Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 октября 2022, 7:27 Читати українською

Народный рейтинг банков: дефицитная валюта и овердрафт на уже закрытой кредитке

Несмотря на то, что НБУ периодически подкрепляет кассы банков наличной валютой, наши читатели продолжают жаловаться на проблемы с возвратом своих денег с валютных счетов и депозитов. Участились проблемы и у криптоинвесторов. О самых распространенных проблемах потребителей финуслуг, реакции на них банков и перестановках в Народном рейтинге, читайте в новом обзоре «Минфина».

Народный рейтинг банков в сентябре

С началом делового сезона количество отзывов, оставленных о работе банков на нашем сайте, существенно возросло. Если в летние месяцы поступало не более 250 жалоб, то в сентябре мы получили 348.

Финучреждения, похоже, не успевали за такой активностью своих клиентов — количество улаженных проблемных ситуаций составило меньше трети — 110.

Наиболее активно реагировал на жалобы Приватбанк. За месяц он удовлетворил 45 из 103 претензий своих клиентов.

На втором месте среди финучреждений, наиболее внимательных к проблемам потребителей, — monobank: он удовлетворил 25 из 40 прилетевших жалоб в его адрес.

На третьем месте сразу два банка: Ощадбанк и ПУМБ. Они успешно рассмотрели по 9 жалоб, правда, количество полученных отзывов существенно различается — 47 и 27 соответственно.

Перестановки в Народном рейтинге

Существенных перестановок в Народном рейтинге за последний месяц не произошло. Улучшили свои позиции только два финучреждения:

  • банк ПУМБ поднялся на 14 позицию, потеснив Ощадбанк;
  • Кредит Днепр перескочил с 19 на 18 место, опередив ближайшего конкурента — Идея Банк.

Лидерство в рейтинге уже долгое время удерживают украинские необанки. Первое место еще с момента старта проекта не уступает monobank, работающий на базе Универсал Банка.

Вторую позицию с отрывом всего в один балл занимает А-Банк. Тройку народных любимцев замыкает sportbank, который работает на лицензии Таскомбанка.

Напомним, что Народный рейтинг формируется по специальной методике. В ее основе лежат оценки, которые ставят банкам читатели «Минфина». Количество присвоенных пользователями баллов отражает их мнение об уровне сервиса в банке, оперативности реагирования на проблемные ситуации и не имеет отношения к финансовым показателям.

Каждый читатель «Минфина» может оценить работу банка, рассказать о своей проблеме и оставить заявку на ее решение в разделе «Отзывы». Каждый месяц редакция выбирает лучший отзыв и награждает автора.

Читайте также: Государство готовится выкупать системные банки за 1 гривну: кто на очереди

На что жаловались читатели «Минфина» в сентябре

monobank, Сенс Банк, Ощад и другие: кто задерживает выдачу валюты клиентам

В сентябре читатели нашего сайта продолжили активно сетовать на проблемы с выдачей наличной иностранной валюты. Отзывы недовольных клиентов поступили в адрес многих банков, в частности, monobank, Сенс Банка (бывшего Альфа-Банка), Ощадбанка и других. Однако рекордсменами по количеству претензий, как и в предыдущем месяце, остались Приватбанк и ПУМБ.

«Вже дві неділі приватбанк не видає мої кошти в доларах США, які знаходяться на моїй карті. Це, виходить, якісь танці з бубном. Кожен день я замовляю валюту в різні відділення. Кожен раз приходить відмова», — написал пользователь под ником Nicol406.

В службе поддержки банка объяснили, что заявка на заказ наличных денег была отменена из-за «временных сложностей в логистике долларовых банкнот из-за границы».

Потребители финуслуг сообщают, что, ссылаясь на дефицит валюты, сотрудники банков советуют забирать деньги в национальной валюте.

«Стойкое ощущение, что ПриватБанк вынуждает клиентов переводить деньги на гривневые карты, тем самым клиенты теряют 10 % на разнице банковского и реального курса валют, а банк несомненно остаётся в плюсе», — предположила KseniiaDP.

Клиенты ПУМБа возмущаются, что их открыто водили за нос: работники банка сначала назначали встречу в отделении, а затем отменяли, заявляя, что валюты нет.

«Заказывал валюту у менеджера банка. По приходу в кассу сказали нет валюты на отделении, и так 2 раза подряд, звонил неоднократно на горячую линию, оставил жалобу (1168157405) (1137043734), больше ничем мне не могут помочь, сказали», — посетовал пользователь Hammerofdoom.

Банк объясняет это дефицитом валюты, который заставляет выставлять приоритеты.

«В вашем случае, мы не смогли вовремя доставить валюту в отделения, потому что, прежде всего, мы удовлетворяем потребности наших клиентов, размещающих валютные депозиты в нашем банке. Как правило, у них есть персональные менеджеры и в рамках действующих ограничений проблем с получением валютной наличности у них нет», — сообщили в службе поддержки.

Но аналогичные проблемы были и владельцев валютных депозитов.

«Днями заканчивается долларовый депозит и я решил заранее позвонить в отделение узнать, как я смогу получить деньги, нужно ли их заказывать. Мне ответили, что я смогу получить деньги частями, в эквиваленте 100000 грн (2650 $, а должны по курсу Нацбанка 2734$) в день и деньги я смогу получать только через 10 дней после окончания срока депозита…», — поделился Вакуленко Павел.

В банке подтвердили, что из-за большого спроса на валюту вынуждены продлевать сроки возврата денег.

«Снять заказанную сумму в кассе в валюте: гривна — возможно через 5 рабочих дней с даты заказа; доллар, евро — через 10 рабочих дней с даты заказа», — детализировали в службе поддержки.

Что делать в таком случае

НБУ продолжает подкреплять кассы банков валютой, чтобы клиенты могли вовремя получать свои деньги в СКВ. Последний раз такая операция была проведена 3 октября. При этом объем всех заявок банков как на наличные евро, так и на наличные доллары был ниже предложенного Нацбанком объема к обмену.

Эксперты считают, что предложенной НБУ для подкрепления касс банков валюты вполне достаточно, чтобы удовлетворить спрос со стороны банковских клиентов. Чтобы предотвратить злоупотребления, НБУ необходимо усилить контроль за этим вопросом.

А именно — провести оперативные проверки банков, которые получают подкрепление касс валютой от НБУ, с акцентом на целевое использование полученных средств, то есть только на возврат вкладов и на валютообмен. Также регулятор должен требовать проводить подобные операции с клиентами в четкие сроки, а не оставлять эту валюту в своих кассах «на всякий случай и для вип-клиентов».

Игорь Ясько, управляющий партнер ЮК Winner отмечает: если клиент столкнулся с таким нарушением, он, прежде всего, должен зафиксировать факт отказа, после чего может позвонить по телефону на «горячую» линию банка или НБУ и сообщить о нарушении своих прав.

В случае отказа вернуть депозит в валюте банк обязан:

  1. Принять от вкладчика заявление о возврате средств.
  2. В письменном виде уведомить вкладчика о причинах невыполнения требований договора банковского вклада.
  3. Взять заявление на учет на соответствующий внебалансовый счет, обязательно указав дату регистрации.

Банки нашли новый вид заработка на клиентах

Неожиданным сюрпризом для многих стало введение комиссий на снятие наличных.

«В банку у мене уже давно є зберігаючий рахунок в доларах, яким я користуюсь роками: потрохи поповнюю і подекуди знімаю. Там ніколи не було комісії на знаття… Так-от прихожу на днях зняти трошки доларів, а мені на касі заявляють, що у них з’явилась комісія в 1% звідкись. Касир це аргументує це тим, що банк несе підвищену відповідальність за кошти в час війни», — поделилась клиент ОТП Банка под ником MariiaShmyr.

Аналогичную историю рассказал DenysKP о банке ПУМБ. По его словам, он несколько недель пытался снять валюту со счета, но безрезультатно. В конце концов, при очередном визите в отделение банка менеджер сообщила обнадеживающее известие, что ситуация улучшится с 15 сентября.

