Пандемия коронавируса изменила много привычных вещей. Сфера инвестиций не стала исключением. С приходом коронавируса в поведении инвесторов можно отметить несколько важных изменений. Каких именно — описал БКС. «Минфин» выбрал главное.
Какие инвестстратегии и инструменты больше не работают
Портфель 60/40 утратил популярность
Портфельная теория гласит: для большей защиты портфеля рекомендуется вкладывать средства в различные классы активов.
Часть средств долгосрочного инвестора нужно держать в акциях, а часть — вкладывать в облигации. Соотношение акций и облигаций в портфеле — не догма, но наиболее популярным и зарекомендовавшим себя распределением давно стало 60/40, то есть 60% акций и 40% облигаций. Считается, что такое распределение снижает волатильность и повышает эффективность вложений с учетом взятого риска. По данным Morningstar и Vanguard, портфель на основе стратегии 60/40 с 1926 по 2019 гг. обеспечивал в среднем 8,8% годовых в долларах.
Паника на финансовых рынках весной этого года привела к повышенному спросу на безрисковые активы, в том числе надежные облигации. Для простоты, в качестве эталона безрискового индикатора, примем 10-летние гособлигации США. Повышенный спрос привел к росту курсовой стоимости облигаций и, соответственно, к снижению ставок. Во второй половине 2019 г. доходность по 10-леткам была 3,2%, в марте 2020 — уже 0,5%. «Добила» этот тренд ФРС США, опустив ставку до 0% и объявив, по сути, безлимитный QE (так называемое количественное смягчение). В результате доходность 10-летних трежерис опускалась до рекордно низких 0,35% и до сих пор находится ниже 1%.
На рынке американские гособлигации являются «ориентиром» для определения доходности многих других долговых инструментов. С учетом вовсе не нулевой инфляции, можно сказать, что целый пласт высоконадежных облигаций стал для инвестора не интересен. Это отразилось и в стремительном росте фондового рынка, особенно акций молодых, неприбыльных компаний, обещающих, впрочем, большие перспективы своим инвесторам, часто в весьма отдаленном будущем.
Таким образом, можно констатировать — подход 60/40 стал непопулярным. Вероятно, для актуализации этой стратегии потребуется время и существенный рост ставок по долговым инструментам, либо сильная и устойчивая дефляционная спираль.
Читайте также: Определены топ-10 стран для инвестирования в 2021 году
Надежные облигации и депозиты
Инвестирование исключительно в надежные облигации из-за вышеописанных эффектов стало неинтересно подавляющему большинству частных инвесторов. Теперь такие инструменты часто заменяются на акции крупных компаний и дивидендные фишки.
Украина же, наоборот, повышает ставки по ОВГЗ. например, ставки по гособлигациям повышаются и остаются достаточно привлекательными для многих инвесторов. Например, во время последнего аукциона 15 декабря, когда Минфину удалось привлечь рекордную сумму 51,44 млрд грн, доходность пятилетних ОВГЗ перевалила за 12%. И если в следующем году сотрудничество с МВФ не будет разморожено, Минфину придется снова повышать стоимость привлечения денег.
Читайте также: Сколько можно заработать на проблемах страны
А вот к банковским депозитам интерес снижается и во всем мире, и у нас. Их доходность продолжает падать, и клиенты банков все активнее переходят на депозиты до востребования.
«Акции стоимости» VS «истории роста»
Динамичное развитие отраслей, таких как альтернативная энергетика, электротранспорт, e-commerce, и информационных технологий привело к падению спроса на «акции стоимости» в пользу «историй роста».
«Акции стоимости» — это бумаги крупных, устоявшихся компаний, которые работают в изученном и предсказуемом бизнес-направлении. Обычно такие компании выплачивают довольно высокие дивиденды.
Термин «истории роста» говорит сам за себя. Это компании из новых перспективных отраслей, рынок которых только зарождается. Часто такие компании не приносят прибыли, не платят дивиденды и не проводят обратный выкуп, но показывают высокие темпы прироста бизнеса: выручки или выпуска продукции в натуральном выражении.
Так вот, соотношение соответствующих ETF на две группы этих акций: iShares S&P 500 Value ETF (IVE) и iShares S&P 500 Growth ETF (IVW), в этом году продолжило снижение с еще большим ускорением, установив исторический минимум в IV квартале. Это означает, что в целом капитализация «историй роста» прирастает гораздо быстрее капитализации «стоимостных историй».
Современных инвесторов не пугают заоблачные мультипликаторы P/E порядка 100х и выше. Особо стоит отметить рынок IPO в период пандемии. Он не только не пострадал, но и показал очередные рекорды. Многие акции в первый день торгов росли на 50-100%.
Стоит отметить, что подобная ситуация наблюдалась с 1995 и до начала 2000 г., во времена «бума доткомов». Позднее, в период с 2003 по 2007 гг., соотношение двух типов акций, наоборот, перешло к росту. Иными словами, в 2020 г. «стоимостное инвестирование» не работало, но совсем списывать со счетов подобный подход точно не стоит.
Читайте также: Как заработать на надувающемся пузыре акций роста
Робингуд и Ко
Еще одним трендом 2020 г. стало довольно частое явление резкого взлета сильно подешевевших акций без существенной причины. Вразрез с догмами фундаментального и финансового анализа котировки наиболее сильно пострадавших от пандемии и закредитованных компаний, как по волшебству, взлетали на десятки процентов в считанные дни.
Такая ситуация наблюдалась, например, в акциях Boeing, Carnival, Cinemark, Macy’s, и даже предбанкротных Chesapeake Energy или Hertz. Спрос на предбанкротные акции был настолько велик, что менеджмент Hertz даже задумался о так называемом банкротном IPO. Правда, в итоге компания все же была признана банкротом.
Подобные коллизии фундаментально выверенной стратегии и банальной скупки сильно подешевевших активов стали и следствием прихода на рынок большого количества молодых и неопытных инвесторов. С развитием IT-технологий доступ на рынок упростился — достаточно установить приложение из App Store или Google Play. А стремительное развитие информационных потоков в сети интернет создало условие для когерентных, ритмичных действий инвесторов по всему миру.
Читайте также: Три сценария, которые могут шокировать инвесторов в 2021 году
Современные расклады
Бегство от риска, а затем гигантские фискальные и монетарные стимулы привели к радикальному снижению ставок в глобальной экономике. Существенная часть средств частных инвесторов из долговых инструментов перетекла в акции. Развитие определенных отраслей и высокий уровень пришедшей на рынок ликвидности спровоцировал ралли в неустойчивых, неприбыльных, но перспективных «акциях роста». Акции вышедших на IPO компаний пользовались огромным спросом и демонстрировали кратный рост. Бумаги устоявшихся крупных компаний и дивидендные фишки спросом не пользовались и не смогли показать аналогичные результаты.
Однако, цикличность — неотъемлемая часть экономики или инверсионной деятельности. Повышение инфляции или рост волатильности в акциях может вернуть популярность более традиционных подходов в инвестировании. В то же время следует признать, что поколение инвесторов меняется, а на слуху у «молодежи» совсем другие имена.
Комментарии - 4
Так вот, экономика Франции за первые 2 квартала 2020 не только обнулила весь накопленный рост с 2010, но и ушла к началу нулевых, примерно схожий паттерн в Великобритании....Макроэкономический шок в США и Германии развиваются по схожему сценарию...Япония в глубокой заморозке. 2 квартал обнулил рост (которого особо и не было) за 10 лет...ковидные эксперименты уничтожили экономику Италии. В 2014-2019 восстановительного роста в мере, применимого к большинству крупных развитых стран не было, а экономический шок 2020 был беспрецедентным. В итоге, во втором квартале сжатие было столь сильным, что сопоставимые уровни были лишь в середине 80-х! Восстановление 3 квартале вернуло экономику Италии к худшему периоду 2010-2015....В Испании отключение экономики также полностью обнулило все попытки восстановления 2013-2019, а на 3 квартал 2020 экономика Испании находится ниже, чем в 2007....Весь этот макроэкономический ад с дропом экономики на уровни 20 летней давности был показан на фоне беспрецедентного наращивания гос.долга, достигающего 15-20% от ВВП. Что было бы без наращивания гос.долга такими объемами?"