Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 января 2024, 15:21 Читати українською

Санкции не работают? — Что на самом деле происходит с экономикой россии

По итогам прошлого года, немецкая экономика упала впервые за три года (минус 0,3%), зато российская, по предварительной официальной информации, выросла на 3,5%. Что не так с этими цифрами, стоит ли доверять экспертам, которые говорят, что санкции не работают, прописал преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Валерий Пекар. Позже основатель Unicorn Nest Денис Долгополый изложил свою точку зрения, какие из этих тезисов соответствуют действительности, а какие — нет. «Минфин» приводит сокращенную версию публикации.

Объективных данных нет

Никто не может судить объективно о состоянии экономики недостраны. Часть данных засекречена, часть из них — искусственно искажена. Это ведет к двум очень неприятным манипуляциям:

Первая касается того, что, несмотря ни на что, макроэкономические данные публикуются. Понятно, что-то, что публикуется, — это сказки. Но главная неприятность состоит в том, что у международных институтов нет никаких других методологий работать с данными, кроме как, опираясь на официальные.

Это большая проблема при оценке экономики Китая, но там не просто могут манипулировать данными, они могут манипулировать экономикой, — они могут приказать всем компаниям одного сектора совершить действия, которые приведут к изменению того или иного макроэкономического показателя. России сейчас плевать на международную экономику, и они могут создавать в цифрах параллельную реальность, которая живет своей жизнью.

Поэтому у нас такая модель: Минфин написал, что инфляция 7%, а рост ВВП 1%, и МВФ, ООН и другие институты взяли эти цифры и написали, что в оркостане инфляция 7%, а рост ВВП 1% и все. Дальше пошло. Все аналитики увидели рост ВВП 1% на фоне стагнации в мире, инфляцию — в 7%, и написали — санкции не работают. Мы видим мое любимое правило по обучению алгоритмам искусственного интеллекта «Garbage in — Garbage out», которое предусматривает, что если твоя основа стоит на мусоре, то все остальное будет иметь такую же ценность, а, вероятнее всего, и меньшую. Поэтому, никто не знает, что происходит в экономике рф.

Вторая касается того, что если у уважаемого экономического сообщества нет объективных и правдивых данных для анализа, то оно просто не строит анализы. Поэтому, все сообщения о состоянии российской экономики имеют два происхождения: источники в оркостане (а как мы можем знать, что орки врут? если они что-то говорят, значит, они врут — это без исключения касается всех экономических сообщений) или редкие сообщения от международных аналитиков на основании анализа оркских данных (да, сразу скажу, что если кто-то из экономистов строит какие-либо гипотезы или анализы на этих данных, то в моих глазах он становится либо таким себе экономистом, либо человеком, который очень неплохо заработал).

К сожалению, наши изменофилы и хайпожоры сразу цепляются за это, и несут это в народ. К сожалению, некоторые наши сильные экономисты и экономические журналисты тоже время от времени ведутся на это.

Есть отдельные исключения, когда неширокие экономисты пишут что-то вроде правды, но:

Первое: они все равно строят гипотезы, достоверность которых сомнительная. А недооценивать врага для нас не хуже, чем переоценивать, поэтому к Липсицам и Зубаревичам я очень осторожно отношусь, как и к уважаемому мною Гуриеву.

Второе: руководство недостраны ведет эффективную кампанию по противодействию таким экономистам. Начиная от репрессивных методов по отношению к ним, заканчивая прямой дискредитацией.

Из-за этого у любого экономического анализа этой недостраны очень низкая точность и он отнимает много ресурсов. У нас до недавнего времени было несколько групп, которые делали разные оценки на основе опосредованных данных, и их данные, хотя и походили на правду, но точность их не была приемлемой. Даже мой анализ для меня же вызвал у меня кучу вопросов.

К счастью, за почти два года полномасштабного вторжения у наших партнеров в Европе и США сформировались несколько групп аналитиков, которые теперь это делают почти профессионально, с подключением серьезных OSINT-ресурсов, на немаленькие гранты. Несмотря на то, что у меня нет прямого доступа к этим данным, те крохи информации, которые перепадают с этого стола, экономят очень много ресурсов и имеют для меня приемлемую точность. Очень радует, что теперь те, кто оказывает влияние на санкционные инициативы, могут опираться на это все.

Тем не менее, у меня есть несколько точек контроля за экономикой, несколько инсайдеров, и что приятно, я получаю много разных «плюшек» от моих читателей — иногда даже доступ к внутренним документам.

А теперь, после такого долгого вступления, со своей скромной колокольни я прокомментирую тезисы Валерия.

1. Любая война истощает экономику воюющей страны. Российские резервы тают, и это уже значит, что война не вечная.

