Минфин - Курсы валют Украины

Установить
2 октября 2024, 17:52 Читати українською

На чем зарабатывают банки и почему 50% налог на прибыль для них — это честно

Почему поддержка банков через государственные кредитные программы съедает госбюджет, и что необходимо сделать, чтобы «выровнять» госфинансы, ЗН рассказал заведующий кафедрой в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана Богдан Данилишин.

В подготовленном проекте бюджета на 2025 год значительное внимание уделено фискальным рискам и их влиянию на показатели государственного бюджета-2025. Фискальные риски — это факторы, вызывающие отклонение фактических показателей госфинансов от прогнозируемых.

В международной практике оценка и обнародование фискальных рисков являются неотъемлемыми элементами любого планирования и отчетности. Не стоит в стороне и наш Минфин, уделяя этим рискам особое внимание в специальном отчете, подготовленном к проекту бюджета 2025 года.

Согласно отчету, специалисты Министерства финансов акцентируют внимание на том, что доля неработающих кредитов (NPL) в банковском секторе остается высокой: по состоянию на начало июля этого года она составляла 34,6%. При том, что за первое полугодие 2024 года объем NPL сократился на 4,2 млрд грн по отношению к показателю на начало года.

Авторы Отчета о фискальных рисках отмечают и высокую прибыльность банков, формируемую под влиянием высоких чистых процентных доходов, незначительных отчислений в резервы по кредитным убыткам и операционной эффективности банков.

Так, по итогам 2023 года банки получили 82,8 млрд грн чистой прибыли, уплатив 76,2 млрд грн налога на прибыль предприятий по ставке 50%. А уже в январе—июле 2024 года объем чистой прибыли вырос до 93,6 млрд грн. Этому способствовали как рост прибыльности банковской деятельности, так и уменьшение налоговой ставки до 25% для генерируемой в 2024 году прибыли.

И здесь стоит остановиться, потому что, на мой взгляд, структура прибыли банков нездоровая, а это усиливает зависимость финансового состояния банков от ситуации с бюджетом и приводит к значительным расходам государственных средств в поддержку банковской системы Украины.

Сколько стоит государственное кредитование

На мой взгляд, в Отчете о фискальных рисках следовало бы отметить факт роста расходов государственного бюджета на поддержание процессов банковского кредитования в условиях, когда банки минимизировали свою кредитную функцию, тормозя возобновление экономической деятельности.

Так, объемы бюджетного финансирования программы «Доступные кредиты 5−7−9» составили 2 млрд грн в 2020 и 2021 гг., 7 млрд грн — в 2022 году, 16 млрд грн — в 2023 году, и 18 млрд грн — в 2024 году. В рамках этой программы государственная поддержка предоставляется через частичную компенсацию процентных ставок по банковским кредитам субъектам предпринимательства.

Уход банков от их классической кредитной функции привел к тому, что сейчас около половины чистого гривневого кредитного портфеля банков формируют кредиты по льготным государственным программам, а во время полномасштабной войны около 90% новых кредитов для бизнеса выдавались именно по этим программам.

Однако вдобавок к этой проблеме, повышение учетной ставки НБУ в два с половиной раза в июне 2022 года и ее слишком медленное снижение с тех пор породили еще одну проблему для государства — постоянный рост потребностей в бюджетных средствах для частичной компенсации процентных ставок по кредитам, предоставленным в рамках программы «Доступные кредиты 5−7−9».

Несмотря на то, что бюджетом предусмотрено 18 млрд грн бюджетных ассигнований на компенсации процентных ставок в 2024 году, бюджетная задолженность перед уполномоченными банками по этой программе составила 4,9 млрд грн к середине 2024 года.

Министерство финансов предложило изменения по сокращению дефицита программы «5−7−9» — в частности, планируется исключить из нее крупные предприятия и снизить процентную ставку по кредитам. Также будет ограничен размер кредитов на оборотные средства для неприоритетных направлений и уточнены критерии средних предприятий. Эти меры снизят потребности в бюджетных средствах, однако могут осложнить восстановление экономики после значительного сокращения ВВП в 2022 году.

