Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
23 апреля 2026, 13:32 Читати українською

Пенсионный возраст в Украине де-факто уже повышается

Несмотря на отсутствие официальных решений Верховной Рады, в Украине фактически происходит рост пенсионного возраста. Главными двигателями этого процесса стали жесткие требования к страховому стажу и критическая ситуация на рынке труда, вызванная войной. Об этом в комментарии Укринформу сообщил первый заместитель председателя профильного комитета ВРУ Михаил Цымбалюк.

Пенсионный возраст в Украине де-факто уже повышается
Фото: Михаил Цымбалюк

► Читайте телеграмм-канал «Минфина»: главные финансовые новости

По его словам, формально планка ухода на пенсию остается неизменной, однако на практике украинцы выходят на заслуженный отдых позже.

Если в 60 лет человек не накопил 33 года страхового стажа, срок работы автоматически продлевается до 63 или 65 лет. Из-за низкого уровня выплат (около 2 млн. граждан получают минимальную пенсию в 2 600 грн) трудоустройство для пенсионеров становится вопросом физического выживания.

Рынок труда: пенсионеры вместо мобилизованных

Война радикально поменяла баланс спроса и предложения на рынке труда. Из-за мобилизации и миграции трудоспособного населения работодатели столкнулись с острым дефицитом кадров.

«Сегодня центры занятости имеют больше вакансий, чем желающих работать. Работодатели вынужденно возвращаются к привлечению пенсионеров», — отметил Цымбалюк.

Сейчас в Украине насчитывается около 2,8 млн. работающих пенсионеров, что существенно превышает показатели до полномасштабного вторжения.

Послевоенные вызовы и ветеранский фактор

Парламентарий подчеркнул, что после войны рынок ожидает новая трансформация. Она будет связана с двумя факторами:

  • Переквалификация — многие ветераны не захотят возвращаться к предыдущим профессиям.
  • Запросы на зарплату — демобилизованные граждане будут иметь более высокие ожидания оплаты труда и условий безопасности, что заставит бизнес пересматривать подходы к найму.

Цымбалюк также добавил, что действующий созыв Рады вряд ли пойдет на официальное повышение пенсионного возраста из-за непопулярности такого решения, хотя де-факто система уже адаптировалась к новым реалиям.

Автор:
Роман Мирончук
Редактор ленты новостей Роман Мирончук
Пишет на темы: Экономика, финансы, банки, криптовалюты, инвестиции, технологии

Комментарии - 39

+
+165
BigBend
BigBend
23 апреля 2026, 13:50
#
Правильно, плати податки пенсіонерам зараз, щоб до своєї пенсії ніколи не дожити.
+
+51
kadaad1988
kadaad1988
23 апреля 2026, 13:55
#
Пенсионеры на тебя до того работали.
+
+48
Moonlighter
Moonlighter
23 апреля 2026, 14:28
#
У попередніх поколінь по суті не було вибору. Економіка була іншою- держава як єдиний гарант, мінімум інструментів для накопичення, жодної реальної диверсифікації.

Зараз ситуація інша: є глобальні ринки, інвестиції, крипта, бізнес, нерухомість — варіантів значно більше. Тому для багатьох людей до 40 пенсія як єдине джерело доходу взагалі не виглядає надійною стратегією. Вони не розраховують на державу, а намагаються самі створити собі фінансову подушку й дохід на майбутнє. І це по суті логічна адаптація до нової реальності.
+
+15
Romanenkas17
Romanenkas17
23 апреля 2026, 16:22
#
Хватить брехню поширювати. Багато пенсів живуть на «глобальні ринки, інвестиції, крипта, бізнес, нерухомість»? Ну може квартиру здає хто, кому «жорстокий совок» дав.))
+
+48
Moonlighter
Moonlighter
23 апреля 2026, 17:25
#
Ти читати вмієш? Де я писав про сьогоднішніх пенсіонерів? Я написав про тих, кому до 40 років зараз і не планує жити на одну пенсію.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 апреля 2026, 12:44
#

Moonlighter
«Я написав про тих, кому до 40 років зараз»

Невже провели якесь соціологічне опитування
та маєте якісь результати, окрім своєї
персональої думки з цього питання.
+
0
Moonlighter
Moonlighter
24 апреля 2026, 13:01
#
Не знаю жодної людини в моєму оточенні, хто розраховує на пенсію. І так, на цю тему було безліч опитувань, ось 2 місяці тому:

Українці не вірять у державну пенсію та розраховують на облігації чи крипту — опитування «Мінфіну»
https://minfin.com.ua/ua/2026/02/23/168752514/
+
0
BigBend
BigBend
23 апреля 2026, 20:17
#
Ні, не працювали.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
23 апреля 2026, 14:24
#
Щоб мати право на пенсію — потрібно платити ЕСВ до ПФУ.

