Эта неделя на валютном рынке пройдет очень напряженно. В пользу относительной стабильности гривны сработает четыре фактора.
Курс валют на этой неделе: доллар снова бросает вызов евро
Но из них два, к сожалению, в условиях военного времени утратили прежнюю значимость: период уплаты налоговых платежей у клиентов и приближение окончания квартала.
В мирное время эти факторы существенно увеличивали число желающих продавать валюту для обеспечения гривневых расчетов с бюджетом и контрагентами на отчетную дату. Но при падении ВВП, снижении деловой активности и значительном числе неработающих предприятий такой период сейчас не создаст большого прироста предложения валюты на межбанке, а значит — и не особо подстрахует гривну на торгах.
Более существенным подспорьем для нацвалюты будут два других момента: активная распродажа доллара Нацбанком для перекрытия дефицита валюты на торгах и увеличивающиеся объемы финансовой международной помощи в Украину, которые поступают по четкому графику.
Почти ежедневное присутствие регулятора на торгах с продажей доллара по 36,9343 гривны — сейчас главный элемент перекрытия дефицита валюты на рынке и одновременно инструмент для частичной «откачки» излишне напечатанной гривневой массы у банков и их клиентов.
То есть Нацбанк, с одной стороны эмитирует нацвалюту посредством выкупа облигаций у Минфина, но с другой, через депозитные сертификаты и продажу валюты хотя бы частично сглаживает негативное влияние эмиссионных вливаний гривны в банковскую систему.
Но вопрос подключения к этому еще одной подстраховки для нацвалюты — активной продажи новых военных облигаций, по-прежнему не решен. Минфин не повышает доходность по своим бумагам, что провоцирует дальнейшее падение объемов привлекаемых на первичном рынке гривневых ресурсов в бюджет от других инвесторов, кроме самого НБУ.
Читайте также: Украинцам разрешили покупать военные облигации через «Дию»
«Крайним» в этой ситуации оказывается Нацбанк. Так как все «шишки» из-за растущего курса и роста цен сыпятся в основном на него, а не на чиновников Минфина.
Цену такой пока безрезультатной «дискуссии» между чиновниками Минфина и НБУ хорошо демонстрирует следующие цифры: по данным Минфина и правительства, ежемесячная потребность в финансировании дефицита госбюджета в 2022 году из-за войны составляет около $5 млрд.
Часть средств предоставляет НБУ за счет эмиссионного финансирования через покупку гособлигаций. В июне из-за нехватки внешней помощи НБУ увеличил прямой выкуп ОВГЗ до 105 млрд грн, однако в июле, августе и сентябре пока предоставлял по 30 млрд грн — в пределах ранее оговоренного с правительством общего потолка 400 млрд грн в целом на год.
Пока Нацбанк выделил всего 315 млрд грн, то есть даже по планам чиновников НБУ, еще «напечатает» не менее 85 млрд гривен до конца 2022 года. Это прямая угроза стабильности гривны.
При этом на фоне увеличения дыры в бюджете быстрыми темпами растет переликвидность банков, которую они не вкладывают в экономику и реальный сектор. Всесто этого свыше 200 млрд гривен размещены ими в депозитные сертификаты НБУ. Вопрос привлечения относительно избыточной ликвидности банковской системы именно к латанию бюджетных дыр посредством продажи банкам облигаций Минфина вместо теперешних депозитных сертификатов Нацбанка стоит все острее.
Но для того, чтобы простимулировать хотя бы частичный переток этих ресурсов в облигации Минфина и таким образом сократить эмиссию гривны до минимума, необходимо поднять доходность долговых бумаг правительства на первичном рынке с теперешних максимальных 16% годовых хотя бы до уровней доходности депозитных сертификатов НБУ (23% годовых).
А также сформировать максимально ликвидный вторичный рынок ОВГЗ и военных облигаций. Но чиновники Минфина не хотят поднимать доходность на первичном рынке, что влияет и на поведение вторичного рынка. Круг замыкается.
Рост дефицита бюджета при продолжающейся эмиссии на фоне растущей ликвидности в банковской системе — самая большая угроза стабильности гривны в настоящее время.
Что касается международной финансовой помощи, то тут наметился определенный прогресс:
1.
Читайте также: Международные доноры стали чаще донатить на оборону и разминирование Украины (инфографика)
2. Кроме действующей сейчас финансовой поддержки со стороны США по «старой» программе помощи Украине, которая приходит достаточно регулярно, уже с начала нового финансового года (в Америке — с 1 октября) запускается полноценный ленд-лиз для Украины. Кроме военной помощи он предусматривает предоставление новой мощной финансовой поддержки украинскому бюджету.
Недавнее увеличение ЗВР Украины до $25,4 млрд с перспективой получения осенью этого года новой помощи от наших западных партнеров — фактически главный аргумент в пользу реальной поддержки курса гривны на ближайшее время.