«Вже на наступний день, в п’ятницю (2го вересня), всім приходить повідомлення що з 10го вересня буде зніматися комісія у розмірі 1% від суми при знятті валюти готівкою», — написал автор отзыва.

В ПУМБе прокомментировали, что действительно, с 10 сентября владельцы дебетовых карт всеКАРТА при снятии в кассе банка наличных в валюте USD/EUR/PLN/GBP будут платить 1% комиссии. Такой шаг, как объяснили в службе поддержки, был вынужденным: ввести комиссию за снятие наличных денег в валюте в кассе банка пришлось из-за увеличения стоимости обслуживания наличной валюты.

В то же время, в финучреждении заверили, что для клиентов, которые стабильно хранят деньги в ПУМБе, будут действовать льготные условия.

«Если в течение календарного месяца суммарно на текущих и депозитных счетах клиента в валюте счета ежедневно находилось не менее 500 USD/EUR/PLN/GBP, то в следующем календарном месяце снятие валюты в кассе будет для владельцев карт всеКАРТА — бесплатное 2 раза в месяц на общую сумму меньше 500 000,01 грн», — детализировали в ПУМБе.

Читайте также: Банк не отдает валюту со счета или депозита: что делать в такой ситуации

Как -$2 превратились в -$140 по закрытой карте

Клиент Приватбанка Артур Петренко рассказал, как с его интернет-карты неизвестные среди ночи сняли $2 двумя транзакциями в счет оплаты услуг неизвестной американской автозаправки. Техподдержка банка, в которую обратился наш читатель сразу после обнаружения несанкционированной транзакции, предложила заблокировать и закрыть карту, что он и сделал.

Однако история на этом не закончилась: через полмесяца автор отзыва получил сообщение о необходимости погасить овердрафт на уже аннулированной карте.

«Я открываю приват24 и вижу: моя закрытая карта снова появилась в списке с балансом -140 долларов. В сообщении о гашении указаны последние 4 цифры, которые не совпадают ни с одной из моих карт. В документах исчез документ о закрытии карты, зато в выписках по карте она числится как закрытая. А те 2 транзакции по -1 доллару превратились в по -70. И никаких сообщений от банка о списаниях не было», — возмутился пострадавший.

По совету оператора техподдержки он оформил заявление о мошенничестве, рассмотрение которого занимает 45−120 дней. Но главное, что в конце месяца клиенту Привата начислили пеню за овердрафт.

Как выяснилось, через два дня после закрытия карты произошло авторизованное списание той же автозаправкой, но уже не $1, а $70.

Самое интересное в этой ситуации то, каким образом такая транзакция могла произойти по закрытой карте.

В пресс-службе Приватбанка объяснили, что не могли не отреагировать на запрос на списание средств по ранее успешно авторизованной операции.

«Для корректной работы карты и счета к карте, а также соблюдения условий международных платежных систем, по карте присутствует возможность овердрафта.

Поэтому мы всегда подчеркиваем клиентов соблюдать цифровую безопасность и не указывать реквизиты карты на малознакомых и непроверенных сайтах.

Если клиент не согласен со списанием, мы подаем претенциозное заявление в платежные системы и прилагаем максимум усилий, чтобы спор был решен в пользу клиента", — прокомментировали в Приватбанке.

В конце концов, ситуация разрешилась в пользу клиента. Банк вернул клиенту все денежные средства и аннулировал пеню.

Читайте также: Доходы населения, банки, бюджет: как изменилась экономика за полгода войны

Аферы с криптовалютой

Пользователь под ником olegka21 поделился историей, которая с ним произошла в monobank.

«Я занимаюсь p2p арбитражом на платформе Binance и довольно часто совершаю переводы с помощью монобанка. Я совершал переводы 20 августа и 3 из которых мне отклонил монобанк. Спустя пару дней я обнаружил на своем счете минус 35 331 грн в кредитном лемите, хотя у меня карта дебит (кредитных не открывал)», — написал пользователь.

По его словам, с ним связались с monobank и сообщили, что платеж не отклоняли, операция прошла успешно. Оказывается, на стороне банка-получателя в тот момент был сбой, получателю денежные средства поступили, просто взаиморасчет по карте monobank отправителя прошел позже.

«И теперь требует мне закрыть этот кредитный счет иначе мне ответили: «я понимаю какая ситуация неприятная, но политика такова, что через несколько дней будут передаваться списки на криминальное дело, в случае отсутствия мошеннических действий паралельно передача на взыскание через суд, а также через месяц начнут насчитываться проценты если не покажете готовность сотрудничать», — констатирует olegka21.

Все его попытки разрешить ситуацию самостоятельно не дали результатов. В банке получателя сказали, что ничем не могут помочь. На бирже, по которой осуществлялся обмен, не отвечают.

«В данной ситауции монобанк пытается выставить меня виноватым, хотя я нечего не нарушал и никаких махинаций не проводил из-за их сбоя сервиса мне теперь нужно оплачивать 35 331 грн», — резюмирует читатель.

Сотрудники банка сообщили, что были вынуждены списать сумму операции, поскольку средства были успешно зачислены получателю — эту информацию подтвердил банк получателя. Если же получатель не выходит на связь или отказывается возвращать денежные средства, olegka21 посоветовали с квитанцией по операции обратиться в гражданский суд.

Практически о зеркальном случае сообщил пользователь под ником godzila77ua. По его словам, при продаже криптовалюты на бирже через р2р он получил платеж из терминала. Но в тот же день Приватбанк ему заблокировал карту, причина — жалоба третьего лица.

«Ніби-то третя особа помилково скинула мені саме ту суму, саме в той час, коли в мене відкрили ордер на біржі. Треба зауважити, що при відкритті ордеру людина сама вказує суму покупки (вона може відрізнятися від суми в оголошенні) і час на оплату ордеру всього 15 хвилин. Співпадіння неможливе», — детализировал godzila77ua.

По словам автора отзыва, афера достаточно распространенная, таким образом злоумышленники хотят получить и криптовалюту, и требовать чарджбек в банке. Банкам тоже известны эти схемы, поэтому они придирчиво относятся к таким заявлениям и обычно требуют предоставить доказательства, что этот платеж ожидали.

«Але в моєму випадку, без будь-яких пояснень заблокували карту. Були дзвінки в банк, банк роз’яснив ситуацію, але навіть не намагався вияснити правду. Мої аргументи навіть слухати не хотіли. Ні разу я не зміг пояснити природу цього переказу. Мене відправили у поліцію», — возмущается godzila77ua.

Служба поддержки отреагировала на отзыв клиента, лаконично отметив, что «вопрос был рассмотрен профильными специалистами и по результату предоставлена обратная связь».

Читайте также: Госспецсвязи предупредило: мошенники снова в соцсетях предлагают «денежные выплаты»

Автор:
Ирина Рыбницкая
Журналист Ирина Рыбницкая
Пишет на темы: Налоги, инвестиции, бизнес, финансы, банки

Комментарии - 4

+
+82
Bitcoin
Bitcoin
12 октября 2022, 11:03
#
Таскомбанк тянет резину с выплатой депозита в долларе. Уже 2 недели.
+
+15
cartmanbro
cartmanbro
12 октября 2022, 13:17
#
Я с обычного счета заказал валюту в Моно 3 недели назад, вот на этой неделе жду, посмотрим — перезвонят за день, что переносится или нет.
+
0
56187340
56187340
13 октября 2022, 9:06
#
Я, два месяца не мог получить. Отдавали гривной по курсу п… .Переложил.
+
0
Rumatha
Rumatha
12 октября 2022, 13:56
#
Если кратко — ФРС нарисовала столько баксов, что не успевает их отгружать…
Наши бабушки и дедушки сто лет назад такое проживали, потом они этими деньгами стены обклеивали, вместо обоев. История идёт по кругу
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться