В среду, 4 ноября, акции биофармацевтической корпорации Biogen взлетели на 43,97%. Ажиотаж на рынке вызвало сообщение о том, что официальные органы признали прорыв компании в лечении Альцгеймера.
Летающие машины и новейшая медицина: как зарабатывать на прорывных технологиях
Прорывные продукты и технологии всегда «выстреливали» таким образом. Поэтому, «Минфин» решил посмотреть, кто готовится к новому технологическому скачку и чьи акции уже в ближайшие годы могут резко подорожать.
Летающие машины и искусственное мясо
Ученые и инженеры работают над огромным количеством технологий, которые способны в корне изменить нашу жизнь. К примеру, на днях компания Hyundai Motor заявила, что планирует уже в 2028 году выпустить свой летающий автомобиль. По словам главы подразделения Hyundai по городской воздушной промышленности Джайвона Шина, корпорация работает и над моделями, которые будут перевозить 5-6 человек в мегаполисах, и над большими летающими авто для междугороднего сообщения.
Но Hyundai планирует зайти на рынок, когда уже появится развитая инфраструктура, а люди привыкнут к новому виду транспорта. Конкуренты же корейского автогиганта — Airbus и Boeing — готовятся представить свои летающие модели уже в 2023 году. Зато Hyundai сейчас работает над тем, чтобы снизить стоимость летающих машин и сделать их более тихими.
Джайвон Шин убежден, что у автомобильных корпораций есть преимущество, ведь привыкли работать в массовом сегменте.
Альтернативное направление, по которому идут автокомпании — разработка автопилотов для наземного транспорта. Активнее всех продвигает эту технологию Tesla, которая уже испытывает технологию на дорогах. Работают в этом направлении и традиционные автопроизводители. В ряде стран, в частности, в ОАЭ и Китае в тестовом режиме уже работают беспилотные такси. Компания же, которая первой сделает беспилотные автомобили действительно массовыми, может рассчитывать на значительный рост продаж.
Перспективным также является ряд других технологий, например, по разработке искусственного интеллекта, робототехники, зеленой энергетики, биотехнологий, освоения космоса и спутникового интернета, очистки воды и т.д. Среди компаний, которые недавно успешно провели IPO, даже производитель искусственного мяса Beyond Meat.
Один из ярких примеров быстрого роста цены компании благодаря научным новациям — показатели фармакологической корпорации Biogen. На этой неделе стало известно, что компания получила одобрение на использование экспериментальных лекарств для борьбы с болезнью Альцгеймера. Эти препараты могут стать революционными. Сейчас есть средства, которые лишь облегчают течение болезни, но теперь речь идет именно о лечении. На этом сообщении акции корпорации за один день взлетели на 44%.
Неудивительно, что научные разработки привлекают внимание инвесторов. Ведь удачные успешные технологии обеспечивают прибыль годами. Подобные примеры история уже знает.
1979 год: плеер Walkman
Основана в 1946 году Sony имеет в своей истории целый ряд достижений. Японская корпорация разработала первый в мире транзисторный телевизор, бытовой видеомагнитофон и компакт-диски, а также осуществила революцию в игровой индустрии благодаря PlayStation. Компания выпускала успешные мобильные телефоны и даже стала одной из крупнейших в мире звукозаписывающих и медиа-компаний.
Среди революционных разработок Sony — первый в мире портативный аудиоплеер Walkman. Его название во многих странах даже стало общим для плееров. В 1979 году начались продажи плеера в Японии, а с начала 1980 — в мире. Модель оказалась настолько удачной, что в разных вариациях выпускалась более 20 лет, а аудиотехнику под брендом Walkman корпорация продает до сих пор.
В декабре 1979 года одна акция Sony стоила $3,71, а когда плееры получили мировую известность в середине 1980 года — превысили $10, а в некоторые периоды поднимались и до $12. То есть инвесторы, которые увидели новинку в японском магазине и поверили в ее перспективы, могли превратить каждую тысячу долларов в $2-3 тыс. уже через 5-6 месяцев.
Своих исторических максимумов акции Sony достигли накануне кризиса доткомов в 2000 году, когда торговались дороже $155, но не сумели удержаться на вершине и сейчас стоят около $83. Таким образом, даже если не учитывать дивиденды, которые регулярно выплачивает Sony, ее акции после 1979 года сделали бы инвесторов богаче в 22 раза.
2007 год: онлайн-кинотеатр Netflix
По состоянию на 2007 год Netflix была лидером на рынке США по доставке DVD-дисков по почте. В каталоге компании было 100 тыс. фильмов и телешоу, а клиенты ежедневно делали до 1 млн заказов.
Но компания вовремя почувствовала новые направления развития: успех YouTube натолкнул на идею запустить свой сервис потокового видео. Онлайн-кинотеатр появился в 2007 году. И сначала в нем мало кто мог разглядеть призрак грандиозного успеха. В кинотеатре была лишь тысяча фильмов, то есть 1% от того, что Netflix предлагал на DVD.
