В июле 2021 года вступил в силу закон, регулирующий коллекторскую деятельность. Ольга Лобайчук, руководитель управления защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка Украины, рассказала Интерфакс-Украина, что сейчас разрешено коллекторам и как в случае чего защититься от их «неэтичного поведения». «Минфин» публикует сокращенный текст статьи.
Как защититься от «неэтичных» коллекторов. Советы от регулятора
Реестр коллекторских компаний
Нацбанк ведет публичный Реестр коллекторских компаний, в котором должны быть зарегистрированы все коллекторы без исключения. Банкам и финансовым компаниям запрещено работать с коллекторами, не зарегистрированными в Реестре. Именно регистрация дает им статус коллекторской компании в соответствии с законом. Доступ к Реестру круглосуточный и бесплатный для всех граждан.
Итак, когда вам звонит или пишет коллектор, прежде всего проверьте, включена ли организация, которую он представляет, в Реестр. Если нет, вы имеете дело с «черным» коллектором, деятельность которого незаконна. В таком случае единственный совет — обращаться в полицию.
Читайте также: Вступили в силу новые правила взаимодействия коллекторов с должниками
Что разрешено коллекторам
Кредитодатель, новый кредитор, коллекторская компания могут взаимодействовать с потребителем, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрено договором о потребительском кредите, и которые дали согласие на такое взаимодействие. Но прописаны четкие рамки такого взаимодействия, а именно коллектор может:
- проводить телефонные и видеопереговоры, личные встречи. Проведение личных встреч возможно исключительно с 9 до 19 часов, при условии, что человек, с которым осуществляется взаимодействие, не возражает против проведения с ним встречи и предварительно дал на это согласие;
- отправлять текстовые, голосовые и другие сообщения посредством телекоммуникаций. Это также касается «автодозвона», который является законным методом, но ограничен 30 минутами в день;
- отправлять почтовые отправления с пометкой «Вручить лично» по месту жительства или пребывания, или по месту работы физического лица;
- коллектор может взаимодействовать с потребителем не более двух раз в сутки.
Читайте также: В Украине коллекторы начали работать по-новому
Когда поведение коллекторов становится «неэтичным»
Список запретов достаточно длинный и сложный. Вот главные.
Во-первых, коллектор не может оказывать психологическое давление на потребителя: шантажировать, унижать честь и достоинство, вредить репутации, сообщать о долгах работодателю или третьим лицам
Во-вторых, коллектор не может обрабатывать данные потребителя, его близких лиц, представителя, поручителя, наследника, которые дали согласие на взаимодействие, а также третьих лиц, которые такое согласие не предоставили, о графике работы, местах отдыха, поездках, состоянии здоровья, использовать информацию из социальных сетей и личные фото
В-третьих, коллектор не имеет права звонить по телефону ночью, в праздничные и нерабочие дни, использовать автодозвон более 30 мин в сутки, предоставлять ложные данные о последствиях невыполнения обязательств, применять угрозы
Как защититься от коллекторов лицам, не бравшим кредит
Если вы не были поручителем, имущественным поручителем по кредиту и не подписывали никакие документы, просто знакомство или даже семейные отношения с должником вас ни к чему не обязывают. При контакте с коллектором запретите вас беспокоить и подчеркните, что вы не давали согласия на взаимодействие. Если вызовы и сообщения поступают от работа, заблокируйте их с помощью функций телефона.
Если коллекторы продолжат вас беспокоить, напишите требование в компанию, которую они представляют, с возражением против взаимодействия.
Если звонки и сообщения не прекращаются, зафиксируйте случаи правонарушений: запишите разговор, сделайте скрины сообщений и предоставьте доказательства в Национальный банк Украины вместе с жалобой на коллектора.
Читайте также: НБУ наказал коллекторов, которые систематически угрожают должникам
Как защититься от коллекторов должнику
Самое первое правило — не создавать себе проблем. Не берите кредит, если вы понимаете, что не сможете его погасить. Подписывая кредитный договор, вы обязуетесь вернуть заимствованные средства вместе с определенными договором процентами.
Конечно, есть ситуации, когда даже добросовестные потребители не могут платить по кредиту. Это происходит из-за существенного ухудшения финансового положения: кто-то теряет работу, у кого-то выявляют заболевание, ведущее к значительным затратам и неспособности работать. Бывает разное. Главное — не прятаться от кредитодателя и договариваться о реструктуризации долга.
Но вернемся к случаям, когда контакт с коллектором уже состоялся. Если сотрудник ведет себя некорректно и нарушает вышеперечисленные требования, советую зафиксировать его действия: записать разговоры, сделать копии сообщений. Собранные доказательства вместе с жалобой на финучреждение, занимающееся взысканием вашей задолженности, предоставьте в Нацбанк.
Что будет с нарушителями закона
Законом предусмотрены меры воздействия: от штрафов до исключения из Реестра коллекторских компаний.
Штраф за каждый случай нарушения законодательства и требований к этичному поведению — от 3 до 6 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В случае получения третьего штрафа в течение года коллекторская компания исключается из Реестра.
В случае с кредитором, занимающимся взысканием проблемной задолженности самостоятельно (без привлечения коллекторской компании), кроме штрафов, могут также быть применены более жесткие меры воздействия, такие как приостановление или аннулирование всех лицензий на предоставление финансовых услуг.
Комментарии - 10
Але ще більше вони не люблять тих, хто кредитів взагалі не бере…
https://minfin.com.ua/ua/blogs/bonv/126467/
Но названивали без остановки с кучи номеров. Запарился блокировать. Звонил робот.
Записал видос про звонок. Отравил в НБУ.
НБУ ответил что по сути это не их забота. То что те достали мои данные и пользуются ими без моего ведома — обращайтесь в мин инфрастуктуры вроде или кто там следит за выполнением.
То что они не перестают названивать — то это к ментам.
Сам НБУ в свою очередь к коллектору обратился (из письма что я получил), что мол какого черта, те сказали что это все не правда и типа я ошибся.
В общем, рекомендация обратиться к НБУ мне кажется не корректна. К полиции лучше уж сразу.