Правительство готовит существенное повышение налогов. Предполагается, что военный сбор, взимаемый в том числе и с зарплат, вырастет с 1,5% до 5%. Юридические лица и «упрощенцы» также станут плательщиками военного сбора по ставке 1% дохода от любой деятельности. Дополнительно будет взиматься 30% от стоимости реализованных ювелирных изделий, 15% — от легковых автомобилей, 5% — от дохода с продажи недвижимости физлицами. Почему Кабмин идет на эти шаги, куда будут направлены средства и какая сейчас «дыра» в бюджете, в интервью РБК-Украина рассказал министр финансов Сергей Марченко. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Несправедливо, когда часть граждан работают официально, а остальные — оптимизируют налоги
Сколько правительство планирует собрать новых налогов
У военного сбора достаточно правильная коннотация, с точки зрения месседжей. Впервые он был введен еще в 2014 году для мобилизации дополнительного ресурса, чтобы поддерживать сектор безопасности и обороны. И с того времени у нас не было ни одного нового дополнительного ресурса, у которого была бы четкая связь с финансированием военных нужд.
Мы считаем, что несправедливая ситуация, когда часть граждан работают официально, платят все налоги — НДФЛ, военный сбор и ЕСВ, а другие — предпочитают оптимизацию путем минимальной зарплаты или через ФОП.
У нас из официально устроенных 70% — это государственный сектор, где нельзя скрыть свою заработную плату, но от всех работающих в стране доля госсектора не значительная. Именно поэтому расширение базы налогообложения военным сбором — правильный шаг, чтобы у каждого работающего гражданина Украины была возможность внести свой вклад в поддержку Вооруженных Сил.
Мы четко идентифицируем военный сбор с доходами граждан, часть из которых они должны уплатить в виде налогов. Наша задача — обеспечить справедливость в оплате военного сбора. И это был основополагающий принцип, почему выбрали именно военный сбор, а не другие налоги.
Это впервые Минфин идет на такой шаг во время войны. В то же время предлагаем достаточно мягкий вариант, учитывая наши потребности на год — 2 трлн грн, которые полностью не обеспечиваются налогами.
Желаемый для страны вариант — это собрать 120 млрд грн за счет увеличения налогов еще в этом году. Это возможно, но требуется системная парламентская работа.
Будет ли подорожание товаров
Рост цен на что? Автомобили? Квартиры? Насколько сейчас это насущная потребность? Еще раз, я подчеркну — у нас проблема безопасности, «горит дом», а вы говорите, что не нужно покупать средства тушения, а лучше купить автомобиль. Без проблем, покупайте новый автомобиль, но дополнительно поддержите еще Вооруженные силы. Во-первых, покупка авто сейчас не является неотложной критической потребностью. Во-вторых, для сектора безопасности и обороны автомобили ввозятся без пошлины и без уплаты НДС.
Я вижу много критики в наш адрес от автодилеров, которые говорят, что введение военного сбора на покупку авто приведет к тенизации рынка. Отчасти это возможно. Но тогда это вопрос к правоохранительным органам, которые должны бороться с теневым рынком.
Куда пойдут деньги от новых налогов
С точки зрения теории, маркированы ли эти деньги? Нет, они не маркированы. Но давайте посчитаем наши потребности. Ежемесячно тратим на сектор безопасности и обороны 166 млрд грн, каждый день — в среднем 5,6 млрд грн.
Все средства, которые у нас есть на Казначейском счете через налоги или внутренние заимствования, приоритетно направляются на сектор безопасности и обороны. Нет необходимости делать конкретную привязку военного сбора к каким-то спецфондам. У нас и так не хватает доходов, чтобы покрыть военные нужды.
Нам еще нужно перекрыть потребности, с учетом того, что мы перекидывали средства по денежному обеспечению военных на закупку вооружения в начале этого года. Поэтому общая потребность составляет 500 млрд гривен, что мы и предусмотрели в изменениях в бюджет. Это ориентировочно $12 млрд.
Может ли государство снизить расходы
Откровенно скажу, нам нечего резать. Вы ведь помните еще одну дискуссию в прошлом году, когда мы обнулили Дорожный фонд и какие-либо капитальные расходы? Это было бы самым простым решением, но здесь резать не из чего.
По некоторым социально-гуманитарным программам потенциально может быть экономия до конца года. Но откровенно обнулять политики в середине года я бы не рисковал. Кроме дополнительного социального возмущения, это не вызовет никаких положительных вещей.
Когда нас критикуют за (расходы) 3 млрд гривен (по программе «украинский кешбек», — прим. ред.), а наша потребность 500 млрд гривен, я считаю, что это, со стороны критиков, довольно непрофессионально. «Кешбек» — это правительственное решение, которое мы поддерживаем. Когда его одобрит Рада и потребуется техническая реализация, наша задача, как Министерства финансов, состоит в том, чтобы найти источники финансирования.
Какая потребность в западной помощи
Многие на Западе ищут оправдание, почему Украине следует ограничить поддержку и финансирование. Как аргумент, наши критики говорят, что вклад самой Украины недостаточный.
Повышая налоги, мы показываем, что готовы к наиболее непростым решениям, что мы делаем свой вклад также. Мы выходим к партнерам и говорим: вот есть дефицит в 500 млрд гривен и вот есть решение, как его перекрыть. Но мы также ожидаем, что на 2025 год вы нам дадите достаточные финансовые заверения, чтобы мы могли профинансировать бюджет.
Сейчас, согласно программе МВФ, уверений наших партнеров недостаточно, чтобы мы могли предоставить сбалансированный бюджет на следующий год. Когда готовили программу, один из ключевых параметров определял, что активная фаза войны будет действовать до середины 24 года. Как видим, этот прогноз не реализовался. Поэтому сейчас мы постоянно обсуждаем с нашими партнерами, что нам нужно дополнительное финансовое заверение, потому что война будет продолжена в 2025 году и у нас должен быть буфер.
Дополнительные потребности на 2025 год мы оцениваем в $12−15 млрд. Это полностью отвечает нашим дискуссиям с МВФ. Они также потенциально видят это, именно как дополнительную потребность от того, что сейчас у нас предусмотрено в программе.
Поддержит ли парламент новые налоги
Не будем загадывать наперед. Честно скажу — ситуация критическая. Для нас остается актуальным обеспечение сектора безопасности и обороны. Способы мы предложили, можно дискутировать. Но мы хотели бы, чтобы эта дискуссия была очень короткой и эффективной — договорились о пересмотре и имплементировали. Времени для затягивания дискуссии у нас нет.
Почему мы не вышли раньше со своими предложениями? Задержка была вынужденной. Мы ограничены рамками программы с МВФ. 30 июня проходило заседание исполнительного совета МВФ. Если бы правительство обнародовало налоговые инициативы до заседания исполнительного совета фонда, то заседания по Украине не было бы. И Украина не получила бы очередной транш кредита в сумме $2,2 млрд. Это не секрет. Шаги правительства абсолютно прагматичные.
Читайте также: Новые налоги с продажи жилья: будем платить больше или уйдем в схемы
Возможно, в 2023 году упомянутые налоговые инициативы были бы более уместными, чем в середине 2024-го. Но мы реагировали на ситуацию, которая складывалась. И у нас не было других вариантов.
Комментарии - 140
«Откровенно скажу, нам нечего резать» — а если подумать и урезать аппетиты? Сократить чиновничий аппарат? Как насчет махинаций с налоговой и таможней? Думаем хоть как-то бороться?
Просто офигеть, какое несчастье…
И конечно не сравнить с 30% по ювелирке…
«Коли нас критикують за (витрати) 3 млрд гривень (за програмою „український кешбек“, — прим. ред.), а наша потреба 500 млрд гривень, то я вважаю, що це, з боку критиків, досить непрофесійно»
Сократите 50% госаппарата для начала разговора.
Денег в бюджете полно.
Некоторые представители такого частного бизнеса сидят на форуме
Минфина и ехидничают, хотя сами физически находятся в Европе…
Я підказую де гроші брать ВЕЛИКІ і вони вкрадені, а ви в штики. Чому?
Їх не так просто взяти. Може виявитись, що їх менше, ніж кошти потрачені на те щоб їх взяти.
В Україні близько 120 млрд. долл. готівки. Це гроші як раз на руках простих людей, які лежать без діла.
Гроші в офшорах майже завжди не вкрадені.
Але ж ви патякаєте… дурню кацапсько-совкову
Вот я и уточняю тот факт, что в офшоры деньги выводит исключительно
частный бизнес.
