Какую кредитную политику планируют проводить банки? Угрожают ли системные риски развитию финансового сектора? Каким образом регулярные опросы НБУ помогают отслеживать источники рисков и понять будущее сектора?
Опросы НБУ: держим руку на пульсе финансовой стабильности
На эти и другие вопросы в колонке для «Минфина» ответил главный экономист департамента финансовой стабильности Национального банка Украины Александр Рудич.
Опросы: дополнительные хлопоты или полезный фидбэк?
У посетителей сайта НБУ, которые интересуются информационно-аналитическими продуктами центробанка, может возникнуть вопрос: зачем Национальный банк проводит опросы участников финансового сектора — банков и небанковских финансовых учреждений? Неужели недостаточно огромного количества показателей по всем аспектам деятельности, которые ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно подают банки в виде статистических показателей? Собственно, и сами игроки рынка с некоторой опаской относятся к вопросам регулятора как к дополнительной нагрузке. Попробуем ответить на вопрос первых и развеять опасения вторых.
В 2015 году НБУ получил мандат содействия финансовой стабильности, что стало второй по приоритетности функцией после поддержания ценовой стабильности. Для этого центробанк реализует макропруденциальную политику, которая повышает устойчивость финансовой системы и должна не допустить накопления системных рисков. В 2018 году была утверждена, а в конце 2020 года обновлена Стратегия макропруденциальной политики, которая заложила основу для внедрения системного макропруденциального регулирования в Украине.
Читайте также: Что ждет банки и их клиентов в 2021 году
Сейчас не существует единого универсального показателя оценки рисков в финансовой системе и измерения уровня финансовой стабильности. Сделать вывод, является ли финансовая система стабильной, можно, используя широкий перечень количественных и качественных показателей. К количественным показателям относятся: уровень неработающих кредитов, срочность фондирования банков, соотношение объема кредитов к ВВП
Ответы на вопросы анкеты опроса — это тот голос рынка, который невозможно услышать, собирая исключительно «сухую» статистику отчетов, своеобразный «взгляд изнутри». Опросы отражают текущие настроения, ожидания, намерения руководителей и менеджеров финансовых учреждений, отражают реакцию сообщества на регуляторные изменения, предоставляют обратную связь. Ценность опросов заключается в агрегации фидбэка от финансовых учреждений, которые задают тренды на украинском финансовом рынке. К тому же симметричное информирование всех участников рынка добавляет опросу полезного коммуникационного значения.
Больше опросов, хороших и полезных!
Сейчас Нацбанк проводит два разных опроса банков и небанковских финансовых учреждений (НБФУ) по направлению «Финансовая стабильность».
- Опрос участников финансовой системы о системныхрисках (каждые полгода).
Цель — отслеживать информацию относительно восприятия крупнейшими банками и НБФУ текущих и потенциальных рисков с учетом того, как меняется их уверенность в стабильности финансовой системы.
Дважды в год топ-менеджеры крупнейших банков и НБФУ отвечают на вопросы о рисках, возникающих в финансовом секторе, оценивают его состояние за прошедшие 6 месяцев и выражают ожидания на следующие 6 месяцев.
Отчет составляется в нейтральном стиле, без дополнительного анализа ответов респондентов со стороны регулятора.
- Опрос об условиях банковского кредитования (ежеквартально).
Цель — понимание состояния и тенденций развития банковского кредитного рынка.
Регулятор получает обобщенные оценки и прогнозы изменений к стандартам и условий кредитования, кредитного спроса у предприятий и домохозяйств, причины этих изменений.
Этот отчет является публичным и имеет нейтральную окраску с целью отражения не оценки или прогнозов НБУ, а именно мнения респондентов, доля которых в общем объеме активов банковской системы составляет более 90%.
Читайте также: Банки и небанковские финучреждения назвали основные угрозы финсектора — опрос НБУ
В чем особенности и преимущества таких опросов
Мы видим их в следующем:
- Экспертность —
например, анкету об условиях банковского кредитования заполняют кредитные менеджеры, владеющие исчерпывающей информацией о состоянии кредитования в своем банке. А к опросу о системных рисках привлечены топ-менеджеры банков и НБФУ, которые, очевидно, хорошо знают о состоянии дел в финансовой системе, следовательно, могут идентифицировать и оценить риски на высоком экспертном уровне;
- Эмоциональная окраска —
вопросы анкеты дают возможность участникам рынка предоставить в ответах качественные оценки состояния дел. Ведь вариантами ответов являются не «сухие» цифры, а эмоционально окрашенные фразы от «очень плохо» до «значительно улучшится», от «стандарты стали существенно более жесткими» до «существенно увеличился спрос». Такие оценки невозможно получить из обычных статистических отчетов;
- Определениеожиданий (forward looking) —
вопросы анкет часто касаются будущего развития в перспективе квартала, а иногда и на горизонте полугодия или года. В результате мы получаем обобщенные ожидания будущих изменений в сфере кредитования или уровнях рисков в финансовой системе. С точки зрения коммуникации, опросы дают ценный материал для формирования позитивных ожиданий и увеличения доверия к НБУ;
- Соответствие самым лучшим практикам -
ведь опросы — не «прихоть» регулятора. Подобные инструменты анализа являются устоявшейся практикой европейских и мировых центробанков. Анкетирование проводятся по четкой и часто унифицированной методологии, следовательно могут использоваться для сравнений между странами. Например, Европейский Центральный Банк ежеквартально публикует большой отчет с результатами опроса об условиях кредитования всех стран, входящих в ЕС;
- Отсутствие дополнительной отчетной нагрузки —
для заполнения анкеты не нужно иметь специальное программное обеспечение или большие массивы информации. Сейчас анкеты доступны в онлайн-формате на сайте НБУ. Участникам достаточно иметь доступ к Интернету, чтобы их заполнить. Более того, карантинные условия работы способствовали тому, что с недавних пор определенные опросы можно проходить даже через приложение в смартфоне.
Результаты опросов как зеркало рыночных настроений
Опрос о системных рисках финансового сектора
На сегодня уже опубликовано шесть отчетов по результатам опросов. Последние два, в мае и ноябре 2020 года, пришлись на период развертывания коронакризиса. Уже в майском опросе мы увидели, что респонденты ощутимо ухудшили свои ожидания относительно перспектив финсектора на следующие полгода. Склонность финучреждений к риску существенно снизилась. Интересно, что одновременно респонденты почти не изменили оценки устойчивости финансового сектора до кризиса, по сравнению с предыдущим докризисным опросом. Результаты опроса в ноябре зафиксировали все еще негативные перспективы развития финсектора, однако эти оценки свидетельствовали о том, что пик кризиса миновал.
Все шесть опросов подряд значимым источником риска для финансового сектора определили коррупцию, деятельность правоохранительных органов и судебной системы (см. График 1). Под влиянием стремительного начала кризиса весной 2020 года выросли риски замедления экономической активности и динамика мировых цен на сырьевые товары, войдя в топ-5 крупнейших источников риска. Однако, уже в конце года они вернулись почти на докризисные уровни — еще один индикатор выхода экономики из пика кризиса.
График 1. Крупнейшие источники риска для финансового сектора Украины.
Построен на балансах ответов респондентов в Опросе о системных рисках финансового сектора.
Опросы об условиях банковского кредитования
В целом опрос банков охватывает широкий круг показателей кредитного рынка: стандарты кредитования, уровень одобрения заявок на кредиты, уровень кредитного спроса
График 2. Ожидание развития кредитования на следующие 12 месяцев,%, нормированный кумулятивный баланс ответов
Посмотрим на ситуацию с потребительским кредитованием. В последние три года до начала коронакризиса оно активно росло, привлекая банки значительной прибыльностью. Желание наращивать этот портфель привело к постепенному смягчению стандартов кредитования. На графике 3 отражена достаточно уверенная корреляция между темпами роста потребительского кредитования и смягчением стандартов кредитования домохозяйств. Но коронакризис существенно изменил приоритеты — с начала 2020 года банки стремительно ужесточили кредитные стандарты, а рост объемов кредитования приостановился. Однако уже с четвертого квартала 2020 года банки начали смягчать свои требования к заемщикам, надеясь восстановить наращивание объемов потребительских кредитов.
График 3. Стандарты кредитования и темпы роста потребительских кредитов.
* Построен на балансах ответов респондентов в Опросе об условиях банковского кредитования. Более высокое значение показателя — более жесткие кредитные стандарты.
Отметим, что НБУ также ежемесячно опрашивает домохозяйства и финансовых аналитиков, ежеквартально — предприятия относительно их макроэкономических ожиданий. Это позволяет держать руку на пульсе трендов рынка, вовремя отслеживать настроения и адекватно влиять на инфляционные и курсовые ожидания всех экономических агентов Украины.
Что в планах
Стремительная динамика развития финсектора требует ответов на актуальные вопросы современности. В последнее время микрокредитование активно развивается и вне банковской системы, поэтому регулятор должен обратить свое внимание на этот аспект, особенно в контексте перехода микрокредитных финансовых учреждений под регуляцию НБУ. Поэтому опрос об условиях банковского кредитования целесообразно дополнить в будущем блоком вопросов для НБФУ.
НБУ в своей макропруденциальной стратегии определил ряд системных рисков длительного действия. Среди них короткая срочность фондирования банков. Итак, в планах — мониторинг тенденций через опрос относительно банковского фондирования, а именно объемов, структуры, срочности, привлечений валюты, а также вопросы по капиталу.
Регулярные опросы участников рынка не только дают ценную информацию для управленческих решений по внедрению политики Национального банка. Они являются важным инструментом формирования рыночных ожиданий, элементом коммуникаций и прозрачности действий регулятора, повышения доверия к центробанку как гаранту защиты прав участников рынка.
Комментарии