Но преимуществом Netflix в то время стала разработка эффективного алгоритма рекомендаций фильмов. Большинство сервисов тоже дают рекомендации, но работают они примерно по такому принципу: если посетитель посмотрел «Крепкий орешек», значит ему надо порекомендовать «Крепкий орешек 2».
Netflix смогла «залезть в голову» клиентам, чтобы подобрать лучшие варианты. В значительной степени им это и удалось — система рекомендаций сайта считается лучшей в мире.
Развитие онлайн-кинотеатра не было взрывным. Сервис постепенно увеличивал аудиторию, доставка DVD постепенно шла на спад. В конце 2007 г. одна акция Netflix стоила $3,8 и за год подорожала до $4,27, то есть на 12%. Однако те, кто поверил в онлайн-кинотеатр в начале и не терял своей веры, в конце концов были вознаграждены за терпение. Через 10 лет после запуска сервиса акции компании торговались уже в 50 раз дороже. Сейчас одна акция стоит $481, а это в 126,5 раз больше, чем в 2007 году.
2007 год: первый iPhone
В начале 2007 года Apple уже начала забывать о тяжелых 90-ых. Вместе со Стивом Джобсом в компанию вернулись слава и успехи 80-х. Сначала хитом стал новый компьютер iMac, а впоследствии — плеер iPod. Но главный прорыв корпорация как раз готовилась сделать.
В июне 2007 года в продаже появился сенсорный телефон iPhone. В 2007 году далеко не все поверили, что пользователи захотят нажимать на экран пальцами. «IPhone никогда не завоюет значительную долю рынка. Без шансов. Это 500-долларовый гаджет, продающийся по контракту. В бизнес-сегменте никто не купит смартфон за 500 долларов без физической клавиатуры, когда на рынке есть дешевый Motorola Q с Windows Mobile на борту», — уверял тогдашний исполнительный директор Microsoft Стив Балмер.
Переоцененным смартфон от Apple назвал вице-президент BlackBerry Джим Балзили, а в Nokia свысока заявляли, что появление iPhone не повлияет на их стратегию развития.
Инвесторы же, которые поверили в светлое будущее нового смартфона, сумели неплохо заработать. Сейчас Apple — одна из крупнейших публичных компаний мира с капитализацией в почти $2 трлн. По сравнению с 2007 годом, акции корпорации стоят в 37 раз дороже.
2008 год: операционная система Android
На момент выпуска новой операционной системы Google уже стала одной из крупнейших технологических компаний мира. Основным источником доходов была поисковая система, а также успешно работали почтовый сервис Gmail и карты Google Maps. Корпорация могла себе позволить купить видеохостинг YouTube за астрономические по тем временам $1,65 млрд.
Android разрабатывался как операционная система для смартфонов. iPhone уже продемонстрировал свою успешность и Google открывала дорогу на рынок смартфонов многочисленным конкурентам Apple.
Android стал открытой платформой. Гибкость стала основой популярности операционной системы, которая сейчас работает на 80% смартфонов мира. Кроме смартфонов, Android используется на планшетах, электронных часах, телевизорах, ноутбуках, проекторах, автомобильных системах и в другой технике.
Успех операционной системы закрепил лидерство Google на рынке поисковых систем, ведь люди все больше пользовались мобильным интернетом. Кроме этого, Android помогает продвигать все остальные сервисы компании: почту, карты, систему оплаты, продажу музыки и видео, видео-чат и т.п.
Это отражается и на финансовых показателях корпорации. Осенью 2008 года, когда появился первый смартфон с Android, акция компании стоила около $170, а сейчас — в 9 раз дороже. Это позволяет Google входить в перечень компаний с капитализацией более $1 трлн.
Отставание и опережение времени
Новые разработки не означают автоматический успех корпораций. Часто технологические гиганты пытаются догнать конкурентов, которые уже опередили их. Так, Microsoft запустила в 2010 году операционную систему Windows Phone 7 и даже купила Nokia для ее продвижения. Hewlett-Packard производила свои планшеты с собственной операционной системой. Amazon пытался выйти на рынок смартфонов.
Иногда инженеры и футуристы просто не угадывают настроения клиентов или опережают время. Так, Samsung сделал ставку на смартфон с экраном, который раскрывается и превращается в планшет. Однако дорогой и габаритный телефон стал лишь нишевым продуктом.
В свое время Google попытался совершить революцию в гаджетах, выпустив Google Glass. Очки стоили $1500 и в прямом смысле стали посмешищем — пользователи жаловались, что становятся жертвами острот прохожих. В конце концов, уже через 2 года после запуска Google сняла очки с производства. Корпорация не забыла о футуристической мечте и в этом году выпустила в продажу новую версию очков. Сейчас они позиционируются как технология, необходимая на производствах для помощи работникам.
Поэтому для того, чтобы удачно вкладывать деньги в перспективные технологии, инвесторам следует понимать потенциал изменений не хуже, чем инженерам компаний. Хотя и те, и другие иногда ошибаются.
Алексей Писарев
Комментарии - 6
https://minfin.com.ua/ua/invest/articles/yak-obrati-brokera-schob-kupiti-akciyi-za-kordonom/