В течение одного дня государство взяло под свой контроль сразу 5 крупных украинских предприятий. Акции двух из них торговались на украинском фондовом рынке. «Минфин» разбирался, имеют ли право миноритарные акционеры на получение компенсации.
Укрнафта, Мотор Сич и другие: когда и сколько получат владельцы их акций
Что получило государство
Отчуждены были акции компаний «Укрнафта», «Укртатнафта», «Запорожтрансформатор», «АвтоКрАЗ» и «Мотор Сич».
Укрнафта — крупнейшая нефтедобывающая компания страны, в которой структурам Игоря Коломойского принадлежит около 42% акций. Еще 50% +1 акция — государственному Нафтогазу, остальное — миноритариям.
В Укртатнафте основным акционером является Коломойский с партнером Геннадием Боголюбовым, которым на двоих принадлежит около 60% компании. Другие акции в собственности того же Нафтогаза. Именно Укртатнафте принадлежит пострадавший от российских ударов Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.
Структура собственности Мотор Сич более запутанная. Традиционно компанию связывают с Вячеславом Богуслаевым, но в 2017 году он продал 56% акций китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Но соглашения так и не произошло, акции сначала были заблокированы, а вскоре — арестованы. Недавно арестовали и самого Богуслаева по обвинению в госизмене.
АвтоКрАЗ, производящий грузовые автомобили, входит в группу Финансы и кредит Константина Жеваго, который уже долгое время находится за границей.
Запорожтрансформатор производит трансформаторное и реакторное оборудование. Его владелец — Константин Григоришин. АвтоКрАЗ и Запорожтрансформатор еще до полномасштабной войны объявили о банкротстве.
Как отметил премьер-министр Денис Шмыгаль, продукция, производимая указанными предприятиями, критически необходима для Вооруженных сил и энергетического сектора. «Предприятия, которые уже работали, получат больше заказов и больше гарантий от государства по производству продукции. Работа предприятий, которые на сегодняшний день не функционировали, будет возобновлена. Работники вернутся к производственному процессу», — подчеркнул Шмыгаль. По его словам, работа предприятий будет продолжаться круглосуточно семь дней в неделю.
Отчуждение, а не национализация
Управлять отчужденными предприятиями будет Министерство обороны. Как рассказал министр обороны Алексей Резников, уже состоялось общее собрание акционеров, утверждены наблюдательные советы, которые, согласно стандартам корпоративного управления, будут назначать текущий менеджмент.
Отдельно Резинков призвал не называть нынешний процесс национализацией, ведь это была бы совсем другая правовая форма. Отчуждение же произошло в соответствии с законом «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения».
Будет ли компенсация
Как объяснил Секретарь СНБО Алексей Данилов, согласно положениям указанного закона, по завершении действия военного положения предприятия могут быть возвращены владельцам или им будет возмещена стоимость компаний.
Наличие этих двух вариантов подтвердила и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Однако, как именно будет действовать государство, пока неизвестно и, скорее всего, этот вопрос будет решаться уже после победы.
Неизвестна и ориентировочная стоимость предприятий. Ее в таком случае должны провести в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. То есть это тоже дело будущего.
Читайте также: Плюс 200% в сентябре: как ВСУ помогает расти акциям украинских компаний
Непонятно и то, как оценить потенциальные инвестиции государства в отчужденные предприятия. К примеру, в Кременчугский НПЗ попали десятки российских ракет. Если государство отстроит завод и вернет его бывшему владельцу, должен ли будет тот компенсировать расходы, пока не сообщалось.
Что будет с миноритариями
По данным Украинской биржи и биржи ПФТС, на момент отчуждения на них размещались акции Укрнафти и Мотор Сич. В свое время торговались и акции Запорожтрансформатор и АвтоКрАЗ, но они были исключены из бирж соответственно в 2017 и 2018 годах.
С Мотор Сич все тоже непросто. Как объяснил «Минфину» инвестор, управляющий активами Михаил Пацан, акции компании были арестованы еще до отчуждения и не торговались на бирже. Приостановили торговлю ими еще в 2018 году, но из списка бирж не исключали, поэтому формально они там оставались.
«Живой» на момент отчуждения была торговля акциями лишь Укрнафты. Хотя, ввиду низкой ликвидности и небольшого интереса к отечественному фондовому рынку, значительных объемов торговли здесь не было. Последнее соглашение о приобретении акций состоялось по цене около 230 грн за ценную бумагу. За год стоимость акций снизилась примерно на 5%. Хотя в определенные моменты падение приближается к 30%, по сравнению с показателями годичной давности.
Читайте также: Почему «накопительную пенсию» не стоит внедрять сейчас
Все акционеры компаний — как олигархи, так и частные инвесторы — сейчас фактически оказались в одной лодке. Им после войны либо вернут активы, либо выплатят компенсацию. Аналитик компании Esperio Александр Болтян предполагает, что государство может составить план выплаты компенсаций по цене приобретения. И в таком случае будет не важно, что по рыночной цене сумма могла бы быть в разы выше.
А вот бывший замминистра экономики Максим Нефедов обратил внимание, что решение о «национализации» публичных компаний произошло фактически параллельно с попытками продвигать накопительную пенсионную систему. И это еще раз подчеркивает, что пенсионным фондам инвестировать фактически будет некуда.
Комментарии - 7