Блэкауты заставляют украинцев вернуться к расчетам наличкой. Но взять ее часто негде: банкоматы пустые, в кассах банков ее тоже нет, как и в торговых сетях, которые могут предоставлять услугу выдачи кеша. «Минфин» рассказывает, почему наличка стала таким дефицитом.
Почему из касс банков исчезла наличка и как это влияет на экономику и курс
По данным НБУ, по состоянию на 1 октября сумма наличных, которая обращалась в Украине, составила 677,7 млрд грн. В частности, почти 3 млрд банкнот на общую сумму 672,4 млрд грн.
Это на 50,1 млрд грн, или на 8%, больше, чем в начале 2022 года (на 1 января 2022 года — 627,6 млрд грн). Почему же тогда возникают проблемы с ее получением? Причин для этого несколько.
Техническая проблема
В моменты блекаута происходит отключение банкоматов, обычно запитанных на ближайшую к ним электросеть. Выделенных линий специально под банкоматы банки, как правило, никогда не создавали: до войны это было дорого и неактуально.
Поэтому, когда появляется электричество, граждане стараются «затариться» в ближайшем банкомате по максимуму. То же происходит и с отделениями банков, которые то не работают из-за воздушной тревоги, то в них нет света и связи из-за отсутствия резервного питания или нежелания финансистов тратиться на дорогие генераторы и их содержание.
Это приводит:
1. К колоссальной нагрузке в редкие моменты появления света на сами банкоматы, многие из которых, особенно в регионах, — б/у, купленные за границей еще задолго до пандемии.
Результат — частые поломки таких аппаратов, что еще больше сокращает реально работающую сеть. То есть на сайтах банков такой банкомат «светится» как работающий, а по факту он простаивает или уже без денег.
2. Значительному росту объемов выдаваемой банкоматами наличности, и как следствие — проблемам со своевременным их подкреплением инкассаторами.
Это увеличивает проблемы с логистикой доставки наличности, ее распределением по банкоматным сетям и дополнительным операционным затратам банков на обслуживание банкоматов. Если в Киеве и крупных городах банкиры еще хоть как-то успевают тушить подобные «пожары» за счет большого числа банкоматов, то в регионах складывается критическая ситуация — как за счет ограниченного количества самих банкоматов, так и из-за проблем со светом, связью и интернетом.
Автор статьи сам наблюдал подобную картину в пгт. Иванков Киевской области, когда из нескольких имеющихся там банкоматов и отделений банков (в первую очередь, Ощадбанк, Приватбанк и Райффайзен банк Аваль) нормально не работал ни один.
Пенсионеры записывались с ночи на получение денег, а затем еще и отстаивали по 2−3 часа в очереди, чтобы получить свои пенсии и оплатить коммуналку, а часть должна была еще и получить помощь от международных организаций на деоккупированных территориях.
Что еще интересно, так это то, что, например, в Ощаде клиенты еще и оплачивали комиссию за снятие наличных в кассе банка в размере 3%, не имея при этом возможности снять эти средства без комиссии в банкоматах.
3. В ситуации стихийных отключений электроэнергии почти нереально оперативно планировать загрузку банкоматов.
Пока нет света, они заполнены под завязку, но за тот час-два, пока есть и электричество, и интернет (без которого банкомат тоже не работает), из них выметают всю наличность. Так что формально работающий банкомат на деле оказывается для граждан бесполезным, так как не имеет банкнот для выдачи.
Поскольку сейчас электричество отключают вне всяких графиков, у банкиров нет возможности «угадать», какие из банкоматов в этот момент будут опустошены в период непрогнозируемого по времени и срокам наличия света.
В неофициальных беседах банкиры говорят о росте выдачи наличных через банкоматы и кассы банков за последние несколько недель в 3−5 раз и росте нагрузки на инкассаторские службы, как минимум, в 2−3 раза.
4. Торговые сети не всегда готовы к услуге выдачи наличных гражданам с платежных карт через свои кассы.
С одной стороны, рост цен на фоне падения платежеспособности населения, да еще и при отсутствии света серьезно скорректировали фактические объемы наличности в торговых сетях.
С другой — большинство граждан в таких условиях пытается рассчитаться картами, то есть по факту наличности у кассиров не так уж и много, и они не спешат с ней расставаться, не зная, что будет в течение дня по расчетам с другими клиентами.
К тому же, многие граждане снова активно перешли на покупки на базарах и ярмарках, где цены обычно чуть ниже, чем в магазинах, но, опять же, им для этого нужна наличность.
Продуктовые сети пытаются сохранить покупателей за счет установки генераторов, затраты на покупку и обслуживание которых переносятся, в конечном итоге, затем на того же покупателя.
Что также делает сети менее конкурентными, по сравнению с базарами. Более того, наличие генератора и света в самом магазине не всегда гарантирует нормальную работу интернета и связи с процессинговым центром банка по проведению транзакций покупателей, что, опять же, вынуждает покупателей рассчитываться наличными.
Проблема экономическая
У отсутствия электричества есть и другие последствия — чисто экономические.
В основном это:
1. Существенный рост затрат на инкассацию, безопасность банкоматов и касс отделений, а также логистику при работе с наличностью, закупку генераторов для обеспечения работы.
Эти затраты банки, по идее, должны закладывать в стоимость своих продуктов, но социальная составляющая выплат, вроде пенсий и пособий, не позволяет им этого делать. Соответственно, существенно уменьшается операционная привлекательность подобных банковских услуг, вплоть до убыточности.
Особенно в небольших и средних финансовых учреждениях, у которых нет своей инкассации, и они вынуждены пользоваться услугами своих более успешных коллег или инкассаторских фирм на аутсорсе.
Те же, в свою очередь, в подобных условиях быстро поднимают тарифы на свои услуги. В итоге, это приведет в дальнейшем к еще большему свертыванию банковских отделений и уменьшению банкоматной сети, что чревато еще большим уходом граждан в наличные расчеты. Особенно, в регионах.
2. Вынужденный уход населения в расчеты наличными приводит к резкому увеличению денежного агрегата М0 (наличные деньги в обращении), который включает в себя банкноты и монету в обращении.
Очень опасная тенденция для всех сегментов финансового рынка Украины, так как это неконтролируемые Нацбанком «горячие» средства, которые становятся почвой для расширения «теневой» экономики. А также давят на наличный валютный курс и в момент паники способны существенно влиять на общее состояние всей экономики воюющей Украины.
Нынешняя ситуация может свести на нет старания Нацбанка последних 5−8 лет в части политики cashless. Более того, значительная часть физически напечатанных банкнот в этом случае не возвращается в банки, а оседает на руках у населения и вынуждает потом Нацбанк снова допечатывать новые деньги для обеспечения полноценного денежного обращения. Итог — новые эмиссии «живых» денег с повторяющимся циклическим ростом цен и давлением на курс. Круг замыкается.
Для понимания ситуации приводим последние данные Нацбанка по денежным агрегатам в Украине:
Рост наличных вне банков (М0) из-за текущих проблем в ближайшее время резко усилится. По моим прогнозам, этот показатель только за декабрь 2022 — январь 2023 года может вырасти, как минимум, до 660−680 млрд гривен, что приведет к росту и других денежных агрегатов.
В дальнейшем вопрос «стерилизации» этих «горячих и малоконтролируемых» средств на руках у населения станет серьезной проблемой для регулятора, денежного обращения в целом и начнет дополнительно давить на курс.
Как смягчить проблему
Нужна оперативная физическая перегруппировка части банкоматной сети банков в те точки, которые обеспечены полноценным или почти полноценным электропитанием для обеспечения бесперебойного обслуживания населения и уменьшения ажиотажа по снятию наличности.
В регионах, особенно небольших городках и поселках, необходимо усилить коммуникацию между банковскими учреждениями, местными энергетиками и местной властью для более слаженной организации работы инкассации, банкоматов и торговых терминалов в продовольственных сетях и точках реализации основных товаров для населения.
Очень важно, чтобы местные ритейлеры обеспечивали совместно с банками качественный и оптимальный оборот наличности в своих регионах для снятия напряжения в денежных расчетах за товары первой необходимости. Это уменьшит глобальную потребность Нацбанка в допечатывании дополнительной наличной гривны.
Если сохранится текущая ситуация с одновременным ростом цен и «зависанием» значительных объемов наличности на руках у граждан, стоит ожидать от Нацбанка скорого появления купюр большего номинала для сохранения структуры денежного оборота.
