8 апреля 2012
Последний раз был на сайте:
17 октября 2024 в 04:40
-
register
46 лет, Харьков
-
Олег Соколов
47 лет, Полтава
-
A ZART
44 года
-
Михаил Самков
68 лет, Киев
-
Denis Sekreta
г.Запорожье
-
Андрей Горченков
52 года, Хмельницкий
-
ballistic
3 года
-
Letos
39 лет
-
Allin
45 лет
- 19 апреля 2013, 10:01
Нужна ли сейчас Украине всеобщая декларация доходов?
Партнер налогово-юридического департамента «Делойт» Евгений Заноза:
Идея всеобщего декларирования доходов не нова. В конце 90-ых в Украине уже существовала практика тотального декларирования. Потом сам законодатель увидел, что это неэффективно с точки зрения администрирования: с одной стороны работодатель удерживает налог и подает отчет, с другой – работник ее подает, что приводит к дублированию функций. Поэтому в 2003-ем году эту практику отменили и сейчас в Кодексе четко прописано, что если человек получает доходы от агента, его обязательства по подаче налоговой декларации являются исполненным, с некоторыми исключениями.
Всеобщее декларирование в том виде, в котором оно есть не приведет к ожидаемому эффекту, такого как снижения уровня тенизации экономики. Поскольку теневые доходы как не декларировались до сегодняшнего дня, так и не будут декларироваться в будущем. Кроме того, это приведет к увеличению административного давления на налоговые органы. Более того, практика подачи деклараций за 2011 год показала, что налоговая может не справится с таким потоком деклараций. Что касается поступлений в бюджет – возможно в краткосрочной перспективе они несколько увеличатся, но расходы на администрирование также вырастут и, по видимому, особого экономического эффекта предвидеть не приходится.
Относительно недавно у нас был пример, когда все госслужащие должны были декларировать свои доходы, что уже создавало критические толпы в коридорах, налоговая еле с этим справлялась. Если говорить об электронном варианте подачи – это хорошая идея и некоторые налогоплательщики уже воспользовались ею. Также электронная подача хорошо показала себя в сфере декларирования корпоративных налогов, таких как налог на прибыль и НДС. Для физлиц она сложна в воплощении, так как требует электронного ключа, соответствующих программ и некоторых технических навыков. Практическое применение электронной сдачи отчетности ставит много вопросов – начиная от получения ключей, поскольку этот процесс затратный по времени, и заканчивая требованием обновления ключа на ежегодной основе, что снова создает проблемы для физических лиц. Также некоторые физические лица, а именно иностранные граждане работающие в Украине, которых обслуживают консультанты, и для которых получение электронных ключей, действующих всего один год, может значительно осложнить подачу декларации.
В некоторых странах – в США, Канаде и некоторых европейских странах существует практика всеобщего декларирования, но она более гибкая. Помимо ответственности за неподачу декларации, в этих странах также предусмотрена мотивация путем предоставления льгот, например, при наличии ипотеки или в зависимости от кол-ва иждивенцев в семье. В течение года налоговые органы взимают налог по определенной ставке – но в конце года делают перерасчёт после которого достаточно быстро возвращают налоги. Так что прежде чем принимать решение о тотальном декларировании, представляется целесообразным изучить подробную практику в других странах и для начала адаптировать украинское законодательство к существующим реалиям.
Партнер юридической фирмы «Лексфор» Семенюк Юрий:
Насколько можно судить, планируется введение ежегодного декларирования своих доходов всеми гражданами Украины. Такая инициатива Государственной налоговой службы преподносится как эффективный инструмент для борьбы с теневой экономикой, преследует цели усовершенствования контроля доходов всего населения страны, а не только государственных должностных лиц. Очевидно, что в первую очередь это направлено на борьбу с таким явлением, как «зарплаты в конвертах». Ну и, кроме того, всеобщее декларирование предоставит налоговым органам дополнительный контроль доходов всех граждан страны и, таким образом, — доходов самих государственных чиновников (чтобы у государственного должностного лица не было возможности, как сейчас, записать свое имущество на дальних родственников, друзей и так далее).
Вместе с тем, такая инициатива вызывает очень много вопросов. Скорее всего, подавляющее большинство граждан не хотело бы разглашать государственным органам информацию о составе своего имущества и своих доходах. Более того, в обществе существует недоверие к государству и чиновникам, поскольку отсутствует реальный общественный контроль по расходованию бюджетных средств, и, напротив, имеется масса примеров нецелевого их использования и злоупотреблений в этой сфере. К тому же сами представители власти не предоставляют общественности реальную информацию о своем имуществе, бизнесе, средствах и т.п., а с использованием различных механизмов уходят от уплаты налогов в Украине. Только недавний скандал с кипрскими банками приоткрыл завесу относительно огромных сумм украинских граждан на их счетах. В сложившихся обстоятельствах, очевидно, декларирование доходов чиновниками вызывает скепсис и недоверие.
Помимо этого, внедрение такой системы может быть сопряжено с техническими проблемами. Необходимо будет обеспечить достаточный штат налоговых инспекторов, которые будут контролировать декларирование. А кто будет оказывать помощь по заполнению деклараций, например, пенсионерам или простым людям, далеким от таких вопросов? Ведь далеко не каждый в нашей стране может позволить себе обратиться за помощью к частному бухгалтеру, аудитору или юристу.
Однако самое главное, что вместо проведения системных реформ по либерализации экономики с целью создания условий для развития бизнеса, увеличения притока инвестиций, создания новых рабочих мест, увеличения доходов у людей и, как следствие, — наполнение казны, такого рода инициативы свидетельствуют о намерениях государства все больше и больше усилить свой фискальный контроль, но теперь уже не только над бизнесом, а также и над каждым из граждан страны.
Партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар:
На данный момент налоговая оперирует огромным массивом данных о доходах граждан, полученных из различных источников. Ведь информацию о доходах граждан в виде зарплаты или вознаграждения по гражданско-правовым договорам налоговики получают от налоговых агентов граждан по форме 1-ДФ. Также у них есть информация о доходах от продажи имущества, дарения, (в случае нотариального удостоверения договоров), о полученных гражданами объектах наследства. Система декларирования доходов работает, выполняя ту функцию, которая на нее возложена — добровольное информирование гражданами государства о своих доходах с целью начисления и уплаты налогов.
Из официальных комментариев пока не понятно и за счет чего будет, достигнут рост поступлений в бюджет от НДФЛ, поэтому нет понимания целей всеобщего декларирования и механизма достижения желаемого эффекта. Введение всеобщей декларации никак не мотивирует плательщиков быть более честными, равно как и не позволит налоговикам выявить незадекларированные доходы. Для выявления скрытых доходов нужно использовать сопоставление доходов с расходами. А для контроля последних необходимо либо ввести обязательное декларирование расходов, либо выявлять расходы из других неофициальных источников. Начать надо с введения обязательного декларирования расходов и источников происхождения имущества для чиновников и их близких родственников. Такое практикуется в США, других развитых странах. Сопоставление расходов и доходов этой категории лиц, особенно с использованием других источников информации о расходах (например, контроль баланса кредитных карт, информация из социальных сетей, от третьих лиц и т.п.) — это реальные и эффективные меры борьбы с уклонением от налогообложения. А «отвлекающие маневры» с всеобщим декларированием фактически – это дополнительное бремя для граждан. Трудно представить какого уровня должен быть обещанный он-лайн сервис по подаче всеобщей декларации, чтобы любой человек мог самостоятельно безошибочно его заполнить.
Мнение авторов и блоггеров «Минфина»:
LeoXoxol: С точки зрения государственной политики, правильно было бы декларировать доходы всем, кто приобретает дорогие вещи, такие как машина, дороже 30 тыс. долл., квартира и т.д. Однако именно сейчас этого делать нельзя, так как нарушены базовые принципы справедливости в обществе.
Точнее, нет доверия к власть имущим. Пока власть не в состоянии отчитаться о потраченных деньгах налогоплательщиков, нельзя жестко требовать с народа уплаты всех налогов. А декларация доходов именно про это и говорит. Декларировать на нынешнем этапе должны госчиновники, судьи и нардепы. Спрос с простого народа неэтичен при современном уровне коррупции.
sla: Всеобщая декларация доходов и имущества — вещь довольно серьёзная. Гражданин официально сообщает о своём финансовом положении; фискальные органы, на основании сравнения других источников, также официально ставят вопрос о диссонансе. Исключается ситуация, когда имущество записано на члена семьи, который [сейчас] может не подавать декларацию. У гражданина возникает внутренний диссонанс) — с одной стороны, ему это не нужно; с другой стороны — а как же иначе переходить от бардака к порядку?
Борис Контролевич: Общее декларирование доходов физических лиц технически возможно только лишь не раньше 2015 года. Сейчас она, без наличия у Министерства доходов и сборов полной информации о всех доходах и тратах экономически активного населения Украины (включая работающих пенсионеров), без отсутствия помещений для приемки деклараций и технической неподготовленности серверов.
На 1 января 2013 года такие декларации могут подать 22 млн.человек (том числе 1,7 млн. работающих пенсионеров). Сложно даже предположить что эти работающие пенсионеры в совершенстве владеют программами передачи данных о доходах.
Есть несколько проблем при реализации данных инициатив Миндохзборов:
1) Период предоставления деклараций. В случае массового наплыва
22 млн. граждан в мае месяце непосредственно в территориальные подразделения Министерства на местах существуют риски коллапса работы как территориальных органов так и экономики в целом.
2) Высокая вероятность массовых отказов серверов по электронной обработке данных.
3) Правильность заполнения данных Декларации работающими гражданами и эффективность разъяснительной работы.
4) Повсеместное приостановление работы, снижения ВВП для того чтобы подать декларацию Вспомните негативный пример всеобщего декларирования доходов всех госслужащих в 1 квартале 2011 года, который просуществовал только до апреля 2011 года и был отменен.
5) Критерии учета расходов в Декларации.
Несомненно одно, Миндоходов в условиях дефицита Государственного бюджета в рамках борьбы с теневой экономикой очень заинтересовано в скорейшем введении всеобщего декларирования в 2013-2014 годах, потому оно накапливает информацию о возможных нарушениях при уплате налога с доходов граждан. Так в начале 2013 года было принято решение о введении особого программного обеспечения в реестрах расчетных операций, которые позволяли Национальному банку Украины аккумулировать всю информацию в разрезе клиентов банков (физических лиц) о расходах, осуществленных в объектах торговли с РРО.
Таким образом в условиях технической и законодательной неготовности нельзя вводить декларирование всех доходов и расходов граждан.
|
15
|
- 20:00 Гривна опустилась до минимума, вклады украинцев выросли: главное за вторник
- 19:20 Восстановление объектов энергетики: Германия выделит Украине дополнительные 65 млн. евро
- 17:40 Курс валют на вечер 26 ноября: гривна подешевела на межбанке
- 17:17 НБУ опустил гривну до нового минимума
- 16:37 Администрация США решила урезать субсидии для Intel до $7,86 млрд
- 16:10 АРМА продало самую дешевую картину из коллекции Медведчука — янтарный портрет
- 15:04 Telegram втрое увеличил цифровые активы и выручку, несмотря на арест Дурова
- 14:10 Rozetka присоединилась к «Национальному кешбеку»: можно вернуть 10% за покупки украинских товаров
- 13:25 За октябрь вклады украинцев выросли почти на 6 миллиардов
- 12:41 Нацбанк предлагает ввести в Украине мгновенные платежи между банками
Комментарии - 31
Это даст бОльший конроль над населением (не только финасовый) и позволит ещё больше воровать.
А вот тема тех миллионных и миллиардных доходов заработанных в Украине, которые хранятся и тратятся
закордоном… Вот над этим надо работать, вот большая, трудноразрешимая проблема.
Без выявления теневых средств и проблему вывода денег не решить. И не только миллиардных сумм — заработал человек в тени (или взятку получил), купил доллар, уехал тратить за кордон)
По сколько тысяч долларов (купленных без НДС) они увезли? — в результате приличная сумма получается.
Введите обязательное декларирование расходов госслужащих, начиная с 7-8 ранга, как минимум 15% тени сразу перейдёт на сторону света!
Из личного опыта: в распечатке по з/п всех интересует сумма на руки, а удержания остаются без внимания. Или должного внимания.
Правда и то, что власть, продвигая идею всеобщего декларирования, имеет в виду совсем другое что-то :)
Тільки сліпий та упереджений не бачать різниці.
PS/ Если вы знаете кто что награбил, так спросите у него. А что вам ответят, догадываетесь?
Кстати, президенты развитых стран тоже балуются гонорарами от «книг», видимо наш решил взять пример. Ну да ладно.
Исторический опыт показывает, что с богатых особо не возьмёшь — богатство или растворилось, или его не хватает, если поделить на несколько десятков миллионов граждан.
Взять можно с среднего, условно законопослушного класса. А для этого нужны законы.
И я рассматриваю закон не в нынешней ситуации («злочинна влада») а в перспективе — власть меняется, а законы остаются.
То что воруют, это понятно. Но без фактов это кухонные разговоры.