Минфин - Курсы валют Украины

Установить
29 июня 2022, 9:10 Читати українською

Как Украина будет регулировать курс и учетную ставку для соответствия критериям ЕС

23 июня стало исторической датой — Украина получила статус кандидата на вступление в ЕС. В то же время, для продолжения интеграции государство должно отвечать ряду европейских требований. В том числе и финансовых. Что нам предстоит сделать в будущем, в колонке для ЭП рассказал советник министра финансов Виталий Ломакович. «Минфин» публикует ключевые тезисы.

Финансовые требования ЕС

Для начала переговоров о вступлении в ЕС следует выполнить ряд предыдущих условий, среди которых назначение руководителя САП, принятие законодательства в сферах противодействия отмыванию денег, реформирование правоохранительного сектора, деятельности СМИ, имплементация антиолигархического законодательства и т. д.

Из опыта мы знаем, насколько сложными могут оказаться эти задачи для наших властей. Однако, когда-нибудь этот день наступит и Украина начнет сложный переговорный процесс. Так что уже сейчас можно начинать «морально» готовиться к нему.

В валютно-финансовой сфере Договор о ЕС (Маастрихтский договор) определяет пять критериев конвергенции (сближения), касающихся ценовой стабильности, дефицита бюджета, государственного долга, стабильности национальной валюты и процентных ставок. А именно:

  • соотношение дефицита бюджета к ВВП не должно превышать 3%;
  • соотношение государственного долга к ВВП не должно превышать 60%;
  • стабильность цен и постоянство средних темпов инфляции в течение одного года до проведения оценки; уровень инфляции не может более чем на 1,5 п.п. превышать соответствующие показатели трех самых лучших (с точки зрения ценовой стабильности) стран-членов;
  • долгосрочная номинальная процентная ставка не должна превышать более чем 2 п.п. соответствующие показатели трех самых лучших (с точки зрения ценовой стабильности) стран-членов;
  • в течение как минимум двух лет отклонение обменного курса не должно выходить за предельные значения, предусмотренные Европейским механизмом обменных курсов (ERM II), то есть +- 15% по отношению к евро.

Интересно, что до начала полномасштабной войны Украина практически выполняла бюджетный и долговой критерии: по итогам 2021 дефицит бюджета составлял 3,6% ВВП, величина государственного и гарантированного долга — 48,9% ВВП.

Читайте также: За один день займы НБУ подорожали с 11% до 27%: что будет с кредитами

Война перевернула все с ног на голову, и уже ясно, что после ее завершения вышеупомянутые показатели могут оказаться не столь оптимистичными. Но тут, по крайней мере, понятно, куда двигаться.

Трудности монетарных критериев

Что касается инфляции, то в самом ЕС она бьет исторические рекорды: в мае годовой уровень в среднем по ЕС достиг 8,8%, а в Литве (18,9%) и Эстонии (20%) даже превысил украинский показатель (18%).

То есть на данный момент достаточно сложно понять, к какому уровню Украина должна стремиться. Если взять цель ЕЦБ 2%, то инфляция в Украине должна снизиться и стабилизироваться на уровне не выше 3,5%. А это таки амбициозная задача.

Обменный курс с начала полномасштабной войны зафиксирован на уровне 29,25 грн за доллар. По отношению к евро курс колеблется, в зависимости от его котировок по отношению к доллару.

По всей видимости, нам всем скоро придется научиться ориентироваться на евро, а не на доллар. Этот символический момент не стоит недооценивать, поскольку он является одним из практических воплощений «евроцентричности».

Для выполнения валютного критерия конвергенции Национальному банку, после возвращения к плавающему курсу, придется избегать повторения сценариев 2019 и 2020 годов (резкая ревальвация — резкая девальвация). Надо будет научиться «плавать» по правилам.

Но самым проблемным для нашего НБУ будет, очевидно, критерий по долгосрочной процентной ставке. Фактически, он означает, что ставка по 10-летним ОВГЗ не должна превышать ставку ЕЦБ более чем на 2 процентных пункта. А ставка ЕЦБ на данный момент составляет… 0%.

Читайте также: Сколько реально зарабатывают на военных ОВГЗ и другие важные детали их покупки

Выходит, для интеграции в ЕС доходность украинских долгосрочных ОВГЗ должна снизиться до 2%. И как с этим согласовать настойчивые призывы НБУ к Минфину о необходимости «установки рыночных ставок по ОВГЗ» (в понимании НБУ, это не менее 25%)?

Комментарии - 2

+
+42
neverice
neverice
29 июня 2022, 15:15
#
Ще один плюс від кандидатського статусу. Тепер про всі ці критерії говорять не як про абстрактні цифри, а як про мету. Досягнення якої виглядає все ще досить складним. Але кандидатський статус дає не тільки мету, а й часто шлях, як цієї мети досягти. Розроблений європейськими аналітиками під наші умови.
+
0
squeez
squeez
29 июня 2022, 22:10
#
Выходит, для интеграции в ЕС доходность украинских долгосрочных ОВГЗ должна снизиться до 2%. И как с этим согласовать настойчивые призывы НБУ к Минфину о необходимости «установки рыночных ставок по ОВГЗ» (в понимании НБУ, это не менее 25%)?

а вот тут как раз таки не дают сильно грабить людей , людям которые связанны С НБУ, но этот прошарок бы уничтожили давным давно — если бы разрешили кредитоваться и пользоваться иностранными банками на прямую, как бы этот прошарок людей сразу пропал. .
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться