Глава Фонда гарантирования Константин Ворушилин в интервью НВ Бизнес рассказал о состоянии недавних банков-банкротов Платинума и Михайловского, долгах Олега Бахматюка и Константина Жеваго, а также о планах Фонда по реформированию системы гарантирования вкладов.
Ворушилин о худших «клиентах» Фонда гарантирования
«Минфин» выбрал главное.
Рейтинг плохих банков
Из тех банков, которые попали в Фонд, худшими с точки зрения качества активов были Михайловский, CityCommerceBank, Еврогазбанк, УФС, РД, Таврика.
К отмывочным конторам у нас меньше всего вопросов. У них все активы на месте. Мы там закрываем даже права требования седьмой очереди за счет активов банка. А вот с неплатежеспособными банками — проблема. У многих из них операционная прибыль закончилась год-два-три назад. У них были одни операционные убытки каждый месяц. Такие учреждения надо было и раньше выводить с рынка.
По Платинум банку операционные убытки, по нашим подсчетам, в месяц составляли порядка 60 млн грн. Хотя часть его активов действительно живая, работающая. Там порядка 2 млрд грн потребительских кредитов, которые в более-менее рабочем состоянии. Из них 1 млрд грн – в хорошем состоянии. Но там есть и 2 млрд грн корпоративных заимствований, которые находятся в плачевном состоянии.
Долги Лагуна, Жеваго и Бахматюка
Самый большой долг перед Фондом у Дельта-Банка – 16 млрд грн. Следующий — «Финансы и кредит» – больше 10 млрд грн. Третий VAB – более 7 млрд грн. Если говорить о состоянии активов VAB, «Финансовая инициатива», «Финансы и кредит», подавляющее большинство кредитов, которые связаны с их собственниками, остались на месте. Они никуда не ушли вместе с залогами. Чего я не могу сказать о том же Платинум банке и Банке Михайловский, которые просто вычищены.
Что касается Бахматюка и Жеваго, то нужно разговаривать о том, чтобы дать им возможность, пускай через два-три года или даже пять-десять лет, вернуть деньги.
Активы Дельты
По Дельта-Банку мы практически все выплатили вкладчикам.
Есть судебное разбирательство с теми, кто имел депозиты больше 200 тыс. грн. Но это не так много на фоне 16 млрд грн, которые мы должны были закрыть по этому банку. Работая с активами Дельта-Банка, мы смогли вернуть больше 3 млрд грн из тех, что мы выплатили вкладчикам.
Большая часть очень хороших активов – на более 9 млрд грн – в залоге у НБУ под рефинансирование. Эти активы не реализованы, поскольку Нацбанк пока не может определиться, как будет с ними работать.
Сказать, сколько там активов, хватит ли нам, чтобы погасить третью очередь и «добежать» до четвертой очереди, я пока не могу. Нам бы очень хотелось это сделать.
Суды с заемщиками
Мы подали в правоохранительные органы около четырех тысяч заявлений на общую сумму порядка 300 млрд грн. Около 400 заявлений касаются собственников банков. Их общая сумма — 178 млрд грн. До суда доведены порядка десяти.
Долги
Для выплат вкладчикам неплатежеспособных банков Фонд сделал большие заимствования. Мы сегодня Нацбанку должны больше 9 млрд грн, а Минфину – порядка 60 млрд грн. Последний раз мы взяли у государства 8 млрд грн в конце прошлого года. Поэтому у Фонда средств достаточно.
Я очень надеюсь, что мы в этом году не будем заимствовать у Минфина для выплат вкладчикам.
Что касается банков. Нагрузка по Михайловскому у нас получилась больше 2 млрд грн. Это с учетом тех договоров, где банк Михайловский выступал посредником между физическим лицом и финансовой компанией. По этому поводу есть закон, и мы выплачиваем. Там, где были прямые заимствования граждан финансовым компаниям — мы считаем, что это не наша нагрузка. По Платинуму будет выплачено порядка 5 млрд грн. База вкладчиков в Платинуме практически чистая. С Михайловским – одни проблемы.
Банки будут исключать из Фонда
Необходимо диверсифицировать ставку взноса банков в Фонд, чтобы те финучреждения, которые проводят более рисковую политику, платили больше, чем те, которые проводят взвешенную политику.
Мы также работаем над тем, чтобы прописать законодательную возможность временно лишать некоторые банки статуса участников Фонда, если они проводят рисковую политику. И мы должны объявить об этом всем: хотите, как в случае с Михайловским, внести деньги в «михайловские» финансовые компании, то это ваша зона ответственности.
Билет на войну
В прошлом году мы продали активы на 3 млрд грн. Это не те деньги, на которые мы рассчитывали. Каждую неделю мы выставляем на торги активы на 2-4 млрд грн. А удается продать на 100 млн грн. Почему? Рынок считает, что это цена завышенная. Дело в том, что из наших активов больше 80% – это кредиты. Если права требования покупает сторонний человек или стороннее предприятие – это билет на войну.
Коментарі - 7