О том, как удается удерживать курсовую стабильность в условиях войны, об инфляционных ожиданиях и финансировании госбюджета, в интервью Delo.ua рассказал заместитель главы Национального банка Сергей Николайчук. «Минфин» выбрал главные тезисы.
Сергей Николайчук: «Риски для гривны остаются существенными»
Об учетной ставке
Решение повысить учетную ставку до 25%, которое принял НБУ еще в начале июня, себя оправдало. То же касается и решения о корректировке официального курса гривны к доллару в июле.
Сейчас уровень учетной ставки в 25% является достаточным для поддержания стабильности в макрофинансовой сфере. Мы не видим какой-либо неконтролируемой ситуации, в том числе это касается инфляции.
При сохранении учетной ставки доходность по гривневым депозитам продолжала бы падать. А после повышения учетной ставки доходность стала расти.
Читайте также: Иван Свитек: пора уже Нацбанку отпустить курс
Об источниках финансирования госбюджета
С марта по август дефицит бюджета составил $15 млрд. Это с учетом $8,5 млрд международных грантов, которые учитываются в доходах бюджета. Без них дефицит превысил бы $23 млрд.
Правительство профинансировало больше половины этого дефицита, благодаря кредитам от международных партнеров — $8,9 млрд.
В ближайшие месяцы мы ожидаем поступления около $12 млрд, анонсированных ранее. Плюс Администрация президента США предоставила в Конгресс проект дополнительного пакета помощи Украине на $4,5 млрд, которые тоже могут стать вкладом в нашу фискальную устойчивость.
У НБУ есть договоренность с Кабмином, что до конца 2022 года мы будем поддерживать государственный бюджет на 30 млрд грн ежемесячно.
Хотелось, чтобы поддержка поступала более равномерно, а ее объемы были более существенными, чтобы мы могли полностью отказаться от эмиссионного финансирования дефицита. Мы намерены сократить эмиссию, по крайней мере, в два раза [в 2023 году], а к безэмиссионному финансированию бюджета вернуться в 2024 году.
Читайте также:В Украине стало больше валюты: откуда она поступает и на что это влияет
О курсе
Корректировка курса и другие меры НБУ по валютному регулированию улучшили ситуацию на валютном рынке. В августе экспортная выручка выросла [на 11%] до $3,1 млрд. Но даже еще более ощутимо корректировка курса повлияла на спрос на валюту со стороны импортеров.
До коррекции курса НБУ тратил на поддержку гривны около $4 млрд в месяц. В августе объем интервенций составил всего $1,3 млрд.
В среднесрочной перспективе риски для гривны остаются существенными. Нужно думать, какими макроэкономическими мерами выравнивать платежный баланс. Возможные варианты — дополнительное налогообложение импорта, возврат акцизов на топливо. Это, в свою очередь, позволит также уменьшить объемы эмиссионного финансирования дефицита бюджета, что будет дополнительно сдерживать наращивание импорта и, соответственно, спрос на валюту.
Что касается вероятности пересмотра официального курса в ближайшем будущем — сейчас оснований для этого нет.
Читайте также: Кто финансирует фиксированный курс доллара: все, что нужно знать о резервах НБУ
О перспективах
В июле НБУ опубликовал макропрогноз, согласно которому инфляция в 2022 году составит 31%. С учетом различных факторов, уровень инфляции в 2022 году может оказаться ниже 30%.
В августе оживился экспорт. Украина получила почти $5 млрд международной помощи, есть оптимистичные надежды на поступление новых порций внешней поддержки.
Мы также ожидаем, что, благодаря международной помощи, мы сможем удерживать золотовалютные резервы на достаточном уровне. Значит, у нас хватит возможностей толеровать разницу между экспортом и импортом.
Комментарии - 3