К сожалению, это гипотеза. По моему мнению, руководство рф не остановит войну (они прошли точку невозврата) и конец войне придет только с концом существования северного государственного образования. Именно поэтому я болезненно реагирую на любые разговоры о перемирии или заморозке конфликта — это будет уступка стратегии в пользу тактики. Я глубоко убежден, что истощать экономику следует не до прекращения военных действий, а до конца существования империи.

2. РФ продолжает получать прибыль от торговли энергоносителями, и это питает войну.

К сожалению, это правда. Как правда в том, что наши партнеры при принятии санкционных пакетов всегда учитывают соотношение ущерба, который принесут санкции оркостану, к ущербу, который получат страны, которые ввели эти санкции. Надеяться, что наши партнеры будут стрелять себе в ногу, не приходится.

К сожалению, не все наши активисты это понимают, чем вызывают непонимание и раздражение у наших партнеров. Мы не говорим о таких «ватных» странах, как Венгрия и Австрия, но, в целом, ожидать полного эмбарго нам не стоит. И это касается не только энергоносителей, но и некоторых других полезных ископаемых.

3. РФ попадает во все большую зависимость от Китая и Индии, особенно от Китая. Активы, номинированные в юанях, стоят ровно столько, сколько скажет руководство Китая.

Это правда. И здесь есть две стороны одной медали: с одной стороны, это хорошо — Китай, в первую очередь, заботится о своих интересах, прежде всего, экономических. Поэтому ведет себя очень жестко в переговорах. Вообще, я уверен, что в среднесрочной перспективе Китай оккупирует часть этой страны, а может быть, и до Урала.

Но не раньше того момента, когда страна сама начнет распадаться. Вторая сторона медали: Китай за счет этих ресурсных территорий укрепится, но нужен ли миру Китай от Урала до Японии — большой вопрос. С другой стороны, переварить Китаю такой кусок — это несколько десятков лет. Но здесь я «мамкин геополитик», хотя и считаю, что такой сценарий гораздо более вероятный, чем война с Тайванем.

4. Санкции научились обходить. Но это не может спасти всю экономику, только отдельные сектора — прежде всего, ВПК.

Не научились. Если мы отбросим в сторону ресурсную часть экономики, то ни одна отрасль не решила обход санкций более чем на 10−15%. Да, многое заместили Китаем и Индией, но: 1) это откат в технологиях назад; 2) существенно более низкое качество и отсутствие сервисного и гарантийного обслуживания; 3) ощутимо более высокие цены (иногда в разы).

Что касается ВПК — даже смешно комментировать. К сожалению, не могу много выносить публично, но скажу, что ВПК страдает, и страдает серьезно.

5. Обход санкций будет постепенно ограничиваться. Но постепенно.

Вот здесь не соглашусь! Криминализация обхода санкций стала геймченджером. За последний месяц уже многое изменилось для россиян в гораздо худшую сторону. И это только начало — нет еще никакого уголовного преследования за это, а скоро будут.

Читайте также: Репарационные облигации вместо замороженных активов рф: как Украине получить $300 млрд

6. Ни одно ухудшение жизни не касается «глубинного народа», который можно, условно, оценить в 85% населения. Их жизнь плохая и всегда была такой, они привыкли.

Здесь тоже не соглашусь. Есть несколько минимумов. Минимальная зарплата, минимальная корзина, но один из них — санитарный минимум — люди не могут есть меньше 2300 ккал в день. А речь идет сейчас для некоторых слоев населения именно об этом. Есть условия, неприемлемые для жизни. +10 в квартире зимой — это условия, несовместимые со существованием.

Вы знаете, какие последние данные были отнесены к закрытым? Приняты сразу после нового года: смертность от воспаления легких, особенно в старших возрастных группах. На момент написания этого поста 1 млн населения этой страны живет без тепла более 48 часов, 200 тысяч — без света. При морозах ниже -10 почти на всей территории страны. Уже откровенно говорят, чтобы просроченные продукты питания раздавать пенсионерам централизованно и регулируемо.

7. Экономическое ухудшение влияет, прежде всего, на элиты, но они научились зарабатывать (воровать) на войне. В то же время, элиты не тупые, и понимают, что где-то на выходе есть касса, и придется платить.

Да, это то, на что лично я рассчитываю. Когда мы говорим о возможном «бунте на болотах», мы имеем в виду именно бунт против местных элит. Царь добрый — бояре плохие. Они оказываются между молотом и наковальней. Когда путин их будут расстреливать, народ будет радоваться. Если сам народ их на вилы не посадит.

Более того, я говорил с одним британцем, и он считает, что люди, которые не живут в москве или петербурге, и зарабатывают более $10 тыс. в месяц, рискуют своей жизнью, поскольку высокая вероятность, что политическую и экономическую элиту защитит Нацгвардия, а вот средних буржуа, которые раздражают своих соседей, — нет.

Читайте также: К 2050 году может возникнуть новое поколение сверхдержав: кто участвует в гонке

8. Значительная часть наиболее продуктивного человеческого капитала уехала, но влияние этