В украинском обществе активно дискутируют о восстановлении Украины после войны. По словам Президента Владимира Зеленского, следует убрать все панельные дома и построить вместо них новые здания. Почему реновация старого жилья действительно актуальна и как регулируется этот вопрос, в колонке для the page рассказал партнер группы компаний DIM Андрей Насиковский. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Как после войны будут заменять «панельки» современным жильем
Сейчас необходимо принять законодательство, которое позволит как можно быстрее начать работы по восстановлению Украины. 21 декабря 2021 года Кабмин внес в Верховную Раду законопроект № 6458 с довольно громоздким названием: «об осуществлении комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда».
Это уже пятый законопроект за последние два года, призванный заменить действующий закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда» от 2006 года, который уже откровенно устарел.
Почему реновация — актуальная проблема
Вопрос достаточно актуален для государства, ведь аварийная ситуация с многоэтажками, срок эксплуатации которых истек, только набирает обороты.
Даже не считая разрушений в результате полномасштабной войны, у нас целый ряд проблем, таких как:
- износ внутридомовых сетей;
- трещины в стенах;
- разрушение фундаментов;
- протекание крыш
и т. д.
В целом законопроект № 6458 — это положительный шаг навстречу решению данной проблемы.
В то же время слабыми сторонами будущего закона являются два аспекта: разрешительная документация и судебные процессы.
Трудности с разрешениями
Начнём именно с документов. В законопроекте предлагается выполнение функции заказчика комплексной реконструкции возложить на исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов.
В то же время на инвестора-застройщика возлагается следующий список задач:
- получение исходных данных (градостроительных условий и ограничений, технических условий, задач на проектирование);
- разработка проекта комплексной реконструкции кварталов или микрорайонов;
- разработка проектов отдельных зданий и сооружений;
- проведение экспертизы проектной документации;
- получение разрешения на выполнение строительных работ.
Такие предложения вступают в противоречие с законом «О регулировании градостроительной деятельности», возлагающим получение исходных данных, разработку проектной документации, проведение экспертизы и получение разрешения на выполнение работ именно на заказчика строительства.
Таким образом, возникает дилемма, когда по одному закону ключевая роль должна принадлежать местному самоуправлению как заказчику строительства, а по другому — правительство предлагает возложить все бремя бюрократической волокиты на инвестора-застройщика.
Что можно сделать с разрешениями
Если же современное государство позиционирует себя как сервис, то в случае с реновацией устаревшего жилищного фонда каждый должен заниматься своим делом.
КГГА в городе Киеве, исполнительные комитеты местных советов в других общинах, как заказчики, должны организовать «предложение» с уже готовым пакетом всех разрешительных документов на объект строительства:
- ГУиО (согласование и получение градостроительных условий и ограничений);
- технические условия стройки;
- проект;
- экспертиза;
- разрешение.
Со своей стороны, инвесторы-застройщики, роль которых сводится к генеральным подрядчикам, должны выполнять свою прямую функцию: приходить и строить, рискуя собственными средствами, а не тратить время на сбор документации.
При таких правилах проведение конкурса на привлечение инвестора-застройщика наполняется смыслом.
Читайте также: Сколько стоит аренда жилья в Киеве
Трудности с судебными процессами
Не менее интересный вопрос касается судебных процессов: начнем с того, что этот аспект законопроект № 6458 вообще не регулирует.
На практике же судебные баталии занимают значительную, если не львиную часть времени в сфере строительства объектов, что тоже не способствует привлекательности работы в этой сфере.
В случае же с устаревшим жилищным фондом решение вопроса может столкнуться с сопротивлением отдельных лиц инициативам местного самоуправления с согласия большинства жителей.
Также процесс реновации может застрять в лабиринтах имущественных прав на такое жилье в случае наследства, пожизненного содержания, ипотеки, поручительства
И судебные процессы могут стать тяжелым тормозом и отпугнуть потенциальных инвесторов-застройщиков.
Помочь побороть адские круги бюрократической и судебной волокиты могли бы изменения в гражданском процессуальном законодательстве. Необходимо нормировать споры в сфере реновации устаревшего жилищного фонда, например:
- сделав особое «отдельное производство» по таким делам;
- урегулировав подсудность таких дел;
- определив, кто может выступать заявителем;
- определив порядок рассмотрения дела (например, упрощенное производство по вызову всех заинтересованных лиц).
Читайте также: Сколько переселенцев получат квартиры в 2022 году. Кто в приоритете
Если парламент, рассматривая законопроект № 6458, нормирует все нюансы этого дела — у такого закона будут все шансы действительно стать действенным.
Комментарии - 9