Как изменится украинская банковская реальность после введения евросоюзовских стандартов, и сложнее ли будет осуществить перевод денег ЭП рассказала Ольга Черевко, основательница и управляющий партнер юридической компании GLS. «Минфин» выбрал главное.
Украина интегрируется в европейскую систему платежей: усилят ли финмониторинг
В апреле 2025 года Кабмин сделал важный шаг к финансовой интеграции с Европейским Союзом: одобрил законопроект, который позволит нашей стране присоединиться к Единой зоне платежей в евро (Single Euro Payments Area — SEPA).
Это стратегическое решение на грани экономики, банковских инноваций и сохранности. В то же время оно вызывает ряд вопросов:
- Угрожает ли это гривне?
- Как это отразится на гражданах и на бизнесе?
- Станет ли финансовый мониторинг еще более жестким?
SEPA — это инициатива Евросоюза, позволяющая осуществлять платежи в евро в пределах Европы так же просто, как в пределах одной страны. Участниками SEPA являются 36 стран: все государства ЕС, Исландия, Норвегия, Швейцария, Великобритания и другие.
Участие в SEPA не требует введения евро как национальной валюты. Польша или Швеция являются членами SEPA, сохраняя соответственно злотый и крону. Присоединение Украины к SEPA позволит осуществлять мгновенные переводы в евро между украинскими и европейскими банками с минимальными комиссиями или вообще без них. Это означает подлинный прорыв в международных финансовых расчетах.
Присоединение к SEPA не означает введение евро в Украине. Гривна будет оставаться национальной валютой. Участие в SEPA — это вопрос не валютной политики, а интеграции с евросоюзовской банковской инфраструктурой.
В настоящее время международные переводы из Украины в евро в основном проходят через сеть SWIFT. Это долгий и дорогостоящий процесс. Комиссии могут достигать 10−50 евро, зачисление длится до пяти банковских дней, а в цепи задействовано несколько банков-посредников.
Как это отразится на переводах
Для потребителя это не столько новые счета, сколько изменение качества платежей в евро. Они станут быстрее, дешевле и прозрачнее, поскольку будут осуществляться без участия банков-посредников, которые обычно привлекаются при переводах через SWIFT.
Часто платеж может быть задержан посредниками или требует дополнительных документов. SEPA устраняет эти ограничения. Перевод между Украиной и страной-членом SEPA будет осуществляться напрямую, быстро, с предполагаемыми условиями, а с присоединением к SEPA Instant — через 10 секунд, даже ночью или на выходных.
В Украине уже действует стандарт IBAN, и все счета открываются именно в этом формате. Это было одной из предпосылок для подачи заявки на присоединение к SEPA. Присоединение к SEPA обеспечивает его полноценное признание и унифицированное использование в европейском платежном пространстве.
Это означает, что украинские IBAN-счета станут полноценными участниками единой системы европейских платежей по аналогии со счетами в Германии, Франции или Нидерландах. Для пользователей это упростит международные транзакции, сделает переводы в евро более прозрачными и быстрыми, а банковским учреждениям позволит работать по единым техническим стандартам с другими европейскими банками.
Для бизнеса присоединение к SEPA откроет простой и прозрачный доступ к финансовым рынкам Европы. Расчеты с контрагентами станут легче и быстрее, а снижение стоимости транзакций позволит экономить на каждом переводе.
Это повысит уровень доверия со стороны партнеров и снизит зависимость от валютных посредников. Упрощение процедуры открытия счетов в евро и прямой доступ к банковским сервисам станут дополнительными преимуществами.
Вывод очевиден: присоединение Украины к SEPA — это качественный скачок в сфере финансовых услуг. Для граждан это комфорт, скорость и снижение расходов на международные переводы, для бизнеса новые возможности и конкурентные преимущества.
Читайте также: В Украине хотят создать реестр счетов и банковских сейфов украинцев
Побочные эффекты: финмониторинг
В то же время вступление в SEPA означает интеграцию с европейскими правилами финансового мониторинга. Украина должна гармонизировать законодательство с требованиями четвертой и пятой директив ЕС по противодействию отмыванию средств и финансированию терроризма. Это, прежде всего, касается банков, но скажется и на клиентах.
При открытии счетов банки потребуют больше документов, чем сейчас. Помимо паспорта и идентификационного кода нужно будет подтвердить место фактического проживания (договор аренды или счета за коммунальные услуги). Также обязательным станет документальное подтверждение источника дохода: налоговая декларация, трудовой контракт, выписка со счета. Для юридических лиц банки потребуют полного раскрытия структуры собственности и конечных бенефициаров.
Переводы средств, особенно крупные или регулярные, потребуют сопроводительных документов: договоров, инвойсов, актов выполненных работ. В случае непонятных или нетипичных операций банк вправе приостановить транзакцию до получения пояснений. Это касается и частных переводов: частые переводы с карты на карту, особенно из-за границы, могут вызвать дополнительные вопросы со стороны финмониторинга.
При новых правилах финансового мониторинга большее значение приобретает вопрос налогового резидентства. Банки должны будут определять, в какой именно стране клиент является налоговым резидентом. Для этого будут запрашивать подтверждение фактического места жительства, налоговые справки, документы о получении доходов, а также информацию о регистрации в иностранных налоговых органах.
В случае отсутствия четкого статуса или двойного резидентства, банк может отказать в открытии счета или временно заблокировать доступ к нему. Это означает, что каждому, кто проживает за границей или имеет источники доходов за пределами Украины, следует определиться с налоговым статусом и готовые документы для подтверждения или быть готовым попрощаться с украинскими счетами.
Новые правила — это новый уровень прозрачности, ответственности и требований к клиентам, поэтому следует готовиться к новым правилам игры: навести порядок в документах, определить налоговый статус и работать «в белую». Европейский рынок открывается для Украины и к этому следует готовиться не только правительству, но и каждому из нас.
Комментарии - 16
(договір оренди або рахунки за комунальні послуги)»
В рахунках за послуги ЖКХ частіше за все ПІБ відсутній,
а якщо і стоїть, то вказаний ПІБ відповідальної особи, а не
перелік всіх, хто зареєстрований…
Водночас вступ до SEPA означає інтеграцію з європейськими правилами фінансового моніторингу. Україна має гармонізувати законодавство з вимогами четвертої та п’ятої директив ЄС щодо протидії відмиванню коштів та фінансуванню тероризму. Це передусім стосується банків, але позначиться і на клієнтах.
Думаб це дуже позитивно, оскільки поточне законодавство по фінмониторингу надає занадто багато прав банкам, а у клієнта взагалі немає ніяких прав.
Перекази коштів, особливо великі або регулярні, потребуватимуть супровідних документів: договорів, інвойсів, актів виконаних робіт.
Наче зараз це не так. У нас можуть спитати документи на 1500 гривень, тобто менше 100 євро. Такого немає в жодній країні ЄС чи євро-зони.
При відкритті рахунків банки вимагатимуть більше документів, ніж зараз. Крім паспорта та ідентифікаційного коду, потрібно буде підтвердити місце фактичного проживання (договір оренди або рахунки за комунальні послуги)
Це не є вимогами європейського законодавства, це як раз вимоги локального законодавства деяких країн і всюди процедура підтвердження виглядає по різному.
А що до підтвердження адресу то це скоріш данина місцевих законів які в деяких країнах, таких як Англія та США які багато англійського запозичили не мают такого поняття як «прописка». Все ж якась реєстрація місця проживання там є, але це скоріш саме реєстрація адреси для кореспонденції. Тому мабуть вони і не спираются на це. В Польщі, як країні екс-совка реєстрація місця проживання є, організована вона краще за нашу недопрописку — і там PESEL це майже замінник паспорта та ідентифікаційног кода, хоча здаєтся для податкової ще існує окремий код який до слова в банках не потрібен.
Зачем «давно проживающему за границей» нужно гражданство
Украины — неужели из-за ностальгии или владения землёй.
Ця норма закону розповсюджується й на осіб, що втратили громадянство України.
https://court.gov.ua/press/news/1579700/
https://youcontrol.com.ua/ru/catalog/court-document/120995840/
https://bit.ly/3GT3DG3
2) Выйти из гражданства возможно только если получить гражданство другой страны, что как правило длительный многолетний процесс. А для гражданина Украины на данный момент и невозможный из-за процедуры. Страна, где получаешь гражданство отправляет запрос в соответствующие органы Украины для того чтобы получить необходимую информацию о кандидате на гражданство. Что делают наши ораны с начала войны? А ничего, они вообще не отвечают. Соответственно, вопрос подвисает до лучших времен.
3) Выход из гражданства не является достаточным основанием для выхода из налогового резидентства. Например, если у человека осталась в Украине квартира зарегистрированная на его имя, кто-то из семьи, регистрация ФОП — все может и будет использовано против Вас. Частенько это приходилось делать и через суд.
1. Может не в курсе, но 18 июля 2022 года Зеленский подисал указ № 502/2022
о лишении гражданства Коломойского, Корбана и ещё нескольких человек.
2. Получить гражданство другой страны — либо миллионные инвестиции,
либо 5+ лет проживания, а с учётом начала российской агрессии весной 2014,
на сегодня прошло более 10 лет.
3. Регистрация ФОП — это наверное прикол с вашей стороны, ведь отчеты в ГНА
для недействующих ФОПов никто не отменял, а квартиру можно и подарить либо продать даже по доверенности, не возвращаясь в Украину.
Проживая заграницей, можно ложить большой болт на все потуги украинской
налоговой и исполнительной службы, если в Украине нет активов или какого-либо имущества, что собственно и сделали десятки тысяч «уклонистов», переоформив свои активы на родителей, жен или детей и обнулив свои банковские счета в укрбанках.
2. Да, либо дорого, либо 5−10 лет проживания в стране и интеграция со знанием языка, работой и т. д. Но гражданство можно получить, только если будет ответ из Украины по запросу в соответствующие органы. А они не отвечают.
3. Еще раз, если есть ФОП, даже не действующий — из резидентства не выйдешь, подавай отчеты или не подавай. Если переоформил квартиру на жену или детей — они в Украине? А это повод считать центром жизненных интересов Украину, а значит налоговое резидентство может определяться налоговой как украинское. Налоговая вообще использует любую зацепку чтобы налогообложить.
Можно конечно ложить болт, но видите как все быстро меняется и строится всемирный цифровой концлагерь? Теперь так просто уже не спрячешься. Налоговая будет иметь доступ к информации о зарубежных доходах и предпринимательской деятельности людей, которых считает своими резидентами, и прилагать усилия чтобы налогообложить, даже если платишь налоги в стране пребывания. И к крипте тоже ручки тянутся, скоро и там будет все сложнее укрыться от родного государства. Плюс, постоянно все больше закручиваются гайки законодательно, вводятся космические штрафы, и не исключаю, что появится со временем и уголовная ответственность. И можно будет прилететь даже не появляясь в Украине
«Можно конечно ложить болт…»
К сведению, сроки исковой давности никто не отменял.
Задолженность физлица по уплате налогов — административное
правонарушние, а не уголовное, а значит по прошествии
трёх лет теряет свою юридическую силу.
Может кто-то где-то и закручивает гайки, но есть масса вполне
законных способов не забивать себе голову такими вопросами.
А как только уголовное — то это совсем другая ситуация. Вполне вероятно, что с уголовным делом за плечами другая страна откажет в гражданстве. С судимостью так точно откажет. Насчет экстрадиции не уверен.
уклонение от налогообложения в уголовное?»
мешает отсутствие иммунитета или депутатской
неприкосновенности, ведь именно власть имущие
ежедневно нарушают закон, получая неправомерную
выгоду, с которой не платят налоги, а в самоубийстве
ни одна власть ещё не была замечена…