Минфин - Курсы валют Украины

Установить
31 января 2024, 15:18 Читати українською

На корсчетах в банках четверть бюджета Пенсионного фонда: как эти деньги влить в экономику

В прошлом году банки получили рекордную прибыль. Но не проблема, когда банки много зарабатывают и накапливают ликвидность. Проблема, когда они эту прибыль не реинвестируют в развитие экономики и, в частности, в ВПК. Почему так происходит, и что нужно, чтобы исправить ситуацию, рассказал экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ. «Минфин» выбрал главное.

Главные источники доходов банков

В 2023-м году украинские банки заработают примерно 130 млрд грн прибыли. В соответствие с новым законом, налог на прибыль за прошлый год составит 50%. В дальнейшем его ставка уменьшиться до 25%.

Но это, так сказать, насильственное изъятие, своеобразный налог на активы, «надутые ветром».

В данном случае, государство возвращает себе лишь часть своих денег, выплаченных банкам по трем каналам финансирования:

  • проценты по депозитным сертификатам НБУ (основной канал);
  • проценты по ОВГЗ Минфина, в том числе бенчмарк-ОВГЗ (используются банками, как часть обязательных резервов);
  • проценты по кредитам в рамках программы «5−7−9» (часть процентов заемщиков компенсируется Минфином в пользу банков).

А что с кредитованием?

По состоянию на 01.12.2023 г. кредитный портфель юридических лиц в банковской системе составил 524 млрд грн, в то время как в начале прошлого года данный показатель достигал 553 млрд грн. Падение на 29 млрд грн, или 5%.

Есть такой показатель, как коэффициент кредитного проникновения (отношение кредитного портфеля к ВВП). В развивающихся странах он достигает 30−40% минимум. У нас — менее 9%. Это катастрофически маленький показатель, который свидетельствует о системной кредитной дисфункции украинской экономики (и дисфункции банковской системы в целом).

Экономика оказалась полностью отсечена от эффекта кредитного рычага. А если от объема кредитования отнять государственные льготные программы «5−7−9» в размере 97,2 млрд грн (за 2023 год), то ситуация с кредитованием и вовсе будет выглядеть плачевной.

Чуть лучше положение дел с кредитованием физических лиц: кредитный портфель в январе-ноябре 2023-го вырос на 21% — со 134 млрд грн до 162 млрд грн, хотя коэффициент проникновения здесь еще хуже — всего 2,5%.

Но рост потребительского кредитования у нас — это, преимущественно, стимулирование покупки импорта, еще и под высокие проценты (более 30%). При этом в январе 2024 года объем ликвидности, мобилизованной у банков на депозитные сертификаты НБУ, колебался в диапазоне от 390 до 490 млрд грн.

По сути, эти деньги иммобилизованы из реального сектора экономики, и государство платит по ним достаточно высокие проценты (19% по трехмесячным сертификатам).

С учетом банковского мультипликатора (способность банков создавать «новые деньги») на уровне 2−2,5, отвлечение до 200 млрд грн банковских средств из «навеса» в виде депозитных сертификатов могло привести к фактическому удвоению размера кредитного портфеля. При этом у банков продолжало бы оставаться порядка 250−300 млрд грн в виде свободной ликвидности, что более чем достаточно для общей стабильности системы.

Ситуация с банковской ликвидностью объясняется достаточно просто: все в этом мире переменчиво, но ставка по депозитным сертификатам — «вечная».

НБУ может сколько угодно долго снижать свою учетную ставку «по чайной ложке за раз», но если не изменит аномальную модель монетарной трансмиссии (когда ставка по депозитным сертификатам выше учетной, а должно быть наоборот), это ни к чему хорошему не приведет.

Банковская система сейчас переликвидная: 200−230 млрд грн на корреспондентских счетах (до войны было на уровне 50 млрд грн), зато часть реального сектора (у которого нет достаточного объема оборотных средств) пребывает в состоянии постоянной финансовой гипоксии.

При этом фондирование банковской системы в 2023 году существенно выросло:

  • средства юридических лиц в банках выросли более чем на 250 млрд — до 1,2 трлн грн (+27%). Кстати, эта переликвидность части бизнеса тоже аномальная: предприятиям просто некуда вкладывать свои деньги, нет инвестиционных проектов.
  • средства физических лиц превысили 1 трлн гривен (рост с 938 млрд грн, или на 10%).

Читайте также: Украинскому ОПК нужно $10 млрд инвестиций: как может помочь НБУ

А что происходит в это же время в рф?

Там банки тоже хорошо заработали на тренде повышения процентных ставок цб рф (в 2022 году на фоне низких ставок ситуация была иной). Чистая прибыль российских банков в 2023 году составила рекордные 3,3 трлн руб (предыдущий рекорд был зафиксирован в 2021 году: 2,4 трлн руб). Но при этом рост корпоративного кредитного портфеля составил тоже рекордные 20,1%.

Ипотека, как один из ключевых драйверов роста экономики, рванула вообще на космические 34,5%, став одним из основных амортизаторов санкций и их влияния на динамику ВВП.

При этом потребительское кредитование выросло не так сильно: 15,7%, так как часть потребительских товаров остаются импортного происхождения и банки не слишком активно стимулируют импорт за счет кредитования.

Прирост фондирования составил 19,7% по физическим лицам (социальные и бюджетные выплаты) и 14,7% — по юридическим (средства экспортеров).

То есть понятно, как у россиян работает финансовая модель?

Экспортеры держат свою экспортную выручку внутри страны, а не за границей. Государство увеличивает бюджетные и социальные платежи населению. Население держит деньги в банках. Банки загоняют эти ресурсы в кредитование экономики, включая и само население (ипотека).

Льготная ипотека в этой модели превращает финансовую систему в своеобразную кассу взаимопомощи: все участвуют в ее наполнении, но средствами пользуются отрасли-драйверы, а выигрывают от этого все за счет экономического роста.

В Украине эта модель развития объявлена на грантовых площадках еретической: мол, нельзя за счет общих налогов стимулировать отдельные отрасли экономики. Поэтому, когда у нас говорят о том, что ВПК стал драйвером роста российской экономики и помог частично преодолеть влияние санкций — это неверно. Точнее, в этом утверждении есть лишь часть правды.

Ключевой драйвер роста в рф — это ипотека и строительство жилой недвижимости. Через эффект межсекторальных перетоков Леонтьева, сектор строительства вовлекает в высокую динамику десятки отраслей — смежников. Как следствие, в 2023 году в рф построили рекордные 110 кв. м. жилья.

Доходность программ ипотеки для росбанков превышала 20% за счет дотаций бюджета. То есть государство если и платило банкам, то за реальные программы, а не просто за «финансовый воздух», или за хранение свободной банковской ликвидности в НБУ.

Сейчас в рф запускают бюджетные «зонтичные» гарантии для кредитования малого и среднего бизнеса на оккупированных украинских территориях.

Приведенные выше цифры свидетельствуют, что синергия банков и реального сектора экономики дала в рф кумулятивный эффект роста и помогла сформировать резистентность к внешним шокам (экстерналиям) в виде санкций.

В Украине такой синергии до сих пор нет. Но я не стану обвинять исключительно НБУ или банки.

Читайте также: Санкции не работают? — Что на самом деле происходит с экономикой россии

Виновники ситуации

Как видим, у бизнеса есть 1,2 трлн грн на банковских счетах и депозитах, 8 млрд дол экспортной выручки, которая не была возвращена в страну и осталась в западных банках. Это больше, чем 500 млрд грн свободной ликвидности банковской системы (с учетом эффекта мультипликатора эти ресурсы могут трансформироваться в 1 трлн грн «новых денег»).

Но бизнес, как и банки, не спешит вкладывать свои деньги в новые экономические проекты.

Одна из причин — у нас так и не созданы механизмы координации монетарной политики НБУ и экономической политики правительства на уровне Совета финансовой стабильности, который практически бездействует во время войны.

Конечно, можно говорить о защите прав собственности, справедливых судах, честных силовых структурах. Но давайте быть честными — эти фундаментальные основы развития не были сформированы у нас до войны, а сейчас — и подавно.

Максимум, что может сделать сейчас НБУ и правительство — это сформировать условия и гарантии для развития ряда отраслей — драйверов, которые помогут запустить у нас самовозобновляемую модель развития и внутренний кругооборот капитала…

Эффект акселератора экономики: государство тратит гривну, получаем прирост в виде четырех гривен валового продукта, и, как следствие, полторы гривны в виде дополнительных налогов возвращается обратно в бюджет.

Но пока мы движемся «во тьму внешнюю со скрежетом зубов».

Автор:
Кущ Алексей
финансовый аналитик, экономический эксперт Кущ Алексей
Аналитический центр "Объединенная Украина"

Комментарии - 4

+
+60
Ivesticus
Ivesticus
1 февраля 2024, 2:08
#
При сравнении с РФ надо прежде всего отметить, что их закон о мобилизации положен в стол и там ставка на наемников, а не мобиков. Также их закон о мобилизации не содержит феерических норм как арест любых банковских активов, а только отказ в льготном кредитовании. Даже запрета на выезд из страны нет.

У нас 90% населения после принятия закона о мобилизации начнет просто забирать деньги из банков и вкладывать в доллар. Просто сейчас около 90% украинцев не являются по повесткам как минимум в восточной Украине. Очевидно, что они не собираются это и далее делать и заберут деньги из банков, чтобы их не арестовали.

Фактически Зеленский ушатал банковский сектор Украины как минимум в части работы с физлицами. Вопрос в том, что вполне вероятно, что и во многом и с юрлицами. Просто сейчас перевести себе законно владельцу бизнеса деньги из своего бизнеса на карту стало риском. Зачем ему бизнес, который ему не приносит денег? Конечно он может заняться обналом, но есть вариант проще. Он сам бизнес переведет на наличные расчеты и заберет деньги в банке. Довольно много видов малого бизнеса могут работать за наличку.
+
0
gucci
gucci
4 февраля 2024, 12:37
#
Нехай знімають, легше буде відслідкувати, потім побити дурнів і відібрати папірці. Бандитизм діє як діяв. Кеш ще треба обслуговувати. Товсті дядьки це знають.
+
0
Criptor82
Criptor82
1 февраля 2024, 12:09
#
Олексій написав цікаву статтю, по суті автор розповів про план Б для розвитку економіки. Але зараз це нікому при владі не цікаво, бо партнери дають кредити, тому думати про майбутні драйвери росту та місце економіки України в майбутньому глобальному ринку товарів, технологій, капіталу — не на часі. Чи буде на часі як закінчиться війна, побачимо.
+
+9
Siege
Siege
2 февраля 2024, 15:24
#
Це чудово робити аналітику і порівняння та писати що треба. Виникає питання, якщо наші економісти все знають, то чого не роблять цього? Окей, запустили єоселю, відсотки дійсно гарні, але де візьме молода сім'я гроші на перший внесок (20%)? У агресорки це вирішили іпотечними сертифікатами за народження дитини. Відповідно молода сім'я може взяти іпотеку та сплачувати і ростити дітей. У нас же такого немає, хоча враховуючи мультиплікатор економіки цей сертифікат на 200−300тис з лихвою покриє видатки на сертифікати. Також додамо демографічну проблему нашої країни. Хто ж хоче народжувати на вулицю дітей? Тому думати-гадати можна довго, але треба й вирішувати ці питання. Хоча владі все одно, вони в шоколаді й без цього
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться