Мінфін - Курси валют України

Встановити
koshyl

Андрей Кошиль

0 підписників0 підписок

Був на сайті 17 жовтня 2024 о 04:15

Чоловіча

Киев

президент Ассоциации «Земельный союз Украины»

Про себе

Андрей Кошиль, президент Ассоциации «Земельный союз Украины», член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, член Общественного совета при Министерстве экономики Украины.

На Мінфіні з 9 лютого 2011

Заблокувати

Украина. Земля. Инвестиции.

Записи

12

20 червня 2011, 11:29

Инвестиционная привлекательность аграрного сектора Украины

— Это «ж-ж-ж» неспроста! (Винни Пух) Сельское хозяйство Украины задыхается от нехватки инвестиций. По словам Леонида Козаченко, Председателя Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, за 20 последних лет в аграрный сектор поступил всего 1 млрд. долларов инвестиций. При этом для нормального функционирования отрасли нужно 60 млрд. Если темпы поступления сохранятся, ждать нам необходимых средств придется 1200 лет! Почему сложилась такая ситуация и что мешает нашей стране — одному из лидеров по площади сельхозземель (в том числе черноземов), реализовать свой уникальный потенциал? Конечно, объективных причин, пугающих инвесторов, много: запутанная и противоречивая законодательная база, высокий уровень коррупции, неурегулированность земельных отношений, и так далее, и тому подобное. Особняком стоят действия руководства страны, направленные на ручное управление сельским хозяйством. Из последнего, самого свежего, нужно упомянуть квотирование экспорта пшеницы, которое буквально выбило почву из-под ног сельхозпроизводителей и зернотрейдеров. Однако это не единственный пример — такого рода «достижениями» может «похвастаться» любое правительство последних лет. Но давайте посмотрим на ситуацию без лишних эмоций, так сказать, со стороны. Наряду с негативными факторами есть и ряд неоспоримых преимуществ для ведения сельхоз бизнеса. Это — низкая стоимость аренды земли – в среднем около $36 в год за гектар (более 70% которой выплачивается арендаторами в натуральной форме). В России, например, этот показатель — около $200, а в Венгрии – 200 евро, не говоря уже о странах «старой» Европы. Это — возможность брать землю в аренду на срок до 49 лет (в том числе и иностранцам) . Это — крайне низкий (к сожалению для государства и населения) уровень средней зарплаты , который в 2010 году составил где-то 2200 грн ($275). Это — большое количество необрабатываемых земель и возможность на многих из них вести органическое земледелие . Ведь гербицидами-пестицидами и другой «химией» их никто лет 20 не обрабатывал из-за недостатка средств. В отличие, кстати, от земель благополучной Европы. Это и наш незаполненный внутренний рынок потребления продуктов питания . Гречка по $3, картошка по $2 и полные супермаркеты импортных овощей, мяса и молока по космическим ценам. У нас должно быть иначе! Это, наконец, 42 миллиона гектаров сельхозземель в Европе, большая часть из которых черноземы . Работать и хорошо зарабатывать в сельском хозяйстве можно. Если, конечно, есть деньги. Ведь без них невозможно ведение эффективного современного сельхозпроизводства, как и любого другого бизнеса. В Украине «дешевых» и «длинных» денег не найти — банки крайне неохотно и под очень высокий процент кредитуют село. А инвесторы массово к нам не спешат, хотя вкладывают значительные средства в гораздо более проблемные страны Африки и Латинской Америки. В чем же дело? Не в последнюю очередь дело в негативном имидже Украины, который создан и старательно поддерживается нашими зарубежными соперниками, а также теми, кто уже ведет свой бизнес в Украине и притоку инвестиций в предприятия конкурентов не рад. Телевизионные сюжеты, статьи, аналитические обзоры показывают нашу страну в очень мрачных тонах, а иногда и намеренно искажают процессы, происходящие у нас. Например, недавний аналитический обзор одной очень уважаемой компании, посвященный глобальным инвестициям в сельскохозяйственные земли — farmlandgrab.org/post/view/18711. Если верить ему, в Украине существует мораторий на право собственности на землю (расскажите это миллионам собственников земли в Украине!), а перспективы отмены этого моратория оцениваются как очень призрачные — причем на основании заявления консультанта по недвижимости из польского!!! офиса одной из консалтинговых фирм. «Я настроен скептически» говорит он, и инвесторы делают соответствующие выводы — права собственности на землю в Украине нет и, скорее всего, не будет. Но ведь это неправда! Или другой материал, подготовленный ведущим мировым агентством новостей farmlandgrab.org/post/view/18823 Ситуация в нем рисуется в похожих мрачных тонах. Не будут, мол, продавать землю иностранцам, и перспектив нет никаких. А для сомневающихся прибавляют, что и стоимость аренды будет увеличена в два раза. При этом почему-то забывают упомянуть, что даже в этом случае ее величина будет в разы меньше, чем в соседних европейских странах. Мелькает, правда, и позитивная информация. Изредка. Однако, то, что наиболее крупные и уважаемые информагенства и консультанты систематически показывают Украину в «черном» цвете, инвестиций нам никак не прибавит. Какими бы позитивными не были реформы в стране. Создается впечатление, что все это море негатива — целенаправленная кампания — например, тех же европейских государств, которые поддерживают своих фермеров и опасаются конкуренции со стороны Украины. Но, возможно, я ошибаюсь. Да наверное, это и не так важно — запретить им писать такие статьи мы все равно не сможем. Вопрос в другом. Если наша страна, и прежде всего ее правительство, планирует существенно улучшить ситуацию в аграрном секторе, нужно не только законы новые принимать или снижать коррупцию. Нужно проводить целенаправленную информационную кампанию. Рассказывать, что делается для улучшения инвестиционного климата, какие есть возможности для иностранцев. Без этого зарубежных инвестиций в аграрный сектор, да и в другие отрасли тоже, мы не дождемся.

+17

4

14 червня 2011, 21:29

Как оформить землю?

Этим вопросом задаются в Украине миллионы человек и сотни тысяч предприятий. Например, количество собственников паевых сельхозземель — около 6,9 миллионов, участков под дачи и гаражи – около 1,2 млн., под садоводство – 2,65 млн. Из 6,4 млн. участков, предусмотренных к бесплатному оформлению (Постановление КМУ №844), оформлено лишь около 1 млн., а 5,4 млн. еще только должны узаконить свое имущество. И так далее. В общей сложности территория Украины «разрезана» где-то на 25 миллионов наделов, каждый из которых должен быть надлежащим образом оформлен и учтен государством. Операции с участками происходят постоянно. Даже несмотря на то, что рынок коммерческих и индивидуальных земель спит летаргическим сном, а рынок сельхозземель государство только думает выводить из наркоза, тысячи всевозможных операций совершаются каждый день. Землю завещают и наследуют, забирают за долги и вносят в уставный фонд предприятий, участки приватизируют, объединяют и делят, дарят, продают и покупают. А еще получают кадастровые номера, выносят границы в натуру, проводят инвентаризацию, оценивают и.т.д и т.п. Вопрос только — какой ценой. Неадекватные ДЕНЬГИ, потерянное ВРЕМЯ и огромные УСИЛИЯ – вот во что выливается для собственника или пользователя земельного участка ЛЮБАЯ операция. Два-три года на приватизацию, полгода на переоформление участка с одного человека на другого, два-три месяца на получение справки – вполне типичная ситуация. Вот, например, реальная цена совершенно формальной справки об отсутствии обременений и отягощений в крупных городах и пригородах может легко составить 3-5 тыс. грн. — при официальной стоимости в 5 грн. Но давайте пока оставим в стороне рассуждения о том, что во всем виновата коррупция, некомпетентность государственных органов и всяческие злоупотребления. Потому что это важные факторы, влияющие на проблему, скорее следствие ситуации, которая сложилась в земельной сфере, а не ее причина. А главных причин — три: — Сложность и противоречивость земельной законодательной базы, большое количество неурегулированных вопросов. — Невыполнение требований законов государственными и коммунальными органами. — Низкий уровень юридических знаний собственников и пользователей земли. Безусловно, первая причина – базовая. Если долгие годы вместо специального закона деятельность земельного кадастра регулируется документами Госкомзема, стоит ли удивляться, что этого самого кадастра, по сути, нет? Неужели кому-то непонятно, что если государственный орган САМ регулирует свою деятельность, коррупции и злоупотреблений не избежать? Дайте таможне самой решать, что делать — и получите полную страну контрабанды, дайте налоговой инспекции самой устанавливать налоги — и получите государственный рэкет! Для того и существует деление на законодательную власть и исполнительную, чтобы одни устанавливали правила игры, а другие – хочется, не хочется — их выполняли. И если бы кадастр был одной неурегулированной проблемой. Земельное законодательство – дыра на дыре, противоречие на противоречии. Главные претензии — к законодательной власти. Девять лет (с момента вступления в силу нового Земельного кодекса) не может принять горстку остро необходимых для жизни страны законов (прежде всего «О рынке земель» и «О государственном земельном кадастре»), а вместо этого продлевает противоречащий Конституции мораторий. В итоге, чтобы оформить землю для получения разрешения на строительство, нужно минимум четыре-пять лет. Сельское хозяйство, да и весь бизнес, на коленях. Инвестиции не поступают, а сами депутаты Верховного Совета (!!!) вынуждены платить взятки в районном отделе земельных ресурсов, чтобы оформить свою землю. По очень достоверным слухам, Закон Украины «Об упрощении регистрации прав на землю…» был внесен в Парламент и принят после того, как один из народных избранников устал оформлять свою земельную документацию. Второй фактор — невыполнение требований законов государственными органами, конечно, отчасти связан с первым. Ну не выполнить все по правилам, если закона два, и они противоречат друг другу! Тем не менее, эта проблема куда глубже. В Украине сложилась практика, когда закон есть, а государственный орган его просто не выполняет. И не несет за это ответственность! Например, согласно требованиям закона «О регистрации имущественных прав и их ограничений», госрегистрация прав на землю еще весной прошлого года должна была быть передана из Кадастра территориальным органы земельных ресурсов. Однако процесс передачи начался только с 1 января этого года и на сегодня до сих пор не закончен! (Кстати, все документы на землю, оформленные с весны прошлого года и до начала этого года, при желании можно признать недействительными – их регистрация незаконна) Фактически, во многих областях гражданам и юр. лицам по разным причинам до сих пор отказывают в регистрации. А согласно требованиям того же закона уже с 1 января следующего года эта функция должна быть передана органам юстиции. Кстати, территориальные органы земельных ресурсов имеют еще одну милую привычку — устанавливать дополнительные требования к земельной документации. В результате, в каждой области и районе свои местные особенности оформления документации. Единых требований нет, эталонных документов нет! И Госземагентство этот факт, похоже, мало интересует. В этой ситуации юридическая неграмотность населения и бизнеса в земельных вопросах – печальный итог бездеятельности законодательной власти и игнорирования законов государственными органами. Результат – растущее число судебных дел по земельным вопросам, нарушение законодательства, самовольные захваты участков. И к сожалению, часто предприятия и простые граждане нарушают законы не по злому умыслу, а по незнанию. Ведь обратиться за бесплатной помощью практически некуда – единой системы предоставления помощи в земельных вопросах не существует. А она ой как нужна. В сложившемся положении важно, чтобы органы государственной власти, и прежде всего — руководство страны, обратили, наконец, внимание на земельную отрасль. Ведь без нее невозможно ни нормальное функционирование бизнеса, ни продовольственная безопасность страны, ни благосостояние граждан.

+45

8

29 травня 2011, 16:08

Земельный рынок. Цены, тенденции, ожидания

Несмотря на то, что весенний  (как и осенний) период являются традиционными для покупки земельных участков под строительство индивидуального жилья (сюда же входят участки для ведения садоводства, дачного строительства, часть земель ОСГ, находящаяся в пределах населенных пунктов рядом с жилой застройкой), существенного увеличения количества сделок не наблюдается. Можно отметить лишь возросшую активность потенциальных покупателей — количество звонков, просмотров объявлений стало больше по сравнению с последними месяцами прошлого и первыми месяцами этого года. Тем не менее, до заключения сделок дело доходит очень редко. Основным сегментом, на котором наблюдается активность, является покупка участков «эконом класса» ценой от нескольких сотен долларов за сотку до 1,5-2 тысяч долларов.  Общая сумма покупки чаще всего составляет до 20000 долларов. Как правило, брокеров или посредников между покупателем и продавцом нет. Во-первых, возможная сумма комиссионных невелика по сравнению с трудовыми и временными затратами на поиск, показ участка, подготовку документов к сделке. Во-вторых, ни покупатель, ни продавец сегодня не горят желанием платить даже «стандартные» 5% от суммы. Небогатый покупатель психологически готов заплатить максимум  долларов 200-300. Поэтому число брокеров, активно работающих с землей, постоянно сокращается. Еще одна тенденция — желание покупателя приобрести за наименьшую сумму готовое решение — дом или таунхаус, как альтернативу покупке квартиры. Чем уровень готовности такого объекта выше, а его абсолютная стоимость ниже (имеется в виду не цена за квадратный метр, а общая цена покупки, тем он ликвиднее. Практически все банковские и финансовые учреждения свернули кредитные программы под покупку земли. Сейчас единственной возможностью получить средства на покупку участка является предоставление в качестве залога другого актива. Например, дома или квартиры. Саму же землю как ликвидное имущество банки, в основном, не рассматривают. Одним из важных факторов, влияющих на снижение количества сделок по покупке земли, являются проблемы, связанные с оформлением документации, необходимой для подготовки к сделке (получение кадастровых номеров и в случае необходимости — справок об оценке и отсутствии отягощений и обременений).  Это связано с передачей с начала 2011 года регистрации прав на землю из Земельного кадастра в районные управления земельных ресурсов. Юридически передача состоялась, но фактически существует ряд технических проблем, которые не решены до конца. В результате, во многих регионах Украины эту документацию либо вообще отказываются оформлять, либо оформляют в «ручном режиме» за очень существенную плату. Такие же сложности возникают с оформлением купленного участка на нового хозяина. Этот процесс может длиться полгода и больше (если его не «ускорять»). Кроме того, поступают жалобы на отсутствие бланков актов (дефицит которых часто создается искусственно). В целом ситуация на рынке земель под строительство индивидуального жилья существенно не меняется уже около двух лет. Наблюдается постепенное снижение цены предложения на земельные участки. В среднем, оно составляет от 0,5% до 1% в месяц. Реальные объемы продаж и цены, по которым СОВЕРШАЮТСЯ сделки, к сожалению, недоступны для участников рынка. Государственные органы (Минюст) не публикуют подобной информации, хотя она была бы очень полезна и аналитикам, и продавцам, и покупателям. Практически единственным источником получения ценовой информации являются объявления продавцов, размещенные в печати и Интернете. Скорее всего, до конца 2011 года ситуация на рынке земель для индивидуальной застройки не поменяется. Мы не ожидаем открытия кредитных программ банков, и доходы населения существенно не увеличатся. Основной объем спроса останется сосредоточенным в «эконом» сегменте. Пару слов о двух других сегментах земельного рынка — участках для коммерческой деятельности и сельскохозяйственных землях. Собственники и арендаторы земельных участков для строительства объектов бизнеса существенно оживились — повышение уровня налога на землю, арендной платы, других расходов по содержанию земли (в том числе и обслуживание кредита, если участок покупался в долг) заставляют искать альтернативные варианты использования таких объектов. Поэтому усилилась тенденция по организации совместных проектов, в которых одна из сторон участвует землей, а другая берет на себя все остальные расходы. Часто наделы используются совсем не в тех целях, для которых приобретались. Участки, первоначально предназначенные для строительства коттеджных городков, перепрофилируют под строительств теплиц, животноводческих комплексов, различных производств, нетрадиционной энергетики. Наблюдается стремительный рост интереса к участкам сельскохозяйственного назначения. И отечественных, и иностранных инвесторов не пугает мораторий — они на вполне законных основаниях берут землю в аренду  (на срок до 49 лет) или покупают предприятия с уже заключеннымидоговорами аренды. Тем более, что цена арендованной земли в Украине по сравнению с другими странами невысока — около 36 долларов за гектар в год и выплачивается она в основном в натуральной форме: сельхозпродукцией (по официальным данным Госземагентства — более 70%). Так что аренда является даже более привлекательным инструментом — инвестору не приходится сразу  изыскивать всю сумму на приобретение земли. Отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения с большой вероятностью не сможет существенно повлиять на рынок индивидуальных земель. Во-первых, подавляющее большинство наделов, пригодных для строительства жилья и других объектов (с твердыми подъездами, подведенными коммуникациями, с хорошим расположением) давно не являются сельскохозяйственными. Их назначение большей частью поменяли во время бурного роста цен на землю перед финансовым кризисом. Во-вторых, сам процесс изменения целевого назначения земель, которые сейчас находятся под действием моратория, после его отмены, скорее всего, будет запрещен (по крайней мере, норма об этом присутствует  проекте закона «О рынке земель»). И не смотря на то, что «обход» этого запрета, скорее всего, найдется, с учетом длительности, сложности и дороговизны этого процесса, им будет невыгодно заниматься.

+57

2

18 квітня 2011, 15:47

Ударим огородами по дефициту продовольствия?

Премьер Азаров заявил о планах борьбы с дефицитом продовольствия путем раздачи гражданам огородов. Он предложил украинцам брать в руки лопаты и вместо того, чтобы стонать, идти и обеспечивать семью овощами. А главам государственных администраций и Министру аграрной политики поручил обеспечить подготовку и выполнения этого плана. Что это — издевательство чиновника или реальный план, который поможет хотя бы частично решить проблему дорожающего продовольствия в условиях низких доходов и маленьких пенсий? Но есть ли у государства свободная земля, чтобы давать ее «безогородным» гражданам? Судя по официальной статистике Госкомзема, на 01.01.2010 в собственности государства находилось около 10,9 млн. га сельскохозяйственных земель, из которых площадь пашни составляет около 5,5 млн. га. Часть этой пашни передана в пользование сельхозпредприятиям (925 тыс. га) и гражданам (1536 тыс. га), а остатком — около 3 млн. га — могут распоряжаться органы, которые представляют государство. То есть, те же самые администрации. Эти земли могут стать огородами, причем из них пресловутые 10 соток под картошку и другие овощи могут получить до 30 млн. человек. Еще около 1 млн. га, по словам министра АПК Присяжнюка, составляют земли, собственники которых умерли, а наследников не нашлось («відумерла спадщина»), а это еще 10 млн. потенциальных огородов. С учетом того, что на руках у населения уже находится немало участков (6,9 млн. участков паевых земель средней площадью по 4,2 га и около 12,5 млн. наделов другого назначения), можно с уверенностью сказать — земли достаточно, чтобы обеспечить всех желающих. Земли-то хватает, а вот оформить ее непросто. Те, кто сталкивался с органами земельных ресурсов (особенно последние лет 5-6), наверняка с горечью вспоминают свои «хождения по мукам» — запутанные процедуры, постоянные изменения требований к документам, взятки на каждом шагу. Да и не только «земельщики» — все государственные службы, занимающиеся согласованием земельной документации (органы архитектуры, культурного наследия, экологии, санэпидемстанции) активно участвуют в этом «бизнесе». Тому, кто на приватизацию своего участка потратил меньше года (и это с учетом «неофициальных платежей») очень повезло. Некоторые и по 3-4 года не могут получить заветный акт на землю. Что касается названия «бесплатная приватизация», то оно фигурирует лишь в Земельном Кодексе и других официальных документах. А на деле всем известно, что эта приватизация очень даже платная. Вот поэтому многие украинцы, которые не успели оформить землю до начала «золотой лихорадки» на рынке недвижимости, а позднее не имели свободных средств и возможности, сейчас не могут получить свой кусочек поля для того, чтобы разнообразить рацион экологически чистыми овощами, а может даже и прокормить себя и близких. Даже если сейчас государство максимально упростит раздачу земли в собственность, все мы понимаем, что учителя и пенсионеры получат землю в последнюю очередь, к сожалению. Но эта проблема ждать не может! Есть ли другой путь, чтобы быстро и недорого помочь этим самым нуждающимся категориям граждан? Есть. Ведь сложности возникают с оформлением земли в СОБСТВЕСТВЕННОСТЬ. Но существует еще и АРЕНДА. Согласно ст. 36 ЗК : «Земельные участки для огородничества: 1. Гражданам или их объединениям из земель государственной или коммунальной собственности могут представляться в аренду для огородничества. 2. На земельных участках, переданных для огородничества, заложение многолетних плодовых насаждений, а также сооружение капитальных зданий и сооружений не допускается. 3. На земельных участках, переданных для огородничества, могут быть возведены временные сооружения для хранения инвентаря и защиты от непогоды. После окончания строка аренды указанного земельного участка, построенные временные сооружения подлежат снесению собственниками этих сооружений за их счет.» В данном случае механизм очень подходящий – государство ничем не рискует, передавая землю на несколько лет для ведения огородничества, такой землей не поспекулируешь, и брать ее будут только те, кому она действительно нужна. Конечно, следует ограничить максимальные срок и площадь аренды, чтобы не было злоупотреблений и установить доступную арендную плату (например, 10 гривен в год с одной сотки). Но, безусловно, для того, чтобы эта инициатива действительно принесла плоды, нужна политическая воля, чтобы добиться не «виртуальных», а реальных действий от государственных администраций; нужны бюджетные средства для разработки документации (сейчас их нет) и, конечно, нужна большая организационная работа. А именно: — найти земли близко к городской черте в местах хорошей транспортной доступности — разработать землеустроительную документацию (этим могут заняться институты землеустройства и ГЗК) — проинформировать население о возможности получения огородов — оформить договоры аренды — организовать централизованную вспашка участков, транспорт, охрану Все это, в принципе, выполнимо. Более того, затраты, понесенные на организацию процесса, могут вполне окупиться даже за счет невысокой арендной платы. Другой вопрос, готовы ли горожане (а именно на них рассчитана эта программа, ведь сельское население и так обеспечено огородами) брать в руки лопаты и работать на земле? Им это может показаться издевательством, хотя совсем недавно практически любая советская семья выращивала большую часть своего рациона самостоятельно. Мы это утратили. А жаль! Ведь продукты со своего огорода – это не только экологически чистое питание и умеренные нагрузки для современного малоподвижного человека, но и экономия семейного бюджета, и, в конце концов, шаг в сторону традиционных украинских ценностей. И нет в этом ничего зазорного – в той же благополучной Европе все больше продуктов выращивается мелкими семейными хозяйствами. Эти пресловутые огороды помогли пережить тяжелое послевоенное время Великобритании, Франции, Германии и другим странам, поставляющим нам сегодня свои семена, технологии и сельскохозяйственную технику. Можно сказать, с заявлением премьера я, в целом, согласен. Хватит ныть и за лопату! Хотелось бы только, чтобы Николай Янович предоставил для этой лопаты землю.