Читайте также: Кто финансирует фиксированный курс доллара: все, что нужно знать о резервах НБУ
Правда, наши партнеры мягко, но настойчиво говорят и о том, что не будут постоянно латать дыры нашего бюджета. Именно поэтому украинское правительство в бюджет 2023 года закладывает только порядка $3 млрд ежемесячного закрытия дефицита бюджета за счет помощи со стороны западных партнеров, а не теперешние плановые ежемесячные $5 млрд.
Разницу Украине придется закрывать уже самой как за счет более активного администрирования налогов, что очень проблематично в условиях войны и падения ВВП, так и за счет максимального использования других источников финансирования.
В первую очередь, за счет максимального сокращения бюджетных расходов. Поэтому расходы бюджета-2023 года фактически состоят в основном только из военных и социальных затрат. Предельно жесткий контроль за расходами бюджета — позитивный фактор для перспектив по курсу гривны на ближайшее время и на следующий год. Но только в том случае, если Нацбанк сможет держать оборону и не даст активизировать эмиссионное покрытие финансирования дыр бюджета. Пока НБУ с этим справляется, но давление нарастает.
Также надежды чиновников связаны с новой программой сотрудничества с МВФ, переговоры по которой пока идут достаточно сложно. И, если смотреть объективно, вряд ли обеспечат получение $12−20 млрд уже в ноябре этого года, как этого очень хочет правительство.
В итоге, пока Нацбанк достойно справляется с обеспечением работы банковской системы. В условиях войны даже 25% девальвация гривны — не самый худший вариант. Но напряжение нарастает и от того, каким образом будет решена проблема финансирования дефицита бюджета, зависит как курсовая стабильность в Украине, так и показатели инфляции.
Кроме украинских финансовых задач, еще на этой неделе всех нас ждет очередной валютный ребус по курсу евро относительно гривны. 20−21 сентября состоится заседание ФРС США по процентной ставке.
Мой прогноз — ее поднимут снова на 0,75% годовых из-за высоких показателей инфляции в США. Такой уровень роста ставки уже заложен участниками рынка в соотношение пары евро/доллар.
Но если Федрезерв решит радикально ее поднять сразу на 1% годовых или наоборот, побоится и увеличит ее только на 0,5% годовых, мы будем наблюдать новые глобальные ралли по паре евро/доллар. Это немедленно отразится на курсе евро относительно гривны.
В любом случае, расширение волатильности по паре евро/доллар создаст дополнительную нервозность на украинском межбанке в период проведения заседания ФРС и оглашения его решений.
По моему прогнозу, пара евро/доллар на этой неделе будет находится в пределах коридора от 0,98 до 1,02 доллара за евро со значительной волатильностью 20−21 сентября.
Прогноз курса доллара и евро на 19−23 сентября
Межбанк:
Доллар. Пока сохранятся ограничения Нацбанка, безналичный доллар будет находиться в пределах коридора от 36,5686 до 36,9342 гривен.
Спрос на американскую валюту будет превышать предложение и Нацбанк продолжит интервенции по продаже доллара для покрытия её дефицита на межбанке. По моему прогнозу, его «чистая «продажа из резервов на этой неделе составит до $310−560 млн.
Евро. Поведение пары евро/доллар на мировых рынках продолжит оказывать основное влияние и на курс евро относительно гривны. По моим расчетам, на этой неделе коридор по паре евро/доллар будет находиться в пределах от 0,98 до 1,02 доллара за евро, коридор по курсу евро относительно гривны на торгах в период 19−23 сентября будет в пределах от 35,83 до 37,67 гривен за евро.
Наличный рынок:
Меры Нацбанка по насыщению касс банков наличной валютой на $200 млн и 72 млн евро краткосрочно несколько ослабят напряжение на валютном рынке именно в части физического проведения валютообменных операций банками. Но это не значит, что банки будут готовы снижать свои котировки и этим создавать серьезную конкуренцию обменникам финкомпаний.
Более того, по моему прогнозу, Нацбанку скоро снова придется проводить новые операции по обеспечению банков валютной наличностью как минимум еще на $100−200 млн и на 20−50 млн евро.
Учитывая повышенные валютные риски как в силу сугубо украинских факторов, так и из-за предстоящего заседания ФРС США, банки и обменники финкомпаний сохранят широкий спред между покупкой и продажей доллара и евро в пределах от 20 копеек до 1,2 гривны. Причем у банков он традиционно будет гораздо шире, чем у обменников финкомпаний.
Большинство банков по наличному доллару будут работать в пределах широкого коридора от 39,50 гривен до 42,55 гривен, а по евро — от 39,00 до 42,30 гривен.
Владельцы обменников финкомпаний будут оперативно менять свои курсы по евровалюте в зависимости от поведения пары евро/доллар на внешних рынках, особенно 20-го и 21-го сентября. Ценники большинства обменников финкомпаний будут в традиционно более узком коридоре по сравнению с банками:
доллар — коридор покупок и продаж от 41,10 до 42,50 гривен,
евро — коридор покупок и продаж от 40,20 до 42,20 гривен.
Комментарии - 2