А это, в данном случае, негативный фактор для нацвалюты в целом. Что бы не говорили чиновники Нацбанка, увеличение номинала купюр в обращении — всегда признак нарастания инфляционных процессов в стране. Тем более, во время войны.
Комментарии - 79
а затем еще и отстаивали по 2−3 часа в очереди,
чтобы получить свои пенсии и оплатить коммуналку«
Вот бы редакции Минфина почаще пропагандировать безналичные платежи
и побольше озвучивать лайфхаков о том, как рядовым пенсионерам не выходя
из дома оплачивать коммуналку через интернет или мобильные приложения
разных укрбанков без лишних проблем и комиссий.
А не констатировать плачевную ситуацию с совковым
подходом по стоянию в ночных очередях за получением
вожделенной налички, часть которой в этом же отделении
банка, но в другой очереди сразу же отдают в качестве оплаты
коммунальных услуг.
но многие пенсионеры прекрасно водят свой любимый
автомобиль и даже неплохо знают большую часть ПДД,
а вот запомнить пару строчек тарифов банка, в котором
они получают пенсию или научиться оплачивать услуги
ЖКХ через интернет почему-то не горят желанием…
Кстати, многие из пишуших на Минфине комментарии
родились в то время, когда ещё не было интернета,
веб-сайтов, форумов и даже смартфонов.
Но ведь как-то с нуля научились и жалобы писать
на Минфине, и блоги вести в инстаграме, а уж искать
рецепты приготовления вкусняшек вообще без проблем.
и совершенно другое дело оплачивать
услуги ЖКХ без комиссии…
При голосовании был материальный стимул.
При оплате через интернет даже не с кем
парой фраз перекинуться…
«Ага, на базаре с молочницей»
Действительно, прикольно смотриться. когда пенсионер за литровую
или трёхлитровую банку при цене 20 грн за литр суёт купюру в
200 или 500 грн и бедный продавец уже не знает куда бежать
от таких покупателей с такими купюрами.
Лично я на рынке покупаю молоко у одного и того же поставщика
и поэтому оплачиваю свои покупки р2р-переводом.
Покупки молочной продукции в киоске (кефир, творог и т. д.)
оплачиваю банковской картой через терминал.
Кстати, в Харькове во всех киосках тм «Агромол» установлены
банковские терминалыдля удобства покупателей.
«Одинокая бабка или дед с бабкой лет 70+»
А куда смотрят их дети или внуки и почему они не желают
помочь своим родителям или бабушкам с дедушками оплатить
коммуналку не выходя из квартиры, а плюют на здоровье своих
стариков, вынуждая их по несколько часов отстаивать в очередях
в любую погоду и летом и зимой и в дождь и в снег…
Что это за такие бездушные детишки, которые не жалеют своих
родителей или они спят и видят, чтобы их старики заболели
и раньше времени умерли, освободив занимаемую жилплощадь…
«пенсионеры в данном случае снимали наличку еще и потому, что по городу не могли рассчитаться картами в точках и супермаркетах — не было связи и интернета»
Я от вас в шоке…
с февраля и по октябрь месяц в Киеве был и свет и интернет — круглосуточно.
Только несколько дней, начиная с 10 октября были большие перебои со светом.
Лично я не верю в то, что у пенсионеров нет запаса продуктов питания минимум
на неделю, а то и больше, с учётом бесплатной раздачи волонтёрами продуктовых
наборов именно пенсионерам и ежемесячных президентских продуктовых наборов
каждому гражданину Украины, кто пожелал его получить бесплатно.
Выдача налички по БПК на кассах большинства супермаркетов реализована
банками ещё летом. Для бесплатного проезда пенсионерам наличка тоже
не нужна, а вот кризис общения вынуждает пенсионеров создавать
искусственные очереди там, где этого можно было избежать…
«А что в этой ситуации может сделать бабушка, живущая даже не Иванкове, а где-нибудь рядом по селам»
У бабушек в деревнях обычно оформлена субсидия, покрывающая
и газ и свет, которые они потребляют.
Дети и внуки во время войны должны активнее помогать своим старикам,
а не бросать их один на один со своими проблемами.
Кстати, о Приват24.
Очень рекомендую настроить «регулярные платежи»
и тогда отключение света и мобильной связи не помешает
вам провести необходимые платежи в указанные сроки…
«просто сьездите в тот же пгт Иванков, Киевской области, это ж недалеко.»
Я минимум пол-года с марта почти ежедневно ездил в Харькове
на Серверную Салтовку в район улиц Дружбы Народов и Натальи Южвий, который так же ежедневно подвергался обстрелам в пике до 60 прилётов
в сутки со стороны окружной дороги и насмотрелся достаточно.
У людей не один месяц небыло ни света ни воды ни стабильно работающей мобильной связи, магазины и транспорт тоже не работали — воду брали на источнике, еду готовили на кострах возле подъездов и радовались что живы.
Ну нет света в какой-то деревне под Киевом по несколько дней,
так ведь есть газ и запасы еды в погребах, поэтому не надо
раздувать небольшие местные проблемы до уровня всеукраинских
и тем более катастрофических.
Не знаю, как у вас принято в Киеве, а в Харькове люди даже
в многоквартирных высотках помогают друг другу и если в подъезде
живёт одинокая пожилая пенсионерка, то обязательно кто-нибудь
из соседей принесёт ей из магазина что-то из продуктов, о чём она
попросит да и волонтёры не забывают, хотя-бы раз в две недели
привозят продуктовые наборы…
На счёт проблем с работой банкоматов
и терминалов в некоторых супермаркетах…
Я называю такую ситуацию — горе от ума.
Первый пример — при блэкауте супермаркет работает от генератора,
интернет работает база данных в датацентре доступна, а вот почти
все банковские терминалы — в ауте, а всё потому-что почти все терминалы работают по GSM, а ведь при правильном планировании
надо было часть терминалов ставить с ethernet-портом для работы
через локальную сеть супермаркета.
Второй пример — при блэкауте супермаркет работает от генератора
и на крыше стоит базовая станция мобильного оператора,
но она частенько запитана через свой электросчетчик,
и соответственно её не реально перекоммутировать на
работу от генератора, а значит даже при наличии электроэнергии
мобильная связь через время пропадает.
И это не единичные случаи — это такой украинский жлобский подход,
при котором каждая контора сама за себя. Ведь не везде есть люди,
умеющие внедрять комплексные решения не только для надёжного функционирования ИТ-подсистем предприятия,
но и для удобства клиентов.
такого варіанту у мене не було,
та не буде у майбутньому…
Блєкаут в Харькові був всього два рази
та й то кожен раз меньше доби. При цьому
частина супермаркетів працювала
на генераторах.
У мене запас продовольчих товарів не на один день,
тому можу не виходити з дому по декілька діб,
якщо немає потреби їхати на роботу…
«Через це доводиться йти до найближчої торгівельної точки, де немає терміналу і відповідно можливості розплатитися карткою»
У меня нескромный вопрос — неужели у вас дома шаром покати,
что надо каждый божий день идти в магазин и что-то покупать.
Ну нет света во всём городе (блекаут), ну так посидите дома, зачем переться по тем магазинам.
Я ещё могу понять алкоголиков, ежедневно покупающих
пиво или водку, ведь многие из них и пол-дня не могут
прожить без дозы спиртного…
А если купят на несколько дней,
то в первый же день всё выпьют.
но нигде не упоминал, что вы возможный главный
герой этих сценариев, так что не стоит всё принимать
на свой счёт…
От уже упрямый, тебе человек говорит так как есть, а ты опять за своё…
Выйди из бункера в свет, посмотри что хоть в мире творится…
Ваше дело маленькое…
Продолжайте критиковать меня
без всякой аргументации.
На большее вы реально не способны…
Ничего личного…просто ваша глупость заметна не только мне…аргументов предостаточно, я способен видеть у вас бревно в глазу, когда вы видите у других лишь соринку…
Вы бузите так, что просто жесть…:)
LSD75
Да и вы не промах
в части нести всякую муть…
Что касается лично Вас, то тут я пишу истинную правду…
Дуракам закон не писан,
Если писан, то не читан,
Если читан, то не понят,
Если понят, то не так…
Что и следовало доказать в очередной раз, когда нет аргументов, в ход идут примитивные оскорбления, причем один плагиат, своего ты не придумаешь, не удивительно
«У меня есть время прийти на почту. Лучше я наличными. Я в этих ваших телефонах нифига не понимаю… Ну хоть с людьми в очереди пообщаюсь. Комиссия 10 грн? Ну что ж…»
100−200 грн на щоденний транспорт зняти можно завжди, у банкоматі або у касі супермаркету. А знімати усю налічку з карти змісту немає ніякого.
«100−200 грн на щоденний транспорт зняти можно завжди»
Киів — у метро та міському транспорті валідатори приймають БПК.
Львів, Дніпро, Вінниця та в інших містах — проїзд можна сплатити БПК.
Більшість служб таксі приймають безготівкову оплату через
свої мобільні застосунки.
Харків — проїзд у метро та коммунальному транспорті - безкоштовний.
в несколько месяцев и не обязательно
с 1 по 20 число месяца, когда приходят
пенсионные выплаты и очереди в отделениях
банков и к банкоматам — максимальны.
Теперь отключения и даже если есть свет для терминала, обычно нет моб интернета.
Бабушки на лотках смотрят на карточку, как ленин на буржуазию. В мелких лотках платить за терминал (не знаю сколько, но вроде порядка неск. тысяч в месяц) и проценты за расчеты картой — ответ был такой. «Я тогда подниму цены на 10%, и вы перестанете ко мне приходить»
а порожні банкомати у столиці…
За кеш дешевле, зачем платить больше?
Бедный папа
как кеш передаёте через интернет?
неужели почтовыми голубями?
Но у них есть генератор, это уже не мало.
Например, сейчас народ поголовно возмущается, что банки
прекращают обслуживание во время воздушной тревоги.
И ведь претензии предьявляют не к роcсиянам, которые
обстреливают украинcкие города, а к укрбанкам,
которые строго выполняют постановление Кабмина…
«ліпиш горбатого про повітряні тривоги»
Цитую автора:
«То же происходит и с отделениями банков,
которые то не работают из-за воздушной тревоги,
то в них нет света и связи из-за отсутствия резервного питания»
*Например, сейчас народ поголовно возмущается, что банки
прекращают обслуживание во время воздушной тревоги.*
****
Де саме народ поголовно? Отсєбятіна? Знову нічого немає у автора.
Не потрібно нічого додумувати за інших.
Ти ніяк не можеш допетрати, що це у тебе проблем немає, а у інших українців вони є. І автор тобі про це неодноразово розжовує.
Почему у меня нет проблем со снятием налички гривны, валюта по депозитам 3 мес, оплатой картой и т. д.?!
Наверное потом что не верю слухам и страшилкам разных людей, вбросам и т. д. А сам проверяю и живу норм. Понятно сбои могут быть, но они пока «0» повлияли на меня!
купюр в обращении — всегда признак нарастания инфляционных
процессов в стране»
Какой-бы бред не генерили эксперты Минфина,
но факты упрямая вещь — купюра номиналом 1000 грн
была введена в оборот в октябре 2019 года.
И на сегодняшний день нет никаких намёков на
планы НБУ по выпуску купюры номиналом в 2000 грн,
кроме отфонарных предположений одного эксперта,
перебравшего лишнее на эти выходные…
«поговорим через год о номинале купюр»
Я не возражаю поговорить об этом через год,
но я против писать об этом сейчас, когда нет
никаких экономический оснований для этого.
Зачем пудрить народу мозги тем, что пока
отсутсвует даже в проекте — ведь о разработке
дизайна купуры номиналом в 2000 грн
в НБУ никто пока даже не задумывался…
На счёт купюр номиналом свыше 1000 грн
в интернете был только один вброс 27.12.22
и только в вашей публикации.
Вас считают высокопрофессиональным
финансовым экспертом и «лицом» ютуб-канала
сайта Минфина.
После ваших необдуманных высказываний о
необходимости печатанья более высоких номиналов
гривневых купюр — эту бредовую идею, а по другому
я не могу её никак охарактеризовать, подхватили
менее толковые «эксперты» валютного форума, и
благодаря вашему авторитету эта информация теперь
является чуть ли не официальной позицией НБУ.
Понятное дело, что теперь пишут не только о необходимости
печати купюр номиналом в 2000 грн, но хотят видеть и купюры
номиналом в 5000 грн. А рядовые украинцы, которые не способны
отличить сайт Минфина, принадлежащий частной компании,
от сайта Минфина (Министерства финансов Украины) считают
этот вопрос почти решённым и последние сутки создают очереди
в пунктах обмена валюты, скупая на гривневые остатки
хотя-бы сотню-другую баксов…
Единственное, чего вы добились, это повышенный интерес
к вашей публикации, но возможно, вред, наносимый
необдуманными текстами экономике, намного превышает
пользу от увеличения количества просмотров (кликов) как для
сайта Минфина так и для всей страны вцелом.
Надо хоть иногда думать о последстствиях…
АКЦІОНЕРНЕ ТОВАРИСТВО «РАЙФФАЙЗЕН БАНК» — є, а от з назвою що б мiстила слово «Аваль» вже немає
Було б цікаво дізнатися. Дякую
Вы когда в последний раз уезжали из городов с налаженной инфраструктурой? Не в Карпаты и Западную Украину где сервис для отдыхающих также налажен (с учетом в цене), а в обычное село в километрах 50−70ти от большого города? Возможно я и пессимист, но:
1. В обычных районных центрах местами есть терминалы, но они спрятаны далеко и после просьбы оплатить тебе нахомят, потому что ларек/магазин считает каждую копейку для «выживания», а терминал — доп. комиссия продавцу.
2. Оплачивать коммунальные услуги через интернет — боятся, потому что не раз было что или ввели не правильно реквизиты, а обратной связи нет, или пока платеж с накопившимся долгом дойдет — тебя успеют отрезать уже 10ть раз, а потом ходи по всем этим службам и доказывай, что не верблюд. Все равно не докажешь, и платить за подключение будешь. А при оплате в кассе банка — выдают квитанцию, хоть какая-то надежда на переговоры с бригадой приехавших отключать.
Перечислять можно многое, моя точка зрения, что статья написана правильно.
Проблемы с кешом в банках — промах правительства, ладно там в валюте — «не печатаем», а в гривне при ежемесячной эмиссии — 15−30 млрд. грн. просто смешно. Доведите начатое до конца…
У підсумку, по безналу жити можна, але завжди є нюанси. З готівкою ніяких нюансів, приймають скрізь і без питанть. Тому вибір очевидний. Після війни повернуся до безналу, зараз не можу собі цього дозволити.
и совершенно не рассматривается вариант ответственности Кабмина
и депутатского корпуса ВРУ за блокирование внесения изменений
в действующее законодательство в части предоставления
Укрпочте ограниченной банковской лицензии.
Общеизвестно, что отделения Укрпочты есть даже в тех населённых
пунктах, где нет ни одного отделения банка ни банкомата ни банковского
терминала. А там где нет стационарных отделений Укрпочты, дейсвуют
передвижные, в которых есть и кассир и банковский терминал и наличная
гривна для выдачи пенсионерам.
Была бы у Укрпочты ограниченная банковская лицензия, то во всех
населённых пунктах были бы точки предоставления банковских услуг,
в том числе и по приёму БПК и по безналичной оплате…
к доступу населения ко всему комплексу банковских услуг.
Но это и не вопрос коммерческих банков — Ощадбанка и Приватбанка.
Это проблема исполнительной власти в лице Кабмина, которая сначала
принимает постановление КМУ о переводе всех пенсионеров на обслуживание
в укрбанки и даже тендер пытались проводить, но ни один банк не пожелал
взять на себя эту ношу и как результат — в деревнях как были так и остались
отделение укрпочты, но нет хотя-бы усеченного перечня банковских
услуг, ведь у Укрпочты нет банковской лицензии…
Как раз Укрпочта могла бы себе позволить и генератор и Starlink
в крупных посёлках либо как в западных регионах — передвижные
пункты Укрпочты.
И получается реальная фигня:
— власть против Укрпочты, как очередного представителя госбанков
— власть принимает закон о национализации Альфа-банка
т. е. расширить спект услуг Укрпочты предоставлением
банковской лицензии наша власть почему-то сильно противиться,
а вот из ещё одного убыточного частного российского банка сделать
государственный, перевесив на государство его миллиардные долги,
на это наша власть идёт без проблем и колебаний, даже законг приняли…
Кстати, от национализации Альфа-банка в деревнях ни на йоту
не улучшится качество банковского обслуживания населения.