Ну подсказали и что дальше.
Добровольно деньги никто возвращать не будет, а если кто-то что-то и вернёт,
то исключительно на свои счета в частных фирмах, а не в бюджет страны.
Для судебных решений и конфискации активов за границей нужны
более веские аргументы, чем констатация факта вывода денег в офшоры.
Кверті вірно пише, але ви, здається, просто ставите знак рівності між словами «офшор» і «злочин». От я хотів у вас уточнити, чому ви приходите до такого висновку і як ці офшорні гроші допоможуть бюджету України в разі їх повернення.
78shi,
На Панамській конференціі (до війни) було сказано, що офшори це злочин.
Українська ІТ-індустрія, — типовий офшор.
Більша частина софта на Україні, — нелегальна.
Не так давно Україна була лідером по поставкам нелегальних тютюнових виробів до ЕС.
Це і тому подібне (вигідне для країни) також закриваємо?
Офшори — це мінімізація податків в державі,
де ведеться бізнес та отримуються доходи…
Про те, що треба що землю України зараз всю іноземцям продадуть.
regantan, держава дуже неефективний власник.
Це треба прийняти, як аксіому.
УПЦ-РПЦ, земля, алигархI, трембита и мова- типичный набор люмпена в Украине.
Народу подняли минимальную зарплату.
Но народ хочет, чтобы ему ежемесячно
платили из бюджета по тысяче евро
только за то, что он есть…
Більшість ФОП-оптимізаторів сміються в обличчя,
коли рекомендуєш їм або платити більший ЄСВ
або оформити ТОВ і нараховувати реальну зарплату.
А коли підходить термін оформлення пенсії, одразу починається
істерика, мовляв я сплачував податки, а пенсія мінімальна.
Висновок досить простий — якщо десятиліттями сплачувати
у ПФУ мінімальний ЄСВ, то й розрахована пенсія
буде на рівні мінімальної.
P. S. То нехай штучний інтелект вам і платить таку пенсію.
«А пенсіі по 200тисяч нормально ?»
Не треба писати дурню.
Таких державних пенсій в Україні немає, бо по закону
державні пенсії мають верхню межу у 10 мінімальних пенсій.
Якщо ти про судівський корпус, то в них пожиттеве державне
утримання згідно законодавства про судоустрій, яке дорівнює
приблизно 70%-80% від рівня заробітних плат суддів.
На кінець 2023 року в Україні було 3743 судді у відставці, що
отримують середне пожиттеве державне утримання в розмірі
майже 100 тис. грн. кожний.
200 тис грн на місяць не отримує ніхто в Україні…
«Наскільки я знаю є пенсіі і по 200тис…»
Невже це в тебе пенсія в 200тис?
А от в ПФУ нічого про це не чули.
Сами же и подтвердили, что ФОПы нужны по большей части
для оптимизации налогообложения и то не во всех сферах деятельности.
Плохие или хорошие — зависит исключительно от людей,
а не организационной формы ведения бизнеса…
Для владельцев бизнеса ФОПы являются некоторой панацеей.
С ними не надо париться по оплате больничных и отпускных,
а также намного легче нарушать трудовое законодательство,
ведь увольнение ФОПа заключается всего-лишь в прекращении
платежей на его банковские счета и недопущении в офис или отказ
в дистанционном допуске в компьютерную сеть предприятия.
«Я плачу 0 в ПФ…»
Принцип солидарной системы пенсионного обеспепечения очень прост — работающие своими взносами содержат сегодняшних пенсионеров.
Ваши родители-пенсионеры однозначно получают
не нулевую пенсию да ещё и ежемесячно…
P.S. А ещё, возраст выхода на пенсию будет зависеть не от государства, а от детей. Ну не сказка? И рождаемость сразу повысится, и качество воспитания)
Можете посмотреть как это выглядит на практике.
Викинути +350 млрд додаткових видатків на ПФУ щорічно. І розповідати, що не вистачає 500 млрд тепер…
Местные форумные валютчики барыжат больше…
1. эти деньги — из наших карманов.
2. валютчики работают, а лещ — нет.
«1. эти деньги — из наших карманов.»
«Укрзализныця» не финансируется из бюджета страны,
поэтому не стоит тиражировать глупости о карманах.