Чтобы снизить риски для бюджета, правительство планирует обновить стратегию реформирования государственных банков, провести независимый анализ качества их активов и разработать эффективные механизмы решения проблемных кредитов. Параллельно будет развиваться система контроля за инфляцией и обменным курсом, а также будут внедряться инновационные финансовые решения для обеспечения стабильности и эффективности финансового сектора.

Читайте также: ВР поддержала 5% военного сбора с зарплат: как без этого наполнить бюджет

Что с налогом на прибыль

Соглашаюсь с перечисленными стратегическими установками правительства. Но хотел бы обратить внимание и на то, что текущие дискуссии по вопросам налогообложения прибыли банков (по ставке 25 или 50%) должны учитывать существующие диспропорции банковской системы Украины и образование значительной части прибыли банков за счет государственных средств.

В структуре процентных доходов банков в первом полугодии 2024 года доходы по государственным инструментам занимали больше половины, а именно: 25% общих процентных доходов дали проценты по депозитным сертификатам НБУ, и 27% — проценты по ОВГЗ. А процентные доходы банков, полученные от кредитования бизнеса, были даже меньше доходов по депозитным сертификатам НБУ.

Всего из сметы НБУ (а косвенно — из государственного бюджета) в пользу банков было выплачено 91 млрд грн в 2023 году, и 56 млрд грн в январе—августе 2024 года в виде процентов по депозитным сертификатам НБУ.

В мировой практике налоги на чрезмерную или непредсказуемую прибыль — это специальные налоги, взимаемые правительствами с компаний и лиц, получивших значительные доходы по причине непредвиденных обстоятельств. Специалисты МВФ в 2022 году показали, что такие налоги являются инструментом эффективного налогообложения экономической ренты, которая часто является результатом монополистической власти или неожиданных событий, таких как пандемии, войны, стихийные бедствия; именно эти события во многих случаях создают условия для получения сверхприбыли определенными секторами или компаниями.

В Европе повышенные налоги на доходы финансового сектора практикуются в Италии, Испании, Чехии, Венгрии и Литве. В Италии в дополнение к обычному налогу на прибыль банки платят 40% собственной процентной маржи. В Чехии банки вносят в бюджет как стандартный налог на прибыль, так и 60% избыточной прибыли, которая определяется по специальной методике. Украина уже успешно апробировала 50% ставку на доходы банков, сгенерированную по итогам 2023 года.

Все вышеперечисленные факты и обоснования однозначно свидетельствуют о необходимости как изменения основополагающих подходов к политике денежно-кредитного регулирования в Украине, так и временного налогообложения прибыли банков по повышенной ставке 50%.

Комментарии - 4

+
0
xo4y
xo4y
3 октября 2024, 0:48
#
Можливо в Європі якось й регулюються комісії за банківські послуги, а у нас так як вводять податок на надприбуток банків то вони або піднімуть ціну обслуговування або нові комісії будуть. Можливо для фіз осіб нічого не буде, піднімуть тільки для юр осіб, але вони в свою чергу піднімуть ціну на свої послуги/товари що в кінці відобразиться на гаманці фіз осіб. У нас коли щось вводять тимчасове то назад або не вертають або ну дуже складно.
+
0
eastpakk
eastpakk
3 октября 2024, 9:25
#
Проблема в том что вводят налоги задним числом. Как такое можно оправдывать? Это же полный беспредел!
+
+15
Breaking
Breaking
3 октября 2024, 12:02
#
Что может быть в легализированном бандитском рекете. Налоги это право сильного отжать у тебя имущество. Не более чем бандитизм обычный…
+
0
Володимир Нєтряпко (гіга-ватнік)
Володимир Нєтряпко (гіга-ватнік)
3 октября 2024, 12:17
#
В цьому році чиновникам збільшили зарплати на 40%! В наступному збільшення зарплат для влади: від 15 до 75% по різним установам!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться