Khimich
Роман Химич Деньги 2.0
Зарегистрирован:
7 августа 2012

Последний раз был на сайте:
10 ноября 2014 в 12:56
Подписчики (35):
ballistic
ballistic
anna77
Анна Молдавская
42 года, Кривой Рог
naf422
naf422
Lemon0
Lemon0
Харцызск
Tsibulino
Tsibulino
Тхорівка
astratube
Арсений Неменко
42 года, Астрахань
AndreyM
Andrey M
41 год, Киев
alexl62
alexl62
indagame
IndaGame Games
30 лет, Киев
vadon861
vadon861
Харьков
Lemon75
Lemon75
44 года, Киев
2283028
2283028
все подписчики
Роман Химич — Деньги 2.0
эксперт рынка телекоммуникаций
7 августа 2012, 13:11

eMoney как будущее телекоммуникаций

За 6 лет, которые я занимаюсь консультированием участников рынка мобильной связи, на моих глаза развернулся наиболее сложный для них кризис — концептуальный. Речь идёт об отсутствии общепринятых и, что важнее, очевидных идей по поводу путей дальнейшего развития отрасли.  Ключевой рынок телекома — мобильная связь, — достиг насыщения и, по сути, прекратил многолетний рост. Операционная рентабельность, маржа чистой прибыли, доля рынка крупнейших игроков теперь будут потихоньку уменьшаться. «С вершины горы все тропинки ведут вниз». 
 
Это очень неприятно слышать акционерам компаний. Акционеры требуют от менеджмента не уступать ни одного процентного пункта в отчётности, настойчиво искать и находить новые источники роста. Акционеры транслируют менеджменту категорический императив: повышать. Тарифы, счёт с одного клиента, норму прибыли и т.п. Но как? За счёт чего? Органический рост услуг связи упёрся в физические пределы потребления голосовой связи с одной стороны и ограниченную покупательную способность украинцев с другой. На сегодняшний день 40 гривен в месяц это предел, если говорить о мобильной связи. Больше люди не готовы и не будут тратить, скорее будут ужиматься в части потребления. Тем более, что объём потребления у нас непропорционально велики. Да и конкуренция на рынке всё ещё не сведена к нолю — три игрока это, всё-таки, три игрока. 
 
С широкополосным доступом в Интернет (ШПД) ситуация позаковыристей. При наличии множества файлопомоек, включая индустриальные проекты наподобие EX.UA, относительно высокая плата за услуги Интернет означает бесплатный билет в супермаркет качественного и разнообразного контента — фильмов, музыки, софта. Нелицензионного и бесплатного контента, естественно. Украинцам нравится иметь неограниченный доступ к сокровищам Сети на условиях умеренной ежемесячной абонплаты.  Но и здесь чудес ожидать не приходится — потребители не будут платить более 100-120 гривен. И это только при условии полной, ничем не неограниченной «шары». Которой, кстати, в любой момент может придти внезапный конец. При этом нигде как в ШПД не проявила себя настолько явно проблема «ножниц» — всевозрастающего  разрыва между инвестициями операторов и расходами абонентов. Люди хотят всё больше и больше за те-же самые или даже меньшие деньги. При этом рынок доступа в Интернет на порядок более конкурентен, нежели рынок мобильной связи. Собственно говоря, только его и можно назвать действительно конкурентным. Ценовые войны операторов ШПД не прекращаются который год и не видно перспектив перемирия. На место одних обескровленных демпингом и раздачей «шары» операторов немедленно встают новые энтузиасты. И это при том, что в 2012 в некоторых сегментах рынка ШПД проявились признаки стагнации. Так что ШПД для телекома не выход, а, скорее, ещё один тупик. 
 
В этой ситуации у менеджмента компаний всего два пути. Первый из них лёгкий, быстрый и некрасивый. Я бы даже сказал — грязный. Это путь  т.н. «говномаркетинга» (примечания мелким шрифтом, хитрокрученная тарификация и т.п. трюки) или даже  откровенного грабежа. Квинтессенцией данного подхода являются т.н. контент-услуги в исполнении операторов российской большой тройки. Тупой отъём денег у всех, кто не успел спрятаться. При том, что  операторы сознательно перекрывают абонентам возможность защититься от мошенников. 
 
Второй путь куда сложнее. Операторам необходимо выйти за пределы привычной им модели «трубы», по которой текут чьи-то данные,  самостоятельно найти новые способы применения своим базовым услугам — передаче голоса и данных. И не просто найти, но научиться их монетизировать, т.е. предоставлять абонентам некую дополнительную ценность, причём за отдельные, дополнительные деньги. И не просто монетизировать, но монетизировать в очень больших масштабах, удовлетворяя действительно массовый платёжеспособный спрос на действительно массовом рынке. Да ещё и с перспективами роста. Это, скажем прямо, задача весьма нетривиальная. 
 
Что это может быть? Где, на каких товарных рынках хотя бы теоретически можно найти подобные возможности? В перспективы операторов телекоммуникаций как поставщиков контента (IPTV, продажа музыки и т.п.) я  не верю. Ну нет у операторов опыта и знаний, пресловутой «экспертизы» для успешной работы на этом сложном и мутном рынке. Из того, что я знаю и лично пробовал на вкус однозначно могу назвать разного рода телеметрию и прочие модели взаимодействия автоматизированных систем. То, что обозначается термином M2M. В перспективе 2-4-ёх лет вполне может «выстрелить» телемедицина в виде массовых систем мониторинга функциональных показателей человека с помощью носимых датчиков, подключённых к Сети через смартфоны. По поводу «электронного правительства» не уверен. Спрос на подобные услуги существует, а вот успешных моделей монетизации именно для оператора сети я не вижу. 
 
Ещё одна тема кажется мне весьма многообещающей. Это различные финансовые услуги: всевозможные платежи, особенно т.н.«микроплатежи»; займы и микрокредиты, в том числе между физическими лицами. Это обслуживание денежных потоков в чистом виде, причём тех, которые уже существуют сегодня, сейчас. И немалые. Осталось найти своё место на этом рынке именно операторам мобильной связи. Полагаю, это не так уж сложно. У операторов есть важные вещи: самый мощные на сегодняшний день, высокопроизводительные технологические платформы; надёжные инструменты идентификации и аутентификации клиентов; экспертиза в части устройств и пртиложенгий. Наконец,  криптография в сетях телекоммуникаций в явном виде завязана на оператора. Захочет оператор — будет поддерживаться защищённый протокол в его сети. Не захочет — никакой VPN у вас просто не получится организовать.  «Тут только от меня всё зависит!» (с)
 
Возвращаясь к российским операторам мобильной связи укажу, что они, в конце-концов, отказались от сомнительных идей развивать мобильные платежи, используя средства абонентов на своих счетах. Благодаря комплексу вполне вменяемых законодательных и нормативных  актов развитие мобильной коммерции в России пошло в сторону именно легальных и «прямых» схем. Получится ли получить нечто подобное на нашей почве — покажет время. А пока я подобно рыбке-лоцману займусь изучением этих тёмных прохладных вод. Что нибудь да найдём. 
 
Роман Химич
 
Автор — консультант участников рынка мобильной связи, самый цитируемый отраслевой эксперт по данным сервиса Пресс-портрет на Яндекс. Автор блога Тотальные коммуникации.  
 
 
Просмотров: 967, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться