Война России против Украины длится уже более 3 месяцев. Первый шок от нападения оккупанта прошел, но экономические реалии изменились коренным образом. Как война изменила нас и государство, оценил «Минфин».
100 дней войны: как изменилась экономика, финансовая система и доходы украинцев
Заробитчан сменили беженцы
Трудовых мигрантов, которые ранее выезжали из Украины в поисках заработка, сменили беженцы, убегающие от войны. С начала «горячей» фазы, по данным Министерства внутренних дел, Украину покинули 7,6 млн человек. Но 60% из них уже вернулись в Украину.
«Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию возвращения украинцев домой. Таких уже 4,8 млн, то есть около 60% всего количества беженцев. Логично, что эта цифра будет расти», — сказал советник министра внутренних дел Виктор Андрусив. То есть за пределами Украины остается около 2,8 млн человек.
Менее оптимистичны данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, опубликованные в конце мая. Согласно им, страну покинули 6,7 млн украинцев. Вернулись из них на Родину чуть больше 2,2 млн человек. То есть за границей остаются 4,5 млн.
Также, по данным Международной организации по миграции, более 8 млн человек были вынуждены сменить свое место жительства внутри страны. В последний раз организация опубликовала свои оценки в середине мая.
Больше всего внутренне перемещенных лиц прибыло в Днепропетровскую область — 11%. Также каждый десятый находится в Киевской, а 9% — во Львовской области.
Рынок труда сократился на треть, зарплаты снизились
По официальным данным Госстата, в январе этого года уровень безработицы составлял 9,2% от общего количества экономически активного населения. В мае количество безработных увеличилось всего на 4,3%. На конец мая зарегистрировано было лишь 308 тыс. безработных, что даже на 19% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако международные эксперты дают другие цифры. По оценкам Международной организации труда, в результате военной агрессии России в Украине было потеряно около 4,8 млн рабочих мест. По состоянию на конец прошлого года количество рабочих мест составляло около 14,7 млн. То есть из-за войны количество безработных выросло почти на 33%.
Такое несовпадение в цифрах можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, многие, кто потерял работу, уехали за границу и не становились на учет, как безработные. Во-вторых, многие работали неофициально. В-третьих, официальная статистика еще не успевает фиксировать реальное положение вещей из-за войны.
По результатам опроса исследовательской компании Gradus Research, количество безработных в Украине уменьшается. Если в апреле о том, что у них нет работы, заявляли 41% респондентов, то в мае их количество снизилось до 35%. Кроме этого, снизилось количество трудоустроенных, но фактически не работающих из-за отъезда или приостановления деятельности предприятия, людей.
Больше всего трудоустроенных в западных и центральных областях — 70% и 58% соответственно. Среди киевлян, принявших участие в опросе, работают 44%.
Международная организация труда считает, что если боевые действия прекратятся в ближайшее время, удастся восстановить 3,4 млн рабочих мест. В случае же последующей эскалации количество утраченных рабочих мест может составить 7 млн.
В то же время, зарплаты, которые работодатели предлагают своим работникам, продолжают снижаться. И эта тенденция наблюдается ежемесячно с начала войны, — свидетельствуют данные grc.ua. Недавно начала расти оплата труда только в некоторых секторах, в частности, в медицине, сельском хозяйстве и автомобильном бизнесе.
Подтверждает тенденцию к понижению зарплат и портал work.ua. Согласно анализу вакансий, размещенных на сайте, в начале февраля в среднем работодатели предлагали зарплату 14,4 тыс. грн, а к концу мая эта цифра снизилась до 13,6 тыс. грн. Еще более существенно упало количество вакансий. До войны на портале за неделю размещалось 58 тыс. предложений работы, в настоящее время — менее 12 тыс. В то же время, в мае этот показатель начал восстанавливаться — в апреле еженедельно появлялось только около 8 тыс. вакансий.
Украинская экономика: «минус» 35% в этом году и «плюс» 25% — в следующем
В прошлом году реальный ВВП вырос на 3,4%, а в долларовом эквиваленте национальный продукт достиг исторического максимума — около $200 млрд. Война отправила отечественную экономику в нокдаун. В Офисе Президента падение ВВП Украины с начала войны оценивается в 35%. В частности, страна потеряла около 200 заводов, критически упал экспорт аграрной и металлургической продукции, упало внутреннее потребление.
Приблизительно такое же падение экономики ожидается по итогам года. Соответствующие прогнозы обнародовали Европейский банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. Более пессимистический в своих ожиданиях Всемирный банк, считающий, что ВВП Украины по итогам года может упасть и на 45%.
Уровень снижения экономики будет в значительной степени зависеть от перспективы разблокирования портов. Если морской экспорт возобновится, убеждена главный экономист Dragon Capital Елена Билан, то ВВП за год может сократиться меньше — на 22−25%.
Весьма оптимистично в ЕБРР смотрят на дальнейшие перспективы украинской экономики. По их прогнозу, уже в следующем году ВВП Украины вырастет на 25%.
Инфляция в апреле, по оценкам НБУ, составила 16,4% в годовом исчислении. Майские показатели еще не посчитаны, но, по предварительным оценкам главы НБУ Кирилла Шевченко, она ускорится до 17%. А на конец года — ожидается 20%.
Самостоятельно финансируем третью часть бюджета
Дефицит государственного бюджета Украины в 2021 году составил $6,2 млрд при запланированных ранее $8,1 млрд, или около 3,6% ВВП. Предельный размер дефицита в этом году был запланирован на уровне 3,5% ВВП. Из-за войны поступления в бюджет резко сократились. По словам министра финансов Сергея Марченко, в апреле в Госбюджет поступило всего 70% от запланированных поступлений. Как изменилась ситуация в мае еще неизвестно — данные не подсчитаны.
В Dragon Capital оценивают среднемесячный дефицит бюджета Украины на уровне $4 млрд во время боевых действий и предполагают сокращение разрыва до $2,5−3 млрд при достижении устойчивой договоренности о прекращении огня. Поэтому дефицит бюджета в этом году может достичь рекордных 16−26% ВВП, в зависимости от сценария.
По оценкам правительства, в ближайшие месяцы дефицит бюджета составит $5 млрд в месяц. Их государство надеется обеспечить благодаря внешней поддержке.
В середине мая страны «Большой семерки» и международные финансовые институции согласовали выделение для Украины $18,4 млрд. Предполагается, что эти средства позволят финансировать бюджет следующие 3 месяца. Также саммит Европейского союза принял решение о предоставлении Украине срочного займа на сумму 9 млрд евро для погашения неотложных бюджетных нужд.
Читайте также: Почему сейчас стоит инвестировать в украинские компании и какие акции выбрать
Помощь, получаемая Украиной, поступает частично в виде грантов, но преимущественно это кредитные средства. Срок таких кредитов от 10 до 30 лет, а ставка преимущественно 1% годовых, — сообщил министр финансов.
Банки ушли «в минус», но продолжают работать
Банковская система достойно выдержала первый шок от войны. После начала полномасштабного вторжения с рынка были выведены только банки с российским капиталом, также НБУ объявил о неплатежеспособности Мегабанка. Ни один другой банк регулятор проблемным не считает.
Благодаря прибыли в январе и первой половине февраля первый квартал банковская система закрыла с незначительными убытками в 160 млн грн. При этом из 69 банков 44 были прибыльными.
По итогам апреля годовые потери банковской системы составили 7,3 млрд грн. Как объясняют в НБУ, основная причина этого — увеличение выросших в 7 раз резервов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме этого, общее снижение бизнес-активности привело к падению спроса на кредиты и банковские услуги и повлекло за собой снижение сумм расчетов — ключевой базы комиссионных доходов банков.
В то же время, по данным регулятора, с начала войны объем средств украинцев в банках вырос на 21,3%. Средства юридических лиц выросли на 2,7%.
Курс валют Нацбанк зафиксировал на том уровне, что был накануне войны — 29,25 грн/$. Долгое время банки не могли отклоняться от этого курса более чем на 10%. Лишь во второй половине мая регулятор разрешил банкам самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты. До этого «реальный» курс был только в обменниках, а потому купить доллары или евро граждане фактически могли только у них.
По данным приложения «Минфин Валюта» (скачать его для Android можно здесь, для iOS — здесь), обменники установили курс по состоянию на 3 июня в пределах 35,45−35,8 грн/$. Пика курс достиг в середине мая, когда за доллар обменники просили свыше 38 грн.
Читайте также: Девальвация гривны и инфляция: как эти проблемы хочет решать НБУ
В преддверии полномасштабного вторжения средний курс продажи доллара составил 29,45 грн. Таким образом, в результате военной агрессии России он повысился на 21%. Последующие колебания валюты будут в значительной степени зависеть от ситуации на фронте, налаживания экспорта и финансовой поддержки Украины.
Комментарии - 5
***
У квітні в Україну відправили $1,01 млрд приватних грошових переказів. Це на $72 млн більше, ніж у березні, та на 14,7% менше, ніж у квітні торік, повідомляє НБУ. Усього за січень-квітень 2022 року в Україну надіслали $4,04 млрд. Це на 10,5% менше, ніж за аналогічний період 2021 року. НБУ врахував і легальні, і неформальні канали переказу грошей в Україну. Легальними каналами в Україну відправили $521 млн, неформальними — $490 млн у квітні. 2021-го в Україну переказали рекордні $15,02 млрд. Це на 25,4% більше, ніж попереднього року.
Типа стрижек, или там цен в ресторанах.