24 мая 2012
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:29
-
ballistic
3 года
-
Dorka
Киев
-
elvalery
Киев
-
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
65 лет, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 7 декабря 2012, 14:36
Нужны ли школе перемены
А может, мы действительно все ошибаемся, и наша система образования не устарела? Возможно, она просто переживает некоторые трудности, и стоит только увеличить финансирование и переобучить образовательных менеджеров — и она станет лучшей в мире? Какие аргументы мы можем выдвинуть в пользу этого тезиса?
Доказательство от противного
Образование — в любом обществе — выполняет две задачи: во-первых, оно создает определенный образ Будущего в сознании своих воспитанников — учеников, студентов, — а во-вторых, пытается научить их пользоваться всеми инструментами, — ментальными в первую очередь, — которые помогут им стать успешными и счастливыми в этом воображаемом будущем.
Давайте же посмотрим, какой образ Будущего создается в головах наших детей — на основании не того, что говорит, но того, как действует украинская система образования.
Многоэтажная образовательная махина наглядно показывает ученикам: миром будущего заправляют крупные корпорации, государственные и частные, выстроенные строго иерархически.
Каждый отдельный человек — не более чем легко заменяемый винтик, от мнения которого ничего не зависит.
Начальник выдает задания, и начальник проверяет их выполнение.
Творчество возможно только в пределах, обозначенных начальником.
Вы должны говорить только тогда, когда вам разрешит начальник, причем только то, что угодно знать начальнику.
Вы не можете пользоваться помощью друга, ни — упаси Боже! — интернета: во всем вы должны полагаться только на свою память и сообразительность.
Вы с коллегами работаете за отдельными столами, в затылок друг другу, над идентичными заданиями, — и т.д.
— Но это абсурд! — воскликните Вы. — Кто вам сказал, что именно такими будут организации Будущего? Ведь даже успешные организации настоящего выстроены совсем иначе, на иных основаниях?
— Верно. Сейчас некогда жесткие корпорации-монстры, пытаясь приноровиться к быстро меняющейся действительности, фрагментируются, отказываются от строгой иерархии, предоставляют относительную автономию своим подразделениям и вообще — становятся более «плоскими», гибкими и «сетевыми». В сотрудниках ценится умение коммуницировать, «креативить», договариваться и работать во временных командах, часто — рассредоточенных в пространстве, а иногда — и во времени.
Но наша система образования всем этим навыкам не учит, а учит тому, что уже не востребовано никем, кроме государственных бюрократических структур, а следовательно — создает неверное представление о Будущем в сознании своих воспитанников — наших детей!
Разрушая легенды
— Но, может быть, она обучает их правильному владению правильными инструментами? Ведь говорят же: наши специалисты востребованы за рубежом?
Увы, это не более чем досужий миф.
Согласно данным Всемирного банка, по количеству эмигрантов Украина занимает третье место в мире — 6,5 миллионов человек. При этом по данным Международной организации по миграции 54% «заробитчан» работают в строительной сфере, 17% — в сфере домашнего надзора, по 9% — в сельскохозяйственном и торговом секторах, 6% — в промышленности и 5% — в других отраслях.
Таким образом, менее 1-2% украинцев действительно востребованы в отраслях, связанных с наукой и высокими технологиями. Но является ли это сильным аргументом, если 99% соотечественников — закончивших, между прочим, нашу среднюю школу — используются лишь в качестве низко-квалифицированной рабочей силы?
— Но как же тогда победы украинских учеников на международных конкурсах по информатике, математике, физике, химии? — спросите Вы.
Безусловно, победы есть. Но что это доказывает? Сколько мы можем выставить равноценных команд, для участия в этих конкурсах? Две? Три? Пять? Десять?
А сто можем? А тысячу?
Но ведь тысяча команд — это совсем немного: это примерно 4000 человек.
У нас в стране 4 200 000 учащихся. Какой процент составляет 4000 от 4 000 000? Кто из вас может быстро посчитать в уме без калькулятора? Мы же все обучались в нашей замечательной школе, мы все проходили математику! Это всё материал 5 класса.
Ну, ладно: конечно, Вы посчитали. Для Вас это не составило никакого труда: 0,1 %! Наша система образования работает с эффективностью 0,1 %! Но на самом деле — еще хуже, потому что с этими замечательными ребятами, знатоками математики и естественных наук, работают совсем не так, как с другими школьниками. Их готовят совсем в другом режиме, по другим программам — и совсем другие учителя.
— Вот если бы так же работать с остальными детьми! — мечтательно скажете Вы. Да, конечно, работать так можно, но только это будет уже совсем другая школа.
Пациент скорее мертв
Итак, аргументы исчерпаны. Рассуждая, как говорят математики, от противного, мы пришли к выводу: наша система образования скорее мертва, чем жива.
И это не удивительно. Ведь она была создана в Германии в начале XIX века, когда еще не было ни компьютеров, ни копировальных аппаратов. Государственной администрации были нужны люди, быстро считающие и красиво пишущие.
Именно этот образ будущего — нет, не будущего, а прошлого, — рисует нам наша система образования: молча работающие сотрудники и надзирающие за ними — свысока! — начальники.
Сейчас всю эту бюрократическую конструкцию может заменить 1 человек с компьютером и принтером. Но система образования продолжает штамповать людей-калькуляторов, людей-копиров.
Зачем?
Все наши дети разные, с разными талантами, разными способностями. Нам нужны разные школы, которые помогут раскрыть в них эти таланты. Нам нужны тьюторские технологии, чтобы рядом с каждым учеником был взрослый, которому важен и интересен именно он — этот вот наш ребенок!
Когда я приглашаю на работу учителя, я не хочу видеть сотню безликих клонов. Я хочу видеть одного — но уникального! Не похожего на других, но зато способного зажечь глаза и души детей.
Потому что именно то, что мы разные, делает нас интересными и полезными друг другу. Потому что именно в нашей непохожести отражается вечно разнообразная и неповторимая жизнь.
|
15
|
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
Комментарии - 15
Очередное признание достижений «незалежности» последних 20 лет…
А с другой стороны, какую крепкую систему надо было смочь выстроить, что либеральные «потребители» образования за двадцать лет так и не доломали её до конца. Про то, что построили что-то свое и речи не идет…
Автор пишет о том, что наша система образования по своей сути осталась «советской».
Это достижение независимости, которую вы кривенько называете «незалежностью»?
ну у вас, в России, все безусловно намного лучше…
«Финляндия, Южная Корея и Гонконг возглавили рейтинг 20-ти самых успешных образовательных систем мира. Великобритания на шестом месте, Россия — на последнем.» (http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/11/121127_best_edication_rating_pearson.shtml)
Правда, Украина не вошла даже в рейтинг 40-ка самых успешных образовательных систем…
«По итогам исследования, ученики 4 классов из России заняли второе место в мире, уступив лишь сверстникам из Гонконга. Высокие показатели наши школьники продемонстрировали как при чтении художественных текстов (564 балла), так и при чтении текстов научно-популярных (567 баллов). Также в число лидеров попали школьники из Финляндии (3 место), Сингапура (4 место), все же остальные страны отстают с большим отрывом.»
www.odnako.org/blogs/show_22545/
В чем различия между этими тестами, ясно из статьи gazeta.comments.ua/?spec=1352372721&sart=1352373162:
«Формально исследования TIMSS, PIRLS и PISA похожи, но по своей сути они решительно отличаются. «Тесты IEA берут государственные требования к образованности, зафиксированные в образовательных стандартах, и смотрят, что же ученики знают, усвоив школьную программу. В PISA даже не делается попытка связать исследование с национальной учебной программой. Здесь другой подход: как ученик, заканчивающий обязательное образование, умеет распоряжаться своими знаниями. Говоря проще, TIMSS выясняет, что из математики вы выучили в школе, а PISA — что именно из математических знаний вы можете применить на практике. Задания тестов TIMSS абсолютно понятны, они не отличаются от тех, которые учащиеся встречали в учебниках. В PISA все сложнее. Вместо вопросов по физике или математике — задачи на логическое, пространственное мышление»»
«Исследование, которое PISA проведет в 2015 году, будет построено таким образом, что учащимся придется выполнять задания в группах, причем их участники будут находиться в разных местах, общаться между собой с помощью электронных средств связи и пользоваться для их выполнения источниками в Интернете.» (ссылка та же).
Готовит ли наша школа учеников к такого рода взаимодействию — вопрос риторический :(
Оно готовит не «винтики в бюрократической машине». Оно готовит людей, способных к коллективному труду. мне периодически доводится брать на работу практикантов. Среди них попадаются «неординарные творческие личности». ужасужасужас. Куда годится сотрудник, который ничего еще толком не умея уже высказывает безапеляционным тоном свое мнение по любому поводу. Неужели он правда думает что самый умный и никто больше думать не умеет? Куда годится сотрудник, который рвется работать по «свободному графику» и «когда у него есть вдохновение»? мы — корпорация, а не тусовка вольных художников.
Вы говорите — «Творчество возможно только в пределах, обозначенных начальником.». увы. да. на работе — именно так. Толпа людей, творящих кто что умеет — это не работа. это не бизнес. В свободное от работы время — хоть оперы пишите. А на работе — именно ТЗ и именно по вот этому проекту.
«Вы не можете пользоваться помощью друга, ни — упаси Боже! — интернета: во всем вы должны полагаться только на свою память и сообразительность.» — сложный вопрос. Знаю кучу людей, которые без калькулятора 10 на 5 поделить не умеют. Которые без интернета столицу Белоруси не вспомнят. Мозг и технические средства должны работать в паре. Я противник тупой зубрежки, но я и противник списывания ответов из интернета. от этого — один шаг до скачивания курсовых и сочинений и т.п.
«Начальник выдает задания, и начальник проверяет их выполнение.» — святая истинная правда. именно начальник. и дает и проверяет. ничего лучшего пока не придумано.
Но менять в школе нужно очень многое. Мое скромное мнение — выбросить из школьной программы высшую математику, особо заковыристую химию (с молярными массами и т.п.) и некоторые другие вещи. В реальной жизни это нужно 0.01 % людей, да и те учат все отдельно и специально. Дать ученикам больше социальных навыков. такие предметы как логика с риторикой — должны в школе быть. Любой человек должен уметь внятно думать и связно выступить перед другими людьми. Школа должна научить детей без проблем вливаться в общество, общаться, вести себя. Возможно нужно добавить предмет типа экономики — хотя-бы в общих чертах научить детей не подписывать договора не читая и тому подобным вещам.
Извините за сумбурность — тема слишком широкая и сложная…
Конечно же, я утрирую. Конечно же, современный бизнес нуждается в исполнителях, с этим не поспоришь.
Но, увы, современный бизнес не мыслит категориями будущего, — разве что в форме «настоящего продолженного» времени.
И нынешняя бюрократия, и нынешний бизнес «выстроен» советской школой, — в прямом смысле, не в переносном. Пока не изменится школа, не изменится и страна.
А быть нахалом и неучем — привилегия молодежи :) Кто из нас в молодости не был нахалом и неучем? — Только тот, кто потом — в зрелом возрасте — ничего не достиг :)
Спасибо Вам, yarg, за приятный комментарий! Редко когда хочется вот так просто обсуждать проблему, а не ломать с остервенением полемические копья :)
Я знаю, есть компании работающие по-другому. гугл и ко., но никто пока не доказал что это эффективнее. Поживем-увидим.
«А быть нахалом и неучем — привилегия молодежи» — да. это так. но бесконечные ряды «нахалов и неучей», уверенных в том, что они «достойны большего» — это печально. Это деградация. Я готов прощать нахала и неуча либо талантливого — я признаю за талантом право вести себя как угодно, либо готового учится. Но таких — мало.
Мне кажется, Вы преждевременно хороните классическую школу. Мне кажется — образование должно выглядеть примерно так —
средняя школа — программа без особых наворотов, выпускает людей умеющих жить в обществе, читать, писать, думать, говорить. Знающих в общих чертах — что где как и почему. знающих историю, географию и пр.
специальные школы — математические, биологические и т.п. — аналоги средней, но с углубленным изучением отдельных предметов.
После школы у человека выбор — либо работа, либо дальнейшая учеба. Незначительное количество ВУЗов. диплом ВУЗа — должен быть не у 95 %. Высшее образование — не должно быть необходимым условием для работы даже дворником. Необходимо возрождение (создание) среднего специального образование — для большинства людей оно гораздо полезнее высшего. если хочешь быть юристом — ок. 3 года — и человек знает юриспруденцию очень хорошо. Какой смысл ему учится в ВУЗе 5 лет и лишних 2 года учить экологию и философию? А в последнее время — и не учить, а скачивать и приплачивать. сплошная профанация.
опять впал в грех многословия…
Поэтому даже если на смену этим придут другие, при наличии долгов и отсутствии трубы средства в систему образования начнут поступать не скоро и, скорее всего, уже ничего не смогут изменить. К этому моменту образовательный ландшафт изменится до неузнаваемости.
Впрочем, свой мрачный прогноз я уже озвучил вот в этой статье: minfin.com.ua/blogs/kievlyanin/25147/
Вы не боитесь для своих учеников вот такой судьбы — Турбина, Ника Георгиевна
Яркие, интересные, ожидающие, что жизнь примет их и оценит… а жизнь — обычная, серая, сложная. Ярких и интересных не ценят и не любят. Зачем было создавать… и заниматься ....., если в реальности — нужно делать просто…. Скука, пустота. невостребованность.
Или вы думаете, что они будут достаточно сильными чтобы пробиться?
Нет, такой судьбы для наших воспитанников я не боюсь. У нас не закрытая оранжерея для изнеженных цветов.
Ребята привыкли в Школе «пахать» и им безумно скучно «отбывать срок» в наших вузах. На первом курсе начинают работать 80% наших выпускников, а со второго — работают уже все, естественно — не бросая учебы. Одна барышня на третьем курсе заявила отцу (а училась она в КНЭУ на бюджете), что будет переводиться на заочный, а взамен возьмет на себя часть разветвленного семейного бизнеса — «Так за год я научусь больше, чем за 5 лет вуза!». Вот уже второй год она пыхтит и тянет на себе все переговоры с субподрядчиками, складской учет, финансовый контроль, и т.п. На момент принятия решения ей было всего 19 лет.
Так что, да — они достаточно сильные, и мы ими гордимся :)