К сведению, в 2023 году «Укрзализныця» получила 5 млрд грн
прибыли, поэтому с ваших карманов не взяли ни одной гривны
на выплату зарплаты сотрудникам «УЗ», в том числе и Лещенко.
«2. валютчики работают, а лещ — нет.»
Насколько мне известно, то в ПОВах работают рядовые
кассиры, но никак не их владельцы.
Кстати, Лещенко ежедневно ходит на работу, поэтому писать
о том, что он не работает достаточно глупо, ведь кабинетная
работа с документами — это тоже работа.
Во-первых глупости тиражируете именно Вы — что неудивительно: «Укрзалізниця виплатить аванс за червень, щойно на рахунки компанії надійде черговий транш субвенції з державного бюджету. Усі необхідні документи для цього компанія підготувала та надала до держказначейства вчасно, іще 10 червня. Під час війни наша компанія продовжує залежати від фінансової допомоги держави».
Во-вторых, Вы, может, и не ездите поездами, а я — иногда случается. В-третьих: УЗ — естественная монополия (mantis05 ниже толково все расписал), получившая ВСЮ инфраструктуру и подвижной состав от государства, попутно сбросив на него социалку, вроде клиник (на балансе осталось буквально несколько, и они «в процессе»), и уничтожив непрофильные активы, вроде харьковского волейбольного клуба «Локомотив».
> Насколько мне известно, то в ПОВах работают рядовые
кассиры, но никак не их владельцы
Продолжаете заниматься марксизмом? :) Владелец Вашей компании в курсе, что это именно Вам он обязан прибылями, а не Вы ему — рабочим местом и зп? :)
не финансирование зарплат сотрудников из бюджета…
Вы читать умеете вообще?
«Працівники Укрзалізниці станом на 28 червня так і не отримали авансові виплати за червень. Задля вирішення питання Профспілка залізничників і транспортних будівельників звернулася до уряду. Про це пише Rail.insider із посиланням на сторінку організації у Facebook.» У Леща, держу пари, задержек не было.
И даже если бы это были только субвенции на электроэнергию, туалетную бумагу или колесные пары: Ваше утверждение «„Укрзализныця“ не финансируется из бюджета страны» — ложь.
«Міністр фінансів України Сергій Марченко задекларував за 2020 рік майже півмільйона гривень заробітної плати, а також квартиру та автомобіль.»
Почему доблестный министр финансов не порежет чего себе?
на целых 3,5% - это ужасный ужас…
Тому хто рубає, так спокійніше, а собаку заспокоять коментарями такі як ти =)
82845392
В таком случае вам есть смысл углубиться в ежедневное перечитывание сказок, а не давать советы на валютном форуме — сможете себе заменить не только «ковригу хлеба»…
Справедливості ніколи не було і ніколи не буде. Потрібно рухатись у напрямку ефективності, а не справедливості.
«Рехформаторы» «дорехформировались» до ежей! А на их место пришли другие «рехформаторы».
Вместо того что бы принять, адаптированное к европейскому, налоговое и таможенное законодательство, опять начинают «переставлять» кровати.
Вспоминаю известного «рехформатора» таможни, бородача, нефедова. который у себя в ФБ выкладывал фото с задержанием контрабанды. И вот на одной фото -на западной границе задержали бус с сигаретами. так все «классно» столько сигарет… только на пачках белорусские акцизные марки… Так и марченко. вместо того что бы больному создать нормальные условия лечения, предлагает (условно) продолжать валяться в грязи и пробовать лечить коросту.
В місцевих бюджетах є певні обмеження на використання грошей, що надійшли в рамках зворотніх субвенцій.
Я не певний чи стосується це доріг, але обмеження використання коштів місцевих бюджетів існують.
ракет существуют системы Patriot и аналогичные…
Все розклав по полочкам. Податки підвищують несуттєво і знову ж таки, вони йдуть нашим ЗАХИСНИКАМ!
Єдине що треба було б йому додатково озвучити, що ці податкові зміни будуть діяти не завжди, а лише до закінчення війни!
А те що тільки до закінчення війни — де це взагалі вказано?
Про ебеспеченность погранцов на западной границе дронами и чем угодно — вообще помолчим. А народ пусть собирает на дроны и старые корчи для передвижения, которые до сих пор государство обеспечить не хочет и не захочет. Это ведь людям надо, им же выживать.