и Европа, и Россия», которая, на наш взгляд, может быть определенным компромиссом с точки зрения электората, однако в 2014 году будет нести наибольшие риски как для экономики Украины в целом, так и валютного рынка в частности. Такого рода «самостоятельность» заставит Украину функционировать в режиме достаточно короткого горизонта планирования и, соответственно, высокой неопределённости.

+12

7


Головна/

Алексей Капустинский