Как показывают современные исследования, свободный доступ к информации из Интернета только ухудшает качество инвестиций. Почему так происходит, на своей странице в фейсбук рассказал управляющий партнер HUG'S Эрик Найман.
Как «эффект Google» крадет заработки инвесторов
Самоуверенность без компетентности
Марк Халберт, американский журналист и финансовый аналитик, в своем новом эссе пишет, что наша коллективная финансовая грамотность сталкивается с новой и очень современной угрозой — Интернетом.
Согласно исследованию, опубликованному этим летом в Social Science Research Network (SSRN), Интернет заставляет инвесторов думать, что они знают больше, чем на самом деле, а возникающая в результате чрезмерная самоуверенность приводит к тому, что их портфели работают хуже, чем если бы они не опирались на информацию из Интернета.
78-страничное исследование под названием «Уверенность без компетентности: финансовый поиск в Интернете и принятие финансовых решений потребителями» было проведено Адрианом Уордом — профессором маркетинга Техасского университета, Тито Грилло — профессором маркетинга, экономики бизнеса и права Университета Альберты, и Филипом Фернбахом — профессором маркетинга Колорадского университета.
Исследование пришло к своему провокационному заключению в несколько этапов:
1️) Исследователи показали, что использование Интернета для ответов на вопросы приводит к тому, что люди приписывают себе знания, которые они на самом деле получили из Интернета. Это явление иногда называют «эффектом Google» — стирание границ между внутренним и внешним знанием, которое заставляет «людей думать, что они знают больше, чем на самом деле».
2️) Затем исследователи показали, что «эффект Google» делает инвесторов слишком самоуверенными. Они продемонстрировали это, разделив выборку инвесторов на две в остальном идентичные группы, в зависимости от того, был ли у них доступ к Интернету при прохождении теста на знания об инвестициях, а затем дав каждой группе одинаковую инвестиционную задачу.
После того, как инвесторы построили свои портфели, их спросили, сколько денег они готовы поставить на последующую доходность своих портфелей. Неудивительно, что группа, имевшая доступ к Интернету, набрала на тестах более высокие баллы, чем те, у кого доступа не было. И эта группа с более высоким баллом также в среднем делала больше ставок на эффективность своего инвестиционного выбора, что свидетельствует о большей уверенности в своих инвестиционных способностях.
Читайте также: Падение Credit Suisse: почему мир снова оказался на пороге финансового кризиса
3️) Однако, самоуверенность этой группы с более высокими баллами была неуместной. Исследователи обнаружили, что в среднем инвесторы из этой группы получили значительно МЕНЬШУЮ прибыль, чем инвесторы из другой группы. Этот феномен представляет собой «уверенность без компетентности», на которую исследователи ссылаются в названии своего исследования. Источник более низкой доходности группы с более высокими баллами, по-видимому, заключается в их большей готовности идти на риск.
От информации к знаниям
Это свежее исследование напоминает нам об опасностях самоуверенности и достоинствах смирения.
Интересно, что уже с середины 2010-х главным источником информации о финансовых рынках для нас стал Интернет.
Сергей Брин, соучредитель Google, сказал на мероприятии Google в 2010 году: «Мы хотим, чтобы Google был третьей половиной вашего мозга».
Авторы рассмотренного выше исследования интерпретируют это заявление так: Google стирает «границы между знаниями, которые находятся в голове, и знаниями, которые находятся в Интернете».
Яркий пример — Wikipedia. Для многих она стала бесспорным источником информации, что совсем не так — ее пишут обычные люди.
А что еще опаснее для наших кошельков — наша самоуверенность, которая появляется просто от получения новой информации.
Но стоит ли быть на самом деле уверенным в истинности информации, которую мы получаем из Интернет? А может нам продают «старый хлам» или даже дезинформацию? И что действительно важно, а что информационный шум?
Читайте также: Потребители скупают лакшери: стоит ли вкладывать в акции LVMH
Пожалуй, в школах пора учить не тому, как быстро находить информацию — с этим мы неплохо справляемся, а как отделять действительно ценную и полезную информацию от вредного шума, а то и лжи, или заблуждений. А главное: как превращать ценную информацию в знания.
Комментарии - 7