Нацбанк вводит для подопечных скрытый антиинфляционный и антидевальвационный налог. Как это отразится на клиенттах банков, расскажет «Минфин».
НБУ заставил банки охотится за деньгами населения
Как изменятся правила привлечения средств банками
С 11 февраля уже второй раз в этом году выросли нормативы обязательного резервирования для банков. С этой даты банки должны замораживать на корсчете в НБУ 10% от средств компаний и физлиц, привлеченных до востребования, и средств на текущих счетах в гривне. Для ресурсов в иностранной валюте требования еще жестче — 20% от объемов денег, привлеченных на упомянутых условиях.
При этом, по срочным гривневым депозитам частных лиц и компаний норматив обязательного резервирования останется нулевым, а по таким же вкладам в СКВ составит 10%. Намек регулятора банкирам очевиден — увеличивайте объемы срочных ресурсов в своих пассивах или будьте готовы заморозить значительные суммы своих ликвидных активов.
Такое закручивание гаек, по расчетам чиновников, увеличит сумму средств, размещенных банками на корсчете НБУ (т.е. обездвиженных денег), сразу на 73 млрд гривен. Причем, по этим средствам банки не будут получать доход. Зато вынуждены будут платить бизнесу и населению за привлеченные на счета и до востребования средства.
Читайте также: Что приготовили банки владельцам кредиток: лимиты, ставки и другие условия
Правда, у банков есть альтернатива: половину норматива резервирования они смогут выполнить за счет покупки на эту сумму облигаций отдельных выпусков (бенчмарк-ОВГЗ). В этом случае финансисты смогут получать доход от таких вложений.
Причем, НБУ расширил для финансистов возможности для таких вложений: с 11 февраля помимо бенчмарк-ОВГЗ с международным идентификационным номером (ISIN) UA4000227045 банки смогут включать в покрытие обязательных резервов бенчмарк-ОВГЗ с ISIN UA4000227094 и UA4000227102. Добавленные выпуски ценных бумаг впервые уже размещались Минфином на аукционе 24 января.
Включение упомянутых бумаг в число бенчмарк-ОВГЗ однозначно повысит интерес к ним со стороны отечественных банкиров, но не нерезидентов и других инвесторов. Ведь иностранцев интересует только положительная доходность бумаг в сравнении с высокой инфляцией, а украинские облигации пока не соответствуют этому требованию. Поэтому основными покупателями бенчмарк-ОВГЗ пока останутся все же местные банки, а не внешние инвесторы, чего очень бы хотелось Минфину и Нацбанку.
Нынешнее повышение норматива резервирования далеко не последнее. С 11 марта еще на 10 п.п. вырастут нормативы резервирования по средствам до востребования и на текущих счетах, как в национальной, так и в иностранной валютах.
Причем, эту часть резервов банки уже не смогут покрыть за счет бенчмарк-ОВГЗ. То есть финансистам придется замораживать на корсчете в Нацбанке реальные средства.
В итоге, регулятор решает три основные задачи:
- снижает давление на валютном рынке, резко поднимая заинтересованность банков в срочных гривневых ресурсах;
- стимулирует банки сократить объемы вложений в депозитных сертификатах, по которым регулятор пока платит 23% годовых. А значит, регулятор уменьшит свои затраты на стерилизацию излишней ликвидности в банковской системе;
- стимулирует покупку банками облигаций Минфина (бенчмарк-ОВГЗ), что позволяет финансировать бюджетне эмиссионным путем. По расчетам чиновников, такое решение «заставит» банки купить подобных бумаг на порядка 105−110 млрд гривен. При этом, из-за повышенного спроса на такие облигациисо стороны банков доходность именно по ним Минфин сможет особо не поднимать.
Ожидаемое увеличение срочных вкладов населения отсрочит часть потребительского спроса на товары. А это, в свою очередь, снизит инфляционное давление. Рост конкуренции за гривневых вкладчиков, как рассчитывают в НБУ, обеспечит постепенный рост ставок по вкладам граждан и, частично, по депозитам юрлиц.
Дело в том, что работающий бизнес сейчас не размещает на длинных депозитах значительных средств. Юрлицам в этой ситуации могут быть интересны только очень короткие депозиты. А вот остатки на текущих счетах физлиц постоянно растут за счет поступлений зарплаты военным и представителям отдельных социально значимых профессий. Именно этот ресурс сейчас станет главным источником срочного фондирования в банках для перегруппировки пассивов с текущих счетов на депозитные для снижения сумм резервирования.
На что рассчитывает НБУ
Увеличение норматива резервирования всегда считалось эффективным методом снижения давления на курс гривны. Ведь повышение интереса банков к привлечению срочных ресурсов в нацвалюте приведет к постепенному росту доходности по ним.
В теории — это всегда позитив для клиентов, но негатив для банков. Ведь необходимость держать повышенный норматив резервирования — это скрытый антиинфляционный и антидевальвационный налог на финучреждения. И его введение сокращает прибыльность банковского сектора как за счет повышения выплат по их пассивам, так и за счет объемов их потенциально возможных доходных активов. Снижение объемов пулучаемой банками прибыли уменьшит, соответственно, их налоговые отчисления в бюджет.
Снижение давления на нацвалюту за счет повышения норматива резервирования отразится и на валютном рынке. Курс на наличном рынке на достаточно длинный (по украинским меркам) период будет оставаться стабильным в пределах коридора 40−41 гривны. Это облегчит задачу Нацбанку по удержанию курса доллара на межбанке в действующем коридоре 36,5686 -36,9343 гривны.
При этом, курс евро продолжит периодически радовать спекулянтов колебаниями, что связано с валютными ралли по паре евро/доллар на внешних рынках и необходимостью автоматической коррекции курса евро относительно гривны через пересчет пар евро/доллар и доллар/гривна.