+27

5

11 квітня 2011, 16:06

Мораторий. Отменить нельзя оставить...

Осенью этого года исполнится десять лет мораторию на продажу сельхозземель в Украине. Юбилей, однако! Порядком надоели споры, которые с новой силой разгораются между сторонниками моратория и его противниками перед каждой очередной планируемой датой его снятия. А было их уже четыре! Парламент с завидным постоянством сначала обещает открыть рынок, а потом, когда подходит запланированная дата, отодвигает срок отмены все дальше и дальше в светлое будущее, которое сможет наступить, только когда государство подготовится – примет нужные законы, сформирует кадастр и проведет информационную работу с собственниками паев (заучили все, спасибо СМИ). А до тех пор мораторий надежно хранит сельхозземли от скупки. Смешно? Мне тоже. Только обыватель может принять мораторий за крепостную стену, ограждающую украинские земли от разбазаривания, а неразумных селян от обезземеливания. В действительности же этот запрет — старый плетеный тын, который шатается от прикосновения. Ведь нет у него надежного фундамента – он построен в нарушение Конституции: запрещает законным собственникам распоряжаться своим имуществом. И поэтому любой, кто хочет его перелезть или повалить, добивается своего. Ждут снятия «тына» только самые законопослушные и осторожные. Готовят свои инвестиции, строят планы. А государство им обещает: вот-вот, подождите еще немного! Уже скоро! …И снова продлевает запрет. И пока эти самые законопослушные и осторожные ждут разрешения, за их спинами уже давно сформировался и вовсю действует стихийный «земельный базар». Подозрительные лица торгуют в неустановленном месте, налогов не платят, санэпидемстанция (как и другие органы) им не указ. Разве что милиция или прокуратура иногда прихватит. Да и то — ненадолго. Опытные мошенники «закоррумпируют» проверяющего милиционера и вперед! А что граждан на этом «земельном базаре» обманывают… Так нечего в местах стихийной торговли шастать! Мы по радио и телевизору предупреждали: рынка нет. Ведь главное что? Чтобы внешне было все чинно и благородно — мол, оградили своих граждан, бережем землю. Крепостная стена – ого-го! Даже плакаты на нее прибили «Землю, как и душу, не продаем». И ведь правда – не продают! Те, кто вывесили этот плакат, землю …покупают. В массовых количествах. За бесценок. Им мораторий не помеха. И даже наоборот! Именно мораторий помогает держать цену аренды на смехотворном уровне — за нее в Украине платят меньше 300 гривен за гектар в год (при среднем размере пая около 4 га получается 1200 гривен или по 100 гривен в месяц). Именно из-за отсутствия сотен и тысяч рутинных сделок не может установиться адекватная – не завышенная, но и не бросовая! — рыночная цена. Именно запрет на продажу сельхозземель вынуждает собственников-пенсионеров, неспособных обработать свои паи или нуждающихся в деньгах, обращаться к подозрительным скупщикам или сдавать надел на 3-5 лет в аренду «бизнесменам», которые за это время убивают почву, выращивая рапс и подсолнечник год за годом. Ведь другой — законной и контролируемой государством – альтернативы у стариков нет. Очень удобно, не так ли? Выгодно! И поэтому в стране уже 10 лет никак не могут принять необходимые законы, сформировать кадастр, подготовиться к рынку. Скупщикам с «земельного базара» это не нужно! На открытом рынке так много не заработаешь. Поэтому они сейчас так отчаянно сопротивляются — СМИ пестрят призывами «сберечь от распродажи землю», «оградить от закрепощения селян» «не допустить, чтобы у граждан отобрали землю» и пр. Стоит кричащим заголовкам хоть немного сбавить тон в сторону дискуссии, как снова вспыхивают лозунги времен Великой Октябрьской революции: «латифундисты», «помещики», «рабы»! Интересно, заговорят ли в ближайшее время об «эксплуататорах» рабочих, производящих шоколад, водку или школьные тетради?.. Не думаю. Потому что яростной борьбой за интересы «крестьян» управляет холодный экономический расчет.

+34

17

4 квітня 2011, 15:16

Ничья земля?

