Истории, отражающие коллективную память о прошлых финансовых катастрофах, влияют на решения инвесторов в настоящем. К такому выводу пришел нобелевский лауреат Роберт Шиллер. Что такое нарративы, как действует коллективная память и при чем тут деловая пресса — автор написал в своей новой книге «Нарративы катастрофы». «Минфин» выбрал самое интересное.
Как предвидеть крах рынка: прислушайтесь, о чем говорят в трамвае
Андаманские острова в 2004 г. накрыло разрушительное цунами. Однако ни один человек из племени онге, коренных жителей этих мест, не пострадал. Оказалось, что у онге есть легенда, которая передается из поколения в поколение и рассказывает о злых духах, которые охотятся на людей. Признак приближения духов — отход воды от берега. Завидев это, нужно как можно быстрее подняться как можно выше, чтобы спастись.
Кстати, онге являются самым низкорослым племенем в мире — в среднем их рост меньше 150 см, но это не имеет отношения к делу. История о цунами служит иллюстрацией того, как коллективная память и нарративы влияют на поведение людей. В экономике происходит примерно то же самое.
Нарративы и экономическое поведение
Нарратив — это история, которая «цепляет» людей и становится вирусной: они пересказывают ее друг другу, она влияет на их мышление и принятие решений.
Роберт Шиллер написал книгу о нарративной экономике, где рассказал, как нарративы меняют экономическое поведение, управляют рынками и провоцируют кризисы.
«Я думаю, что той неизвестной переменной, которая спровоцировала бум, как раз и были нарративы: так, во время бума, начавшегося в 1997 г., были популярны истории об инвестициях в недвижимость, которые помогли людям очень быстро разбогатеть. Впоследствии это превратилось в спекулятивный пузырь», — говорит Шиллер о буме и последующем кризисе на рынке недвижимости США.
Люди предпочитают не аналитику, а истории, которые вызывают у них сильные эмоции, — считает Шиллер.
Читайте также: США объявили оспу обезьян чрезвычайной ситуацией: как это повлияет на акции
Прочитал — принял во внимание
В новом исследовании Шиллер и его соавторы изучили влияние «нарративов катастрофы» на биржевую динамику. Коллективная память передается с помощью публикаций в деловой прессе: когда экономику штормит, важное место в новостях занимают истории о предыдущих финансовых кризисах. Масштабные провалы на фондовом рынке случаются нечасто, поэтому не каждый становится их свидетелем — а сравнения с прошлым помогают инвесторам строить предположения, что будет дальше.
Например, в октябре 1987 г., когда произошло самое крупное однодневное падение индекса Dow Jones Industrial (он снизился на 22,6%), резко возросло количество упоминаний в The Wall Street Journal биржевого обвала 1929 г. — тогда падение индекса составило 12,8%, и обвал 1987 г. его превзошел. После этого в качестве исторического примера обвала финансового рынка в прессе стал доминировать уже эпизод 1987 г.: те, кто лично не столкнулся с кризисом 1987 г., имели возможность прочесть о нем более чем 2000 раз в газетных статьях в последующие годы, — подсчитали авторы.
Именно потому, что крахи фондового рынка случаются нечасто, история прошлых событий, независимо от того, пережиты они лично или нет, играет решающую роль в оценке инвесторами вероятности новой финансовой катастрофы.
Нарративы часто выявляют причинно-следственные связи между последовательностью событий, связывающих одно состояние с другим. Таким образом, нарративы предлагают аналогию объяснений того, как и почему происходят нынешние события и каков может быть результат.
Опрос индивидуальных инвесторов показал, что в среднем инвесторы обсуждали отдельно взятую инвестицию с 20 человеками, при этом лишь 23% опрошенных проводили какой-то самостоятельный анализ. Потенциально, роль финансовой прессы, как механизма коллективной памяти, весьма значима, рассуждают экономисты: инвесторы используют распространяемые ею нарративы для обоснования своих убеждений и, как следствие, для своих решений.
Когда в прессе появляются «нарративы катастрофы», это может служить предупреждающим сигналом о том, что очередной крах рынка приближается. Ученые обнаружили прямую и значимую связь таких нарративов с ростом индекса страха VIX и увеличением волатильности. По их подсчетам, «нарративами катастроф» можно объяснить более трети динамики VIX и около 40% волатильности.
На следующий день после появления соответствующих публикаций в прессе, оценки розничными инвесторами вероятности падения рынка растут. На институциональных инвесторов (то есть представителей фондов, инвестиционных компаний
Инвесторы оценивают вероятность обвала рынка, ориентируясь не только на финансовые новости. Если в радиусе 30 миль от их места жительства в течение последнего месяца происходило землетрясение, вероятность встряски на бирже также казалась людям более высокой.
Читайте также: Баффет потерял почти $44 млрд на падении рынка: почему он опять в выигрыше
Плюсы и минусы нарративов
- Поведение, в основе которого лежат нарративы, не обязательно считать иррациональным, — пишет Шиллер. Иногда коллективная память может подсказывать верное решение, которое позволит избежать катастрофы.
- Тем не менее, иногда нарративы действуют негативно — например, способствуют формированию пузырей. При принятии финансовых решений важно отделять факты от эмоций и уметь анализировать информацию.
Комментарии - 5
обман , везде обман. а я набрал кредитов , накупил бакса…