Наприклад, сплата ПДФО з доходів від оренди нерухомості
або доходів від перепродажу китайских товарів на ОЛХ на
пенсію та страховий стаж ніяк не впливає.
+
+73
korvin29
korvin29
23 апреля 2026, 16:42
#
Вы сами понимаете какие глупости пишите? Или пенсия в 3000грн (60 Евро) это для Вас достойная пенсия?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
23 апреля 2026, 18:14
#
Korvin29

У многих ФОПов, и у вас в том числе, очень ограниченный
кругозор, ведь вам не понять, как можно платить в ПФУ
ЕСВ больше минимального.
Но такое бывает сплошь и рядом, если работник получает
хорошую «белую» з/п.
Например, при з/п в 50тыс грн/мес пенсия будет ~12,8тыс грн/мес,
но ведь в стране многие получают з/п свыше 50тыс.
+
+66
korvin29
korvin29
23 апреля 2026, 18:21
#
Когда эти люди выйдут на пенсию:
1. Пенсионный возраст будет 67−70 лет
2. Не будет с кого собирать достаточно взносов в солидарную систему
3. ~12,8тыс грн/мес будет равно ~50$
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
23 апреля 2026, 18:28
#
Korvin29

С таким подходом лично вам светит максимум
государственная социальная помощь вместо
трудовой пенсии — ведь бывшим ФОПам, а нынче
безработным государство не даст умереть с голоду.
+
+30
korvin29
korvin29
23 апреля 2026, 21:16
#
Ну так я на государство Украина и не расчитываю).).)
+
+30
Moonlighter
Moonlighter
24 апреля 2026, 8:55
#
Навіть якщо брати реальні приклади моїх родичів на керівних посадах: люди, які виходили на пенсію 10+ років тому з 5 000 грн (на той момент це були нормальні гроші), сьогодні після всіх індексацій мають ~8 000 грн. І при цьому стільки ж зараз отримують звичайні працівники без керівних посад. Тобто зв’язок між внесками, відповідальністю і фінальним результатом по факту розмивається.

Проблема солідарної системи в тому, що вона не накопичує, а перерозподіляє. І коли демографія погіршується (менше платників — більше пенсіонерів), будь-які розрахунки пенсії від зарплати стають дуже умовними.

Тому теза плати більше — отримаєш більше на горизонті 20−30 років виглядає не як гарантія, а як припущення, яке може просто не виконатися.
+
0
korvin29
korvin29
24 апреля 2026, 11:49
#
Плюсую. У меня родственники с пенсией очутились в ситуации описаной выше.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 апреля 2026, 12:58
#
Moonlighter
«люди, які виходили на пенсію 10+ років тому»


Значить їм зараз 70+, тому для спокійного
життя на пенсії їм замало ~8 000 грн.

Мій знайомий вийшов на пенсію у розмірі ~23 000 грн.
с з/п ~99 000 грн. і йому також замало пенсії, бо звик
витрачати значно більше.

Це людська натура — скільки не дай,
багатьом все рівно буде мало.



+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 апреля 2026, 13:09
#
Moonlighter
«теза плати більше — отримаєш більше
на горизонті 20−30 років виглядає не як гарантія»


В такому варіанті хоча б сьогоднішні пенсіонери отримають хоч якусь пенсію, наприклад, батьки та родичі безробітного korvin29,
бо він сам вже давно не сплачує до ПФУ ні гривні.

Теза — інвестуй змолоду в чужий бізнес, отримаєш
кучу бабла на пенсії також не завжди спрацьовує,
бо не всі доживуть до омріяного терміну, та й чужі
бізнеси не вічні.
+
+16
korvin29
korvin29
24 апреля 2026, 14:36
#
Я с Вас просто угораю).).) И к Вашему сведению, небольшие компании, работающие в IT сфере, массово перерегистрируют бизнес в других юрисдикциях, как результат — налоги платятся или не платятся в других странах (и зачастую это не страны ЕС). А большие компании, выводят крупные проекты за пределы Украины).).), и налоги платятся тоже не в Украине.).).)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 апреля 2026, 17:04
#
Korvin29

Вроде айтишник, но абсолютно не понимаете сути — зачем
некоторые украинские компании перерегистрируют
свой бизнес в странах Евросоюза.
А ведь ответ лежит на поверхности — многие заказчики не хотят рисковать, заключая большие договора с компаниями, которые работают в стране, пятый год отбивающейся от превосходящего по военной силе и экономике агрессора.
Вот наши умельцы и разводят клиентов, как лохов, махая у них перед носом европейской регистрацией, но большинство разработчиков сидит как и раньше в Украине и работает дистанционно.
+
+15
korvin29
korvin29
24 апреля 2026, 23:23
#
Та нет, на новые проекты берут в основном тех, кто территориально не в Украине, тк не хотят брать на себя дополнительные риски.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 апреля 2026, 7:06
#
Возможно, в Европе избыток украинских ИТ-специалистов,
во что вериться с большим трудом.
+
0
Evgen Petrow
Evgen Petrow
27 апреля 2026, 1:56
#
Уже то поколение, что уезжало в сорок лет

уже им по 60 сидят работают в Испаниях

это заробитчане

а эти все реформируют , то что мертво
+
+15
BigBend
BigBend
23 апреля 2026, 20:18
#
Як завжди дурню несеш.
+
0
Evgen Petrow
Evgen Petrow
27 апреля 2026, 2:03
#
Минфин это параллельная вселенная, где все живут до 120 лет .

+
0
Evgen Petrow
Evgen Petrow
27 апреля 2026, 1:58
#
Лохотрон . просто не отчисляй . может Гетьманцев и прочее кодло поумнеют

умираешь ты в 60 и3 года не доживаешь до пенсии идеально
+
+170
korvin29
korvin29
23 апреля 2026, 14:08
#
Копить нужно самостоятельно на пенсию, делая такие накопления, чтоб государство не могло до них добраться/обесценить и не верить в пенсионное обеспечение от государства, тк при текущей ситуации в стране и текущей демографии, то с завершением помощи от ЕС (а оно будет завершено после завершения войны), закончатся и пенсии (пенсию в 20−50$ я за пенсию не считаю).
+
+15
Romanenkas17
Romanenkas17
23 апреля 2026, 16:22
#
Ніхто цього не розуміє, вірять що шара буде вічною))
+
0
BigBend
BigBend
23 апреля 2026, 20:19
#
З чого раптом ти взяв, що допомога від ЄС закінчиться?
+
+15
Romanenkas17
Romanenkas17
23 апреля 2026, 16:24
#
«демобілізовані громадяни матимуть вищі очікування щодо оплати праці та умов безпеки, що змусить бізнес переглядати підходи до найму» — і нехай собі мають очікування, працювати будуть індуси та пакистанці за ті самі 500 доларів спокійно.
+
+15
BigBend
BigBend
23 апреля 2026, 20:20
#
Кожен, хто пропонує завозити мігрантів — ворог України.
+
+61
IrishRepublican
IrishRepublican
23 апреля 2026, 16:55
#
Хто бере участь у цій піраміді і, що головніше, їй ще щиро вірить — той фантастичний йолоп =)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
26 апреля 2026, 8:59
#
Отсутствие трудового стажа в периоды с 2022 по 2025 г.г.
а также с 1991 по 2000 не позволяет многим выходить
на трудовую пенсию в 60 лет, но ведь всегда можно
купить инвалидность.
+
+15
Evgen Petrow
Evgen Petrow
27 апреля 2026, 1:45
#
Ну да бегать от мобилизаторов, чтобы не убили.

и при этом с радостной улыбкой ждать 65 лет

я даже тебя комментировать тебя не хотел.

+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
27 апреля 2026, 10:40
#
Можешь безвылазно просидеть в квартире
или частном доме хоть до самой смерти.
+
0
Евгений Петров
Евгений Петров
7 мая 2026, 19:25
#
Ты умрешь быстрее
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
7 мая 2026, 19:35
#
Жизнь покажет
+
+15
Evgen Petrow
Evgen Petrow
27 апреля 2026, 1:46
#
Ты уникальный человек, ну ты жди дадут 25 евро

никто не будет покупать инвалидность из вменяемых

это не страна , это колония запада

+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
7 мая 2026, 19:37
#
25 евро больше чем ничего.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться