Обнародованы данные платежного баланса по итогам трех кварталов военного года. Сколько и откуда в Украину за это время поступило валюты и, главное, хватит ли ее для поддержания курсовой стабильности, в колонке для Фокуса рассказал глава комитета Верховной Рады по финансам Даниил Гетманцев. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Можно ли рассчитывать на устойчивость курса гривны во время войны
Результаты торговли
Последние тенденции свидетельствуют о следующем. В первую очередь, за 9 месяцев 2022 года экспорт товаров составил $30,5 млрд, сократившись, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 31,6%. Впрочем, в последние месяцы динамика товарного экспорта улучшалась. В сентябре экспорт товаров составил $3,9 млрд — это самый лучший показатель с начала войны.
Аграрная продукция с большим отрывом остается основной статьей украинского экспорта, обеспечив 2/3 выручки в сентябре. За 9 месяцев экспортировано сельхозсырья и продовольствия (товаров группы 1−24 УКТВЭД) на $16 млрд. И хотя, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы такого экспорта уменьшились на 10%, его доля в общей структуре экспорта выросла с 40% до 52,4%.
В течение трех кварталов импорт товаров продолжал восстанавливаться, также достигнув в сентябре самого высокого значения с начала войны ($4,9 млрд), но меньшими темпами, чем экспорт. Как следствие, дефицит торговли товарами в сентябре улучшился до $1 млрд, что является лучшим результатом в третьем квартале и вторым самым лучшим показателем с начала года. За первые три квартала этот показатель составил почти минус $9 млрд.
Баланс торговли услугами остается отрицательным как из-за потерь в экспорте транспортных услуг, так и значительных затрат украинских беженцев за рубежом, что выражается в увеличении импорта по статье «путешествия». Отрицательное сальдо в сентябре по услугам достигло почти $1,2 млрд, что является наихудшим показателем с начала года, а за первые три квартала — «минус» $6,1 млрд.
Следовательно, внешнеторговый дефицит товаров и услуг за 9 месяцев составил чуть больше $15 млрд. Это очень значительный разрыв, но особенность в этом году, когда он со значительным запасом перекрывается положительным сальдо за первичными и вторичными доходами — устойчивыми поступлениями от оплаты труда, переводами из-за границы, значительными объемами гуманитарной и грантовой помощи.
Благодаря этому, в упрощенном виде одна часть платежного баланса (текущий счет), несмотря на войну, остается положительной. По итогам сентября профицит текущего счета платежного баланса увеличился на $1,9 млрд — до $9,6 млрд за 9 месяцев.
Состояние финансового счета
Что касается второй части платежного баланса — финансового счета, то в сентябре его отрицательное сальдо расширилось до $2,6 млрд, что является максимумом в этом году. Причина — ускорение оттока валюты по операциям частного сектора (через торговые кредиты, наличные вне банков, межбанковские операции). С начала года отток по финансовому счету составил около $14,5 млрд.
Итак, общее сальдо платежного баланса за 9 месяцев составило «минус» $5,9 млрд, что лучше, чем в первой половине года, когда оно достигло $8,1 млрд. Причина улучшения ситуации — сокращение дефицита внешней торговли и значительные объемы поступлений внешней помощи во второй половине года. По итогам года дефицит платежного баланса должен сократиться до $4,9 млрд. Для сравнения: в 2014 году из-за значительно меньших шоков для экономики дефицит достиг $13,3 млрд.
В этом году дефицит был профинансирован за счет золотовалютных резервов. Последние по итогам сентября сократились до $23,9 млрд (три месяца импорта). Однако, с учетом поступления внешней помощи в октябре ($4 млрд) резервы к началу ноября должны вырасти до более чем $25 млрд, а к концу года, по прогнозу НБУ, резервы могут достигнуть $26 млрд.
Последние тенденции в платежном балансе свидетельствуют, что внешняя позиция Украины остается уязвимой, в том числе из-за непонятных перспектив сохранения зерновой сделки, но, как для войны, отток валюты — умеренный. Из-за сокращения дефицита внешней торговли и значительного объема внешней помощи во второй половине года ситуация улучшается.
Читайте также: Факторы риска для курса доллара осенью 2022 года
Конечно, в ближайшей перспективе состояние платежного баланса будет определяться ходом военных действий. Но с сегодняшней позиции, риски по платежному балансу контролируются, объем золотовалютных резервов достаточен для необходимых платежей в валюте и поддержания относительной курсовой устойчивости.
Комментарии - 2