— Тебя посодют, а ты не воруй! («Берегись автомобиля») Пригрело солнышко, на улице потеплело и первые строители еще робко, кутаясь в оборванные фуфайки, начали появляться на загородных стройках. Да, конечно, масштабы уже не те как в 2005-2007 – строительство еле шевелится: нет огромных кранов, не видно бульдозеров и прорабов на мерседесах. Самая часто наблюдаемая активность – установка заборов. Кстати, о заборах. Похоже, для некоторых наших сограждан прирезать себе пару соток земли за счет соседа или общественных территорий является предметом особой доблести. Кроме того, эти наши «сограждане» уверены в своем праве использовать общую землю – дороги, проезды, лес за границами своих участков – как им заблагорассудится. Известно ли вам, что дороги в современных жилых массивах проектируются шириной 10 — 12 м. Почти бродвеи! Такая ширина нужна для того, чтобы проложить коммуникации не под дорожным полотном, и сделать тротуар. Засадить улицу зеленью, которая создаст экологический барьер между дорогой и участком и не пустит шум, пыль и свинец к вам во двор. Такая ширина нужна для того, чтобы, когда ваши друзья приедут в гости, им было, где оставить машины. Чтоб кран или грузовик с удобрениями могли развернуться и заехать к вам во двор. Чтобы, наконец, дети не играли на проезжей части, а старушки могли поболтать с соседкой на лавочке. Так делают во всех цивилизованных странах. Так должно быть и у нас. Вы их видели – такие дороги? Увы, они у нас только в проектах. Вот очередной сосед по улице озаботился строительством забора. И столбики для него он вкапывает, на 3 метра заступая на общественную дорогу. Заступил бы и больше, но там уже закопали газовую трубу, а над ней строить забор ему, наверное, как-то тревожно. А его сосед напротив смотрит и думает: «Я шо – дурніший?» и тоже расширяет свой участок на три метра. Вот и нет полдороги. Достаточно одному такому деятелю" захватить кусок нашей с вами дороги (которой должны пользоваться все!), как этот вирус начинает распространяться! И потому сегодня типичная дорога – два забора и между ними колея, на которой с трудом разъезжаются две машины. Даже если оставить в стороне моральный аспект, с точки зрения закона это – преступление. С 2008 года в Уголовном кодексе есть статья 356-1 «Самовольный захват земельного участка», наказание в которой предусматривается в виде штрафа от 300 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ареста сроком до 6 месяцев, или ограничения свободы сроком до 3 лет. Просто, о его существовании не знают (или забыли), пока орган (Госземинспекция), который должен заниматься контролем за соблюдением границ, находится в затянувшейся реорганизации. Но уверен, это – лишь вопрос времени: будут и штрафовать, и заводить уголовные дела. Ведь какой потенциал для наполнения бюджета! И эти нарушения не спрячешь – достаточно элементарно промерять рулеткой улицу. Кстати, большой потенциал и для местных бюджетов — контроль за благоустройством. С какой стати на улицах складируют стройматериалы, оставляют ржаветь машины, ставят вагончики, а иной раз – вы не поверите! — и перегораживают переулки, «приватизируя» часть улицы? Про мусор я вообще молчу, это – тема для отдельного разговора. Штрафуй и наполняй бюджет!

+37

2

27 березня 2011, 13:28

Волшебная трава для Украины

А нам все равно, А нам все равно, Пусть боимся мы Волка и сову, Дело есть у нас — В самый жуткий час Мы волшебную Косим трын-траву. (песня, ставшая народной)   На прошлой неделе разгорелся бензиновый скандал. В очередной раз «коварные» нефтетрейдеры сговорились, в очередной раз взлетели цены, а правительство назначило виновных и публично наказало. В очередной раз. А что же мы? Мы, сжав зубы, платим больше за каждый литр топлива из года в год. Интересно, а что будет, если завтра цена на бензин подскочит втрое? Например, из-за разгоревшихся в арабских странах революций, когда серьезно зацепит крупнейшие нефтедобывающие страны? Плохо будет, но покупать бензин не прекратим. И по три доллара за литр купим и по пять. А когда не сможем покупать, наступит коллапс. У вас сомнения? Может быть, тогда вдруг хлебовозки и скорые помощи переключаться на иридиево-литиевые батареи с нанокатализаторами? Конечно, если прижмет – за продуктами и в больницу сходим и пешком. А вот удастся ли собрать наш рекордный урожай зерна на велосипеде? Или может горожане массово выйдут с серпами на поля? Вряд ли. Сомнений нет, отсутствие топлива приведет к самым печальным последствиям: пустые поля и магазины, стоящие заводы, холод в домах. А дальше недалеко до голодных бунтов и анархии. Опять же, на прошлой неделе Минюст согласовал повышение цен на электроэнергию для населения. И что? Тоже будем платить. Выхода нет. Альтернативы нет. Вся наша цивилизация – хрупкий карточный домик, который может развалиться от небольшого толчка. Заурядное с геологической точки зрения цунами чуть полностью не оставило высокотехнологическую Японию без энергии. Пора над этим задуматься! На случай непредвиденной ситуации в стране должна быть «керосиновая лампа» — резервный источник энергии. Простой, понятный, применимый в быту, так чтобы обыкновенный человек смог приготовить на этом пищу, заправить автомобиль или трактор, получить минимально необходимое количество электроэнергии. Вряд ли для этого подойдут ветрогенераторы, солнечные батареи или атомные станции — на элетричестве у нас пока ничего, кроме городского транспорта, не ездит. А время когда не легковушки, а тракторы и комбайны будут заряжаться «от розетки» еще не наступило. Раз уж наша цивилизация построена на двигателях внутреннего сгорания и котлах-печах для отопления, нужно альтернативное топливо, которое сможет в них использоваться сразу, без существенного переоборудования. И такие альтернативные источники есть. Тот же биодизель. Производи его Украина, допустим, в размерах 30-40% от общего потребления, уже было бы не так страшно. Нереально? А Бразилия, где к 2015 уже до 70% транспорта будет ездить на этаноле, производимом в стране? Чем мы хуже? Или возьмем общемировую динамику производства биодизеля – только с 2000 по 2007 его объем увеличился более чем в 11 раз, мировые инвестиции только в 2007 превысили $4 млрд. Кстати, иностранные инвестиции в сельское хозяйство Украины в прошлом году составили всего $80 млн. И производство биодизеля — далеко не единственная технология, которая может стать достойной заменой традиционного топлива. Есть много вариантов – было бы желание. Один мой знакомый, родом из благополучной европейской страны, полиглот и весьма неглупый человек, лет 5-6 назад поселился в Украине и довольно долго занимался поиском и покупкой участков для строительства торгово-развлекательных центров для международных сетей. В начале кризиса он пропал из моего поля зрения и вот недавно снова возник уже с совсем другим неожиданным проектом. Он занялся темой выращивания биомассы для энергетических потребностей. Компания, в которой он работает, перебрала много вариантов растений и остановилась на свичграсе. Они подобрали подходящие для нашего климата сорта, провели их испытания и аккредитацию, доработали технологию выращивания с учетом местных особенностей и уже запустили пару установок, которые производят тепло. На подходе генерация электроенергии. Уверен, что не зря сытый европейский бизнес так пристально присматривается к этой теме. Немного деталей. Свичграс – многолетнее растение, которое садиться один раз в двадцать лет. Эта «волшебная» трава может расти в разных климатических условиях — от полупустынь до тайги. Довольно трудно приживается и прихотлива в первый год после посадки, однако потом не требует никакого ухода. Если растение по правильной технологии обработано и пережило первый год, оно пускает корни на глубину до 20 метров и легко переносит засухи. Может расти на бедных почвах, не подходящих для выращивания продовольственных культур, кстати, не истощая их плодородия, а даже улучшая показатели – мощная корневая система связывает почву, препятствуя выветриванию, а сбор урожая проводится зимой или в начале весны, когда полезные вещества уже возвратились в корни и вымылись дождями, оставив только сухие стебли. Стоимость посадки одного гектара – около 400 евро. Урожайность — от 15 до 30 тон сухой массы с гектара. Собранные стебли измельчают, подсушивают, если нужно, и сжигают в установке, производящей элетроэнергию и тепло. Как вариант, прессуют в пелеты и транспортируют в другие регионы или на экспорт (в Европе цена тонны таких пелет стоит 120-150 евро). Кстати, на том же оборудовании с небольшими доработками можно прессовать солому от пшеницы и других культур, которую у нас зачастую просто сжигают в поле. Сейчас компания работает над переработкой биомассы свичграса в биогаз, а значит уже недалеко и от его использования для заправки сельскохозяйственной техники. Заметьте, при этом не нужно бороться с сорняками (начиная со второго года), вредителями. Засухи, проливные дожди, грады, суховеи могут привести к снижению урожая, но ни к его отсутствию. Его можно собирать в течение нескольких холодных месяцев, когда техника и рабочие сельхозпредприятий не заняты. Кстати, время сбора приходиться как раз на пик потребности в тепле и электроэнергии. Это вам не пшеница, которую нужно вовремя посадить, защитить от вредителей, не потерять под градом, обработать, собрать в строго определенные сроки, высушить, сохранить да еще и продать под строгим надзором государства (квоты на продажу зерна – отдельная тема). А тут посадил и собирай. 20 лет. Конечно, как и в каждом деле, здесь тоже есть свои сложности: биомасса очень объемная и транспортировка ее на большие расстояния нерентабельна — мощности по переработке должны находиться в непосредственной близости от полей. А если площадь под посадку плохо подготовлена и не проведены все технологические операции, трава не приживется. С другой стороны, это большой плюс – свичграс без поддержки человека не может конкурировать с местными растениями, а значит — самостоятельно рассеиваться. В общем, свет клином на нефти и природном газе не сошелся. Как дальше будет происходить развитие атомной энергетики после японских событий неизвестно – безопасность и экологичность ее оставляют желать лучшего. А технологии, аналогичные вышеописанной, просты, доступны, безопасны и легко реализуемы. В отличие от долгосрочных и дорогостоящих проектов, как например, получение термоядерной энергии, подобная технология может принести реальные результаты уже через пару лет и при небольших вложениях. Государство должно срочно понять, что наша страна с ее территорией, климатом и сельским хозяйством может и должна получать дивиденды от биотехнологий производства топлива. И тогда, в то время, когда остальные государства будут платить втридорога за бензин и газ, мы сможем косить свою волшебную трын-траву.

+46

4

20 березня 2011, 15:13

Продовольствие или биотопливо?

— Папа, я хочу мороженного! — Я тоже хочу, но денег у нас только на водку. (анекдот)   Некоторое время назад мне пришлось присутствовать на конференции, посвященной нетрадиционным видам топлива в целом и биотопливу в частности. Меня неприятно поразила мысль, которая звучала рефреном во многих выступлениях: «Выращивание и производство биотоплива — прямой путь к голоду.» Причем подавалась эта мысль в истерической форме, создавая впечатление целенаправленной пропаганды. Особенно усиливалось это впечатление оттого, что в президиуме конференции сидела представительница крупной нефтедобывающей компании с морской ракушкой в логотипе. Ой, видно, не зря она там сидела. Похоже, биоэнергетике ставят палки в колеса те, кто добывает и продает традиционные виды топлива. И не даром ставит, ведь биотопливо может в ближайшем будущем составить серьезную конкуренцию нефти и газу. В пользу этого говорит постоянный рост цен на углеводороды, исчерпаемость этого ресурса, ужесточающаяся борьба за контроль над ним, а также регулярные энергетические кризисы последних лет. Вспомните, хотя бы, недавнюю историю, когда Украина в крещенские морозы чуть не осталась без газа. Мы недооцениваем важность энергоносителей в наших широтах. А ведь неделя без тепла зимой в Украине – это катастрофа не меньшего масштаба, чем землетрясение или цунами, и может повлечь за собой не только огромные убытки от размороженных труб, но многочисленные человеческие жертвы. Яркий пример – авария теплосетей в Алчевске, когда вся страна вынуждена была спасать небольшой город. Об энергетической безопасности нужно думать, господа! Для нас, входящих в пятерку мировых лидеров по экспорту зерна, продовольственная проблема стоит не так остро, тем более, что почти каждая семья имеет огород или дачу, где выращивает пресловутую картошку, а то и откармливает свинку. Таков наш менталитет. А попробуйте вырастить, собрать, переработать и доставить к потребителю этот рекордный урожай зерна без топлива, с какой бы оно приставкой не было: «био» или нет. И если «био» мы можем произвести сами, то за традиционное мы вынуждены платить все более высокую цену в твердой валюте компаниям с ракушками в логотипе. В отличие от карликовых европейских стран Украина может позволить себе ежегодно выделять часть своих огромных площадей (46 млн. га сельхозземель, 32 млн. га одной только пашни) под нужды энергетической безопасности. Вот только самые очевидные плюсы от широкого производства биотоплива. Для села Это стало бы тем же самым, чем стало для Кувейта открытие нефтяных скважин. Бизнес с удовольствием инвестирует во все, что связано с энергоносителями, а для забытого и забитого украинского села это значит: дополнительные рабочие места, развитие инфраструктуры, и как следствие – снижение оттока молодежи, повышение уровня жизни. Для агрокомпаний Была бы решена проблема нестабильности получения прибыли. В отличие от сельхозпродукции, реализация которой очень чувствительна к коньюнктуре рынка, урожаю в других регионах, дальности доставки, сложности хранения и т.д., топливо имеет стабильный спрос, причем здесь же — на месте, всегда – и зимой, и летом, а также постоянно растущую цену. Кроме того, это и возможность получения собственного тепла и электричества — для переработки той же продукции, обогрева помещений и т.д. Для земли Сторонники углеводородов с пеной у рта доказывают, что выращивание рапса истощает почву. А ведь подсолнечник – известный ее «убийца»! Почему же мы не слышим призывов сократить посевы и отказаться от мирового лидерства в производстве растительного масла? Может, потому что растительное масло не конкурирует с бензином? Любой, кто работает с землей, прекрасно знает, что без севооборота почва умирает, будь это рапс, подсолнечник или пшеница. И разумной организацией севооборота можно решить данную проблему. Тем более что рапс – не единственное растение для производства биотоплива, для этих целей также подойдут кукуруза, свич-грас, быстрорастущая ива, камыш и др. растения, поставляющие большой объем биомассы. Более того, некоторые из них, как, например, свич-грас, могут расти и на бедных почвах, даже обогащая их. Что уж говорить о миллионах тон соломы, традиционно сжигаемой каждый год! Для страны в целом Повышение энергетической безопасности и уменьшение зависимости от внешних поставок энергоносителей. Улучшение платежного баланса – средства, которые должны были пойти на закупку за рубежом тех же нефтепродуктов, останутся в стране. Рост ВВП и сельского хозяйства в целом. Также биоэнергетика может дать толчок для развития перерабатывающей отрасли и новых технологий. А для того, чтобы в Украине наступил биоэнергетический рай нужно немногое: — законодательное урегулирование вопросов, связанных с выращиванием технических культур и производством биотоплива — на государственном уровне контролировать пропорции площадей, занятых продовольственными и «энергетическими» культурами — ввести экономические стимулы: льготное налогообложение производства и продажи биотоплива, льготные условия ввоза перерабатывающего оборудования, а также закупка государством «зеленой» энергии и топлива для своих нужд Бизнес сам освоит технологии, закупит оборудование, наладит производство – если это будет выгодно. Главное, чтобы навязываемое нам сейчас мнение – или продовольствие, или биотопливо – не стало государственной политикой под давлением нефтяного лобби. Тогда денег хватит и на мороженное.