Но на практике, все не так просто. Дело в том, что наша банковская система очень неоднородна по распределению ликвидности. Первые по размерам активов 10−15 банков из действующих 67 практически сосредоточили у себя не менее 70−80% всех гривневых и валютных активов системы.
Основная часть самых крупных финучреждений — это госбанки и «дочки» нерезидентов плюс несколько банков с отечественным капиталом. Свежие решения НБУ по резервированию для них будут означать снижение прибыльности. Поскольку они уже не смогут размещать такие объемы средств в высокодоходных депозитных сертификатах НБУ.
Что собственно, они постепенно и делают. Именно крупные банки сейчас в основном и сократили объем таких вложений в январе с рекордных 477,513 млрд гривен (
По моим расчетам, это сократит сумму вложений банков в депсертификаты Нацбанка до 280−330 млрд гривен уже к концу февраля и до 210−260 млрд гривен — к концу марта. Высвобождаемые ресурсы крупные банки постараются по-максимуму вложить в бенчмарк-ОВГЗ, а остальное же будут вынуждены держать на корсчете в Нацбанке. Параллельно финансисты будут перегруппировывать свои пассивы в пользу увеличения срочных депозитов и вкладов, чтобы меньше средств пришлось замораживать.
Что получат клиенты банков
Крупные банки имеют достаточно большой запас прочности по ликвидности, относительно разветвленную даже в условиях войны сеть отделений и хорошо работающие мобильные приложения. Поэтому они смогут себе позволить лишь незначительно поднять ставки по гривневым депозитам — в пределах 1,5−2,5% годовых и сохраненить почти нулевую доходность по валютным вкладам.
Читайте также: Банки начнут резать доходность «длинных» депозитов: какие вклады будут самыми выгодными
Тем более, что валютные остатки на текущих счетах и депозитах подлежат повышенному резервированию. Так что в этой ситуации крупным финучреждениям нет особого смысла еще и повышать ставки. Кроме того, учитывая повышение процентных ставок ФРС США и ЕЦБ, сейчас эти банки еще получают и достаточно неплохие доходы в виде платы по остаткам на своих валютных корсчетах-«ностро» в иностранных банках в долларе и евро.
Имея возможность для временного маневра, повышение ставок по гривневым депозитам крупные банки будут делать плавно, параллельно повышая комиссии за обслуживание, тарифы и процентные ставки по части кредитных продуктов для компенсации потерь от заморозки ресурсов от увеличенного резервирования.
Гораздо тяжелее будет оставшимся более 50 банкам — «малышам» и «середнячкам». У них нет такого запаса прочности по ликвидности и прибыльности, как у крупных финучреждений. Для них увеличение норматива резервирования, с одной стороны — ударит по объемам их доходных активов с учетом заморозки части средств на корсчете в Нацбанке, с другой — заставит оперативно наращивать свои гривневые срочные пассивы. А это существенно снизит и без того низкую рентабельность их бизнеса.
В условиях серьезной конкуренции, войны, малой сети работающих отделений и порой слабых мобильных приложений у многих из этих банков возникнет серьезная нехватка ресурсов для выполнения повышенных нормативов. В итоге, они будут вынуждены достаточно оперативно повышать свои ставки по гривневым срочным вкладам на 1,75−3% годовых и на 0,5−1,25% годовых по срочным вкладам в валюте.
Скорее всего, такое увеличение расходной части больно ударит по прибыльности и капиталу данной категории банков.
Кроме этого, в связи с ограниченностью клиентской базы да еще и последствиями войны — сильно повышать тарифы, комиссии и проценты по выдаваемым кредитам они вряд ли особо смогут, что приведет рентабельность их работы к почти «нулевому» уровню или даже к наращиванию убытков.
В итоге, клиентов после повышения нормативов резервирования ждет позитив в виде постепенного роста процентных ставок по гривневым депозитам с существенным разбросом такого увеличения ставок. Причем, в первых 10−15-ти банках по активам в банковской системе это повышение будет значительно меньшим, чем в остальных «середнячках» и «малышах».
Но при этом, бизнес и граждане должны будут быть готовы и к негативу: росту размеров комиссий и тарифов за банковские услуги, а также росту ставок по некоторым кредитным продуктам финучреждений. Но, учитывая, что банки в условиях войны кредитуют очень мало, большинство населения не особо ощутит на себе такое повышение ставок по кредитам.
Покреативят банки и в части сроков депозитов для бизнеса и вкладов населения, чтобы простимулировать их держать средства на срочных, а не на текущих счетах. Но при этом, банкиры постараются и сэкономить на привлечении ресурсов в гривне. Универсальный для них способ — введение краткосрочных 7−14−21−30-ти дневных депозитов с возможностью пролонгации.
Это, с одной стороны, позволит финансистам не платить по данным ресурсам повышенных ставок, как это было бы при долгосрочных привлечениях, а с другой — уменьшит необходимые объемы резервирования на корсчете в НБУ, так как это уже не текущие остатки, а срочные депозиты.
Но и тут есть подводные камни. Во-первых, Нацбанк может через некоторое время установить отдельные критерии по оценке срочности таких вкладов при расчете резервирования. Во-вторых — короткие вклады требуют оперативного управления ими как по их своевременному возврату казначействами банков, так и по оформлению на новый срок в случае решения клиента о продлении.
С оформлением необходимых документов в отделении или через мобильное приложение. А в условиях периодического блэкаута, обстрелов наших территорий россией и боевых действий не все банки смогут в полном объеме иметь физическую возможность оперативно проводить данные операции и управлять этими процессами.
Комментарии - 9
К фактам и мыслям — замечаний нет :)