20 лютого 2013, 14:42
Новые правила регистрации прав на недвижимость То, что сейчас происходит в сфере регистрации прав на недвижимость , иначе как хаосом назвать нельзя. Нам обещали прозрачность государственной регистрации, четкие сроки и скорость ее проведения, единственную фиксированную тарифную плату, отсутствие очередей, уничтожение бюрократии, предотвращения коррупции. Изменения произошли, но всего этого нет и в помине. Возможно, виной тому непродолжительность действия новой процедуры, или несовершенство нормативного фактора реализации задуманных изменений, или еще не приобретена компетентность и практический опыт, но резюмировать приходится одно — новая процедура требует массовых доработок, как нормативных, так и технических. Со вступлением в силу изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» функции бюро технической инвентаризации, в части проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, упразднили и передали их Укргосресетру. Укргосреестр (Государственная регистрационная служба) — это не новая организация. Она существует уже довольно давно, однако, в части регистрации прав на недвижимость эта структура начала работать только с 1 января этого года. Официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество — это законодательно закрепленное определение государственной регистрации, которую сегодня осуществляют государственные регистраторы (фактические работники Регистрационных служб на местах) и нотариусы, как специальные субъекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Законодатель, по его мнению, упростил процедуру государственной регистрации права собственности, распределив функции ее проведения между нотариусами и государственными регистраторами и забрав эту функцию у БТИ. Однако, не так все упрощенно, как бы нам хотелось. Во-первых, нотариусы могут регистрировать право собственности только в случае проведения ими сделок по возникновению прав на недвижимость (купля-продажа, дарение и т.п.), которые подлежат регистрации в Государственном реестре прав собственности. То есть, простыми словами, нотариусы имеют право регистрировать документы, которые они сами выдали, а также вносить информацию в Государственный реестр о вещных правах продавца, если такие права им были уже зарегистрированы до 01 января 2013 года. Эти все внесения-переносы увеличили время заключения, например, договора купли-продажи, с 45 минут до 5-6 часов, из-за сложности ведения и работы в новом Государственном реестре. Вот вам и упрощения. Во-вторых, суммы, которые надо заплатить сторонам сделки за ее проведение. Это не фиксированные 119 грн., которые нам обещало государство, а все 600-700 грн, которые включают плату за перенос сведений из старых реестров в новый, например, перенос сведенья о вещных правах и отягощения и т.п. И не забывайте о самой стоимости услуги нотариуса и не маленьких налоговых платежах. Что касается работы государственных регистраторов в Государственных регистрационных службах, то здесь еще хуже, чем с нотариусами. Не дадут мне соврать, те, кто уже посещал в этом году, управления регистрационных служб на местах. Об очередях, место в которых надо занимать ночью, или о продолжительности приема одного пакета документов инспектором, которые длятся более часа, я даже не хочу говорить — это не юридические вопросы. Хочу сказать о другом: не хочется никого обижать, но при обращении в регистрационную службу, возникает вопрос: куда я обратился, чем они здесь занимаются? Парадоксальные случаи были за эти полтора месяца изменений, едва не каждый день при обращении в Укргосреестр: не понятно, почему требуются документы, не предусмотренные действующим законодательством для проведения государственной регистрации, а в некоторых случаях, не понятно, почему не требуются документы, предусмотренные действующим законодательством для проведения государственной регистрации. Если рассматривать конкретный случай, который касается, например, государственной регистрации с выдачей свидетельства о праве собственности на кооперативную квартиру, то перечень документов для такого оформления увеличился в три раза. К сегодняшним реалиям, для оформления права собственности на такой вид имущества, требовались технический паспорт БТИ, справка о членстве в кооперативе и ордер на вселение. Но изменения, которые произошли с 01 января 2013 года, «упростили» процедуру. Кроме вышеперечисленных документов, человеку, желающему оформить свое имущество, еще нужно предоставить документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию жилого многоквартирного дома, информацию о перечне членов кооператива, документ, подтверждающий вещное право на земельный участок, на котором размещен дом, выписка из Государственного земельного кадастра, и еще ряд бессмысленных, для этого основания регистрации прав, справок и документов. … Упростили! Таких параллелей можно проводить еще множество и почти в каждом основании государственной регистрации. И не имеет значения, регистрации с выдачей свидетельства или без такового. Но, как говорится, надежда умирает последней! Искренне верим, что, все-таки, упрощения государственной регистрации прав действительно состоится, на что и надеемся ежедневно.
16 травня 2012, 14:57
Процедура узаконения реконструкции квартиры И так, вы сделали капитальный ремонт в своей квартире: объединили санитарный узел, вынесли батарею на лоджию, пробили в некапитальной перегородке проем, в который поместили двери, и еще много чего интересного поменяли в своем жилье. Живете себе спокойно, радуетесь обновлением и наверняка же ничего не подозреваете и не знаете, что все эти перепланировки без получения соответствующего разрешения являются незаконными и подлежат легализации. Не узаконив изменения конфигураций своей квартиры, на вас ожидают безумные штрафы и другие вероятные неприятности. Так что же делать? Нужно узаконивать перепланировку! Это полностью реально и возможно, однако трудно и долго. Следует отметить, что украинский законодатель исключил из терминологии такое слово как «перепланировка». Теперь его заменяет слово «реконструкция». C чего начать? В первую очередь, для узаконивания реконструкции квартиры, вам необходимо будет собрать ряд локальных согласований. Это и согласие от соседей (в идеале 50 % проживающих, хотя достаточно будет получить согласие от соседа сверху, снизу, справа и слева от вас), согласие от балансодержателя на реконструкцию (это может быть согласие ЖЭК, ОСББ, ЖБК и тому подобное), получение справки Формы 3, справки о не создании ОСББ (в соответствующих случаях), справки об отсутствии задолженности за коммунальные услуги. Кроме этого у вас на руках уже должен быть технический паспорт на квартиру с теми конфигурациями, которые имели место до реконструкции и документ, который подтверждает ваше право собственности на жилье. Наконец собрали все согласования и справки! Можно переходить к следующему этапу ввода квартиры в эксплуатацию. Следующим этапом будет разработка Проекта реконструкции. Сам по себе Проект являет собой целевой документ, в котором отображаются технико-экономические, физические показатели квартиры после ее реконструкции, фото фиксация, обоснование проведения реконструкции жилья, и тому подобное. Для того чтобы разработать проект реконструкции вам придется обратиться к соответствующей организации, которая имеет лицензию. Следующие четыре этапа узаконивания реконструкции квартиры – это поочередные визиты в БТИ и Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля (Инспекция ГАСК). Они будут отображаться в такой последовательности: Инспекция ГАСК (регистрация декларации о начале выполнения строительных работ) – БТИ (изготовления нового технического паспорта с отметкой «Не введено в эксплуатацию») – Инспекция ГАСК (регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации) – БТИ (внесение изменений в технический паспорт путем снятия отметки «Не введено в эксплуатацию). Эти четыре этапа узаконивания реконструкции являются наиболее тяжелыми и проблематичными в осуществлении. Поэтому, готовясь к ним, запаситесь багажом нервов и материальных ресурсов. Не забывайте также об интересе государства, а точнее об интересе вашего населенного пункта. Вам дополнительно необходимо будет заплатить в бюджет паевой взнос на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города. Это будет следующим этапом узаконивания реконструкции квартиры. Наконец, выходим на финишную прямую. В случае правильного оформления всех документов, которые сопровождали вас на этапах введения квартиры в эксплуатацию, вам остается лишь получить новый документ о праве собственности на реконструированную квартиру – а это будет Свидетельство, и зарегистрировать его в БТИ. Процедуры формальны, но все равно нуждаются во внимательности, а в случае неправильности оформления предыдущей документации – грозят не выдачей Свидетельства вообще. Вот так на сегодняшний день и выглядит процедура «узаконивания перепланировки», а точнее говоря – «ввода квартиры в эксплуатацию после реконструкции». Лишь добавлю, что эта процедура является достаточно сложной, затратной и длительной. А юридическая не подкованность при реализации узаконивания реконструкции – будет огромным минусом.
8 листопада 2011, 00:59
Минюст vs БТИ или снова нас ждут улучшения Без візиту в БТІ ви не зможете нічого зробити зі своєю квартирою. Нотаріуси чи банки відправлять Вас туди неодмінно. Але для того щоб отримати потрібний документ, Вам прийдеться потратити чимало нервів та часу. Маючи намір продати, подарувати, заставити чи, припустимо, обміняти свою нерухомість, готуйте себе до знайомства з КП Бюро технічної інвентаризації та реєстрації права власності на об’єкти нерухомого майна. Приходити туди потрібно буде не один раз. Практика свідчить, що підготовка документації до нотаріальної угоди, передбачає 5-6 візитів до БТІ. Організація роботи БТІ – це організація роботи будь-якої державної структури колишньої радянської України. Самотушки вирішувати свої проблеми в цій організації дуже складно, нервів на це витрачається безліч. А «процедура» стояння в черзі за отриманням Технічного паспорту, чи Витягу з реєстру змусить Вас скасувати всі свої плани на день. Тим не менше, якщо ж розглядати БТІ як комунальну структуру яка надає певний вид послуг, то слід наголосити, що якраз саме БТІ, в принципі, щось робить. БТІ, в силу всіх своїх мінусів, виконує свої функції відповідно до українського законодавства, на доволі належному та професійному рівні. Українським законодавцем запропонована нова процедура реєстрації права власності на нерухомість , проведення технічної інвентаризації та отримання Витягу з реєстру прав власності. Наші законотворці роблять простішою (принаймні вони так думають) процедуру оформлення документації на нерухомість, тому з 1 січня 2012 року, така структура як БТІ передасть левову частину (якщо й не всю) своїх повноважень Державній реєстраційній службі. Проте, ми навчились до всього ставитись скептично, та, передусім, бути реалістами. Багато юристів, та й інших фахівців в галузі нерухомості, з впевненістю переконують, що нова процедура оформлення документації на нерухомість аж ніяк не буде простішою, а навпаки – тут буде багато підводних каменів. У чиновницького апарату появиться все більше і більше можливостей збільшувати розміри хабарів. А уявіть собі продеру проведення технічної інвентаризації! Ходять слухи, що цю процедуру будуть в праві проводити приватні організації, які «побіжать» за відповідними ліцензіями як тільки в них буде така можливість. А чи не будуть вони «узаконювати» перепланування чи реконструкції? Звичайно ж будуть, і не за малі гроші. Тому, не дивуйтеся, якщо вам одного прекрасного дня на голову впаде двохтонний джакузі. Та якби ми не дискутували, чи були проти тої чи іншої «законодавчої ініціативи», ми вплинути на неї не маємо жодних шансів. Напевно, найкращим способом боротьби з незрозумілими процесами (в тому числі в сфері нерухомості) – це жити в ногу із українськими законами, якими б вони не були. А також, завжди готувати себе до найгіршого.