+47

19

14 березня 2011, 21:26

Искушение землей

Нельзя всё раздать всем. Потому что всех много, а всего мало. Один из излюбленных вопросов СМИ, политиков, политологов, экономистов, аналитиков, да и простых граждан, звучит приблизительно так: почему Украина, имея огромный потенциал, так и не смогла реализовать его за 20 лет независимости? Рискну предположить, что сегодняшнее плачевное экономическое состояние Украины, высокий уровень коррупции, «дырявые» местные бюджеты и множество социальных проблем связаны с «аттракционом невиданной щедрости» нашего государства – бесплатной раздачей земли. Статьи 118 и 121 Земельного кодекса Украины предусматривают легальную возможность любому гражданину страны получить от 10 до 25 соток под застройку, 12 соток под садоводство, 10 соток под дачу, 2 гектара для ведения личного сельского хозяйства и тэ де, и тэ пэ. БЕСПЛАТНО! ВСЕМ! И пусть никто не уйдет обиженным! Кстати, уникальный случай в мировой практике.  И что тут плохого? Казалось бы, держава хоть в чем-то действительно бескорыстно помогла гражданам — создала условия для индивидуального строительства, фермерства, садоводства. Но именно эти благие намерения государства превратили жизнь простых граждан и ведение бизнеса в Украине в коррупционный ад. На фундаменте бесплатной приватизации земли выросла система, пронизывающая всю страну – государственные органы, местное самоуправление и бизнес. Уровень первый — раздача «бесплатных земель». Этим занимаются органы местного самоуправления: городские, сельские и поселковые советы — в границах населенного пункта, а за границами — государственные администрации. Любой гражданин (теоретически) может обратиться в местный совет или государственную администрацию с заявлением о выделении бесплатного участка в любой точке Украины. И ему эту землю могут ЗАКОННО дать. А могут так же ЗАКОННО отказать (ссылаясь на различные «веские» причины). Улавливаете суть? Чиновник в администрации или глава сельсовета при поддержке нескольких депутатов САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАЮТ «казнить или помиловать» — «дать или не дать». Идеальная среда для коррупции. Причем судить этих людей можно только с точки зрения морали, ведь с точки зрения закона они чисты. Именно поэтому, когда в прессе появляются громкие разоблачения о раздаче очередным горсоветом ценнейших земель приближенным к депутатам людям или «подставным студентам», они, как правило, ничем и не заканчиваются – все в рамках закона. Такая ситуация стимулирует приход во власть бизнесменов, которые рассматривают свое место в госадминистрации или депутатский мандат как бизнес-проект. Купил место в партийном списке или портфель в администрации, а дальше уже крутись, как можешь, чтобы «отбить» вложения и получить прибыль. Поэтому так вяло занимаются советы и администрации социальными проблемами, наполнением местных бюджетов, культурой и образованием – для большинства депутатов и чиновников это непрофильная деятельность. Они пришли раздавать землю. Уровень второй — оформление земель. Естественно, наличие подобной легальной системы раздачи земли стимулировало появление целой инфраструктуры, обслуживающей этот элитный бизнес депутатов и чиновников. Органы архитектуры, экологии, санэпидемстанции, культурного наследия – те, кто согласовывает документацию по оформлению земельного участка, стали своего рода сборщиками «неофициальных налогов и пошлин» в этом бизнесе, а места руководителей таких служб — заветной мечтой местных политиков и бизнесменов. Об органах земельных ресурсов стоит сказать отдельно – они оказалась в самом эпицентре этой, фигурально выражаясь, «раздачи слонов». Профессия землеустроителя в советское время и на заре независимости Украины, хоть и была достаточно уважаемой, особой популярностью не пользовалась – платили мало, выучиться и работать сложно, а ответственность большая. И вот, на фоне постепенного осознания, что земля — это ценный ресурс, и что его можно получить у доброго государства бесплатно (а органы земельных ресурсов играют в этом процессе одну из главных ролей!), землеустроители вдруг встали в один ряд с банкирами и владельцами крупного бизнеса. Сегодня уже 33 украинских учебных заведения обучают этой специальности. Справедливости ради нужно отметить, что вожделенной мечтой, в данном случае, является не сама эта профессия, а должность в органах земельных ресурсов. Ведь с начала двухтысячных центральный орган земельных ресурсов с феерической быстротой меняет свои официальные названия, руководителей, постепенно превращаясь в коммерческую структуру под государственной вывеской. И что особенно печально – практически каждый руководитель приводит с собой новую команду, меняя работников вплоть до низшего звена. Эта огромная текучесть кадров ведет к вымыванию опытных специалистов, снижению профессионализма, отсутствию преемственности в решениях и действиях. Причина все та же – обслуживание процесса бесплатной раздачи земли. Уровень третий — спекуляции землей. Вершина айсберга – спекуляции землями, товаром, который стоит на рынке очень дорого, но его можно получить у государства бесплатно. Конечно, для этого нужно иметь своих людей в советах/администрациях, согласовательных службах и органах земельных ресурсов или платить «неофициальные платежи» на всех этапах. Но затраты-то, особенно при наличии «своих людей» на нужных должностях, в разы меньше, чем стоимость продажи. В 2005 – 2008 обычной была ситуация, когда «девелопер» вложив 100-200 долларов в оформление сотки земли в течение года продавал ту же сотку за 3000-5000 у.е. Выгодно, не так ли? Причем, продавались десятки и сотни гектаров, а весь процесс, за исключением «неофициальных платежей» чиновникам, являлся и является легальным. Естественно, что при такой рентабельности и огромных заработках бизнесмены либо сами стремились стать депутатами и ключевыми чиновниками, либо финансировали назначение или избрание «своих» людей. Конечно, такой легкий и сверхдоходный бизнес был гораздо интересней налаживания промышленного производства или рискованных инвестиций в сельское хозяйство. В эту нишу ринулись все: начиная от крупных предприятий и заканчивая рядовыми гражданами. Причем, зачастую покупка производилась за кредитные ресурсы. Пузырь надувался, пока не лопнул. В итоге имеем слабую промышленность, неразвитое сельское хозяйство, проблемы с невозвращенными кредитами, и высокую коррупцию. Как всегда, хочется спросить — кто виноват? Бизнес и спекулянты? С моральной точки зрения — да. Не смогли устоять перед искушением, в которое ввело их государство. Но, на мой взгляд, вина государства больше. Нельзя создавать такую систему, единственным сдерживающим фактором в которой будут честность и порядочность граждан. Всегда найдутся люди, для которых более важным будет желание заработать. И что же теперь делать? Коренным образом менять систему бесплатной выдачи земли. Ведь сейчас она совершенно не бесплатна и абсолютно не доступна для «обычного гражданина». Вы никогда не получите землю, если не заплатите взятку или не имеете родственника (знакомого, кума...) в органах, выделяющих землю. Это знают все. Но, безусловно, для некоторых слоев населения механизм бесплатной приватизации должен сохраниться. Это — люди, годами имеющие дома, огороды, гаражи и другие индивидуальные объекты (я не имею в виду бизнес) – должны оформлять свою землю в размерах, не превышающих граничные нормы Земельного кодекса. Должна сохраниться система и для определенных категорий граждан – инвалидов, малообеспеченных, молодых специалистов с ограничением по возможности продажи или другого отчуждения. Например, большими налогами в случае отчуждения в первые 10 лет с момента бесплатной приватизации – чтобы не было «серых схем» использующих эту возможность. Для слаборазвитых и депрессивных регионов страны можно было бы сохранить систему полностью – то есть выдавать землю любому желающему, опять же с ограничением по отчуждению и с обязательством использовать по целевому назначению. Чтобы не брали «впрок». А если не участок не используется, должен быть механизм его возврата и выделения тому, кто в нем действительно нуждается. Но, в любом случае, нельзя бесплатно раздавать землю всем. Ведь всех много, а земли мало. И она дорогая.

