Из фрагментарной информации о ходе переговоров по реструктуризации еврооблигаций мы видим, что Минфин и кредиторы пока далеки от финального соглашения. Но все выглядит небезнадежно. Что можно понять из предложений правительства и кредиторов, рассказал руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
На каких условиях кредиторы согласятся реструктуризировать украинский долг
Списание долга
Минфин настойчиво требует, чтобы кредиторы согласились на разовое безусловное списание по крайней мере 25% долга.
Кредиторы о таком безусловном списании не хотят слышать. Позицию кредиторов можно понять, ведь: а) во время реструктуризации 2015 года никакого безусловного списания не было; б) они хотят оставить хоть какую-то вероятность того, что они смогут восстановить свой актив в полном объеме (например, если ситуация в Украине значительно улучшится в ближайшем будущем).
Соответственно, отказ правительства от безусловного списания какой-либо части долга выглядит важным для достижения компромисса.
Платежи в 2024—2027 годах
Минфин не может себе позволить крупные выплаты по облигациям до конца марта 2027 года, потому что отсутствие таких выплат «предусмотрено» текущей программой МВФ.
Но, на удивление, в своем обновленном предложении к кредиторам, Минфин согласился платить примерно 1,2% годовых на долг в течение 2024−2027 годов, что выглядит существенным отступлением от «видения МВФ». Но, пожалуй, это последнее предложение правительства — дальше улучшать его некуда.
При этом кредиторы здесь проявили большую жадность — хотят более 3% годовых. По всей видимости, им придется снизить свои аппетиты для достижения соглашения.
Долгосрочная процентная ставка
Здесь кредиторы тоже ведут себя довольно нагло — требуют ставку 7,75%, начиная с 2034 года, причем (при положительном развитии событий) на весь долг. Это выше, чем сегодняшняя средняя ставка по этому долгу (около 7,5%).
Альтернативное предложение Минфина — 6%, причем только на часть долга (ту, которую не спишут).
Очевидно, здесь сторонам нужно как-то «сближать» свои позиции.
Цена и дисконтированная стоимость облигаций (NPV)
По состоянию на начало июня рыночная цена облигаций составляла примерно 29% от их номинальной стоимости. Это означает, что, теоретически, кредиторы «были готовы обменять» доллар номинальной стоимости долговых бумаг Украины на 29 центов кеша (или примерно $6,8 млрд кеша в обмен на бумаги условным номиналом $23,4 млрд). Конечно, на практике им никто сейчас даже эти $6,8 млрд не предложит (да и они не продадут).
Но они хотят получить в виде будущих дисконтированных потоков денежных средств (NPV) не меньше. Вопрос только, по какой ставке эти будущие потоки дисконтировать.
Если смотреть на «рынок» (например, самые длинные долларовые облигации МХП или Метинвеста), то похоже, что «рыночная ставка дисконта» должна быть близка к 15% в долларах.
Если посчитать NPV предлагаемых денежных потоков по этой ставке, то выходит, что предложения правительства «дают» стоимость от 16% до 30% от номинала (а по-честному — где-то 23%). В то время как предложения кредиторов «предусматривают» значительно большую стоимость (38%-44%). Похоже, кредиторы считают, что ставка дисконта (или норма их годового заработка) должна быть не 15%, а 20%. Это точно перебор. Последнее предложение кредиторов вообще выглядит, как издевательство: они предлагают, чтобы правительство погасило весь накопленный долг (а это $18−23 млрд) всего за два-три года — в течение 2034−2036 годов.
Следовательно, у кредиторов есть «существенное пространство» для того, чтобы уступить по общим условиям реструктуризации.
Читайте также: Доходность гривневых ОВГЗ падает: стоит ли уже заменить их в своем портфеле на долларовые
Здесь компромисс возможен, если: а) кредиторы не потребуют заоблачной доходности; б) Минфин немного увеличит «верхний предел» NPV при каком-то «положительном развитии событий». Это можно сделать при отказе от безусловного списания части долга.
Итак, для компромисса нужно не так уж и много:
-
Минфину следует отказаться от безусловного списания долга.
-
Обеим сторонам нужно сблизиться по поводу долгосрочной процентной ставки.
-
Кредиторам нужно смириться с очень низкими выплатами в ближайшие три года и не требовать «заоблачной» доходности от украинского долга.
Комментарии - 29
Сарказм непоганий, але ти фізик, а не країна посеред Європи, котра знаходиться в стані війни, тому такий сарказм тут недоречний.
p. s. Але навіть фізикам боржникам банки реструктуризують борги, погоджуючи довші терміни сплати боргу та знижуючи відсотки по кредиту, тримаю в курсі.
Це стандартна практика для країн в стані війни, на крайній випадок на них натиснуть США та ЄС і все нормально спишеться. Країнам після війни списували і 50+ % боргу.
Не погодяться з умовами — буде дефолт, дефолт не банкрутство, але це неможливість виплачувати гроші на облігаціями, це означає, що інвестори отримують гроші взагалі невідомо коли і взагалі не факт, що отримують щось.
Тому тут кожен буде думати сам, чи отримати помірні відсотки по облігаціях, чи очікувати повну виплату, але за умовних років 20−30.
цепочка проста — нет МВФ , нет никаких займов , не выполнены условия МВФ — нет МВФ .
я как держатель евробондов проголосую за дефолт .
«я как держатель евробондов проголосую за дефолт .»
Звучить достатньо цікаво, я звісно можу помилятися, але переговори швидше за все проводитимуть між крупними тримачами облігацій і в першу чергу з юридичними особами, а не фізиками. Тому якщо ви не володієте умовними 10+ % євробондів і не є представником юр. особи крупного тримача євробондів, то швидше за все вас поставлять перед фактом, що буде реструктуризація, що за законом неможливо, але реальність часто відрізняється від паперу)
Але це цікава тема, адже дефолт де юре має бути навіть за одне порушене боргове зобов`язання, але якщо думки розділяться і інвестори не одноголосо будуть за реструктуризацію, то орієнтуватися очевидно будуть на більшість, і в першу чергу на дійсно крупних тримачів євробондів)
пока они говорили с 20% собственников , так что голосование может быть неожиданным
Але суто заради цікавого експерименту, зробіть так, як ви кажете «я как держатель евробондов проголосую за дефолт «
Я схиляюся до того, що по-перше, конкретно вас (якщо ви звичайний фізик з парою євробондів) не буде ніхто запитувати, по-друге, дефолту не буде) Ну і скоро дізнаємося, 1 серпня не так вже і далеко)
да и когда вы говорите «пара» просто узнайте сначала условия покупки евробондов , минимальную сумму . я владею немного , сотни процента всего долга Украины.
«Тут кредитори теж поводять себе досить нахабно»
Я звісно перепрошую, при всій повазі до України, але ми зараз точно не в тому становищі, щоб щось вимагати з цього приводу, ми можемо пропонувати або намагатися домовитися, а не вимагати, тому якщо фраза про «Мінфін наполегливо вимагає» це правда, а не бачення ситуації редактора, то такі дії уряду не логічні і призведуть до належних наслідків.
Очевидно, що кредиторам байдуже, що там і як, кредитор в першу чергу зацікавлений в поверненні своїх коштів з відсотками, вони йшли на поступки відтермінувавши виплати з 2022 року до 2024 року, вони можуть лише піти на певні поступки, якщо їм запропонувати правильні умови, але просто так «спишіть наш борг» навряд чи дасть потрібний результат.
Дивлячись як уряд доносить потрібні думки до кредиторів, з позиції «вимагаємо» тут успіху не добитися, а якщо пояснювати, що Україна не відмовляється від своїх зобов`язань, але потрібно реструктуризувати борг або на більший термін, або за іншою ставкою, то це може наблизити сторони до узгодження реструктуризації.
у нас еще большая часть народа живет в социализме — инвестор это спонсор, но не сразу типа …
и типа все «богатые» должны помогать бедным … прощать долги …
правда в том что это деньги американских пенсионеров и фонды не могут им рассказать что мол мы пролетели потому что поверили порошенко или зеленскому и дали им денег … а они опять нас кинули .
это второй крупный кидок , больше просто никто давать не будет . А если Украина не договорится с кредиторами , то проблемы будут с МВФ , а если с МВФ , то уже никто ничего не даст . Уже правительства тех стран не смогут объяснить налогоплательщикам почему они дают деньги, а МВФ не дает . Кредиторы это знают .
Чтоб вы понимали бумаги находятся сейчас в дефолте , они сняты с торгов на приличных площадках и цена по ним весьма условна .
На мой взгляд, это простой кидок от тех, у кого больше денег тех, у кого меньше. Евробонды можно было бы перенести также как кредиты МВФ, но МВФ установил ковенанты, по которым кредиты МВФ урезать не нужно, а евробонды перенести нельзя и нужно урезать. Ну, в принципе, если бы я был МВФ, я бы тоже так делал. Те, у кого больше денег, правее. И держателям бондов Нафтогаза повезло, что эти бонды вне ковенант МВФ.