+27

3

26 лютого 2011, 12:54

Земля в обмен на стеклянные бусы?

В любой стране, и в Украине тоже, есть особенная группа наблюдателей – «радетели за народ». Их любимое занятие – порассуждать о том, что народу нужно, а что – нет, прикинуть, как он поведет себя в той или иной ситуации. Поразглагольствовать. Причем, судя по снисходительному тону рассуждений, они себя к этому народу не относят. Они – мудрее. Выше. А другие, «простые люди» — они ведь как дети малые! Вот отменят мораторий на продажу земли, и скупят у них нехорошие банкиры, олигархи и всякие там агрохолдинги с иностранцами в придачу все украинские поля за бесценок… ЗА СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ! Предлагаю отбросить истерические вопли и взглянуть на ситуацию трезво. Прежде всего, что значит «скупят»? Придут с винтовками, отберут и ни у кого не спросят? Нет, таки, наверное, будут покупать. Значит, народ им за бесценок землю продаст? Народ такой тупой и ничего не смыслит? Не согласен. Несмотря на явную глупость отдельных индивидов, в общем, наш народ проявляет себя очень неплохо. И самолеты с ракетами строим, и сталь плавим, и по разработке программного обеспечения не последние в мире. Да, есть в стране экономические проблемы, и, на мой взгляд, они как раз обусловлены желанием «радетелей за народ» поуправлять этим народом, принять за него решения, направить его в выгодную для себя сторону. Кроме того, в вопросах, связанных с собственностью, большая часть населения ведет себя адекватно. Посмотрите, сколько добра на руках: квартиры и дома, автомобили и комбайны, предприятия и коммерческая недвижимость. Все это вовлечено в экономический оборот – продается и покупается, меняется и дарится. И что? Скупают у нас, например, машины за бесценок в массовых масштабах? Нет. Все работает нормально. Теперь о земле. Этот наш актив и по стоимости, и по ценности в сотни, если не в тысячи раз, превосходит все остальное добро вместе взятое. Государство уже раздало больше половины всей своей территории народу. О правильности этого шага можно спорить, но его не отменить. Акты собственности на землю на руках у населения. А в Конституции, нашем основном законе (ст.41), написано, что граждане Украины имеют право своей собственностью «владеть, пользоваться и РАСПОРЯЖАТЬСЯ». Но законное право распорядиться своей землей у народа отбирали уже четыре раза, сначала введя мораторий на продажу, а потом продлевая его снова и снова. И опять выступают за продление – чтобы не было «обезземеливания крестьян и спекуляций». Интересно, какое моральное право (не говоря уже о законном) имеют «радетели» указывать, что гражданам делать со СВОЕЙ землей? О скупке и ценах. Участки под строительство индивидуального жилья, для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства и некоторые другие находятся в свободном обороте давно. Общее их количество – около 13 млн., что почти вдвое больше, чем сельхозземель, находящихся под действием моратория (6,9 млн.). Кстати, немалая их часть принадлежит одним и тем же собственникам. Несмотря на очень низкий уровень спроса, цены на эти участки обвально не падают, а количество сделок на рынке минимально. И многие наделы даже выставлены на продажу по ценам выше, чем в европейских странах. Другими словами, народ отлично понимает ценность участков, и «обезземеливаться» за стеклянные бусы не собирается. Да и может ли быть иначе в стране, где веками сосед шел на соседа с топором за пядь земли? Практически во всех экономически развитых странах государство ограничивает и регулирует рынок сельхозземель. Украина не станет исключением, и отмена моратория на тех условиях, которые описаны в проекте закона «О рынке земель» , революционных изменений не принесет. Подробнее об этом я уже писал в статье «Сельскохозяйственные земли: мораторий против рынка» . Что же касается «радетелей за народ», то здесь четко прослеживается деление на две группы. Первая искренне считает себя умнее собственников сельхозземель и «борется за их благо». При этом у них самих такой земли нет. Интересно было бы узнать, как изменилась бы их позиция, если бы ввели мораторий на продажу их собственных квартир? Например, для того, чтобы избежать массовой скупки за бесценок и «обесквартиривания» граждан. Вторая группа имеет банальный экономический интерес. Пока рынка сельхозземли нет, и нет адекватной цены, можно дешево скупать наделы по «серым» схемам или брать их в аренду по очень низкой цене, «выжимать все соки» из земли за пару лет и бросать. Ведь земля не своя. Ее не жаль.

+37

3


Головна/

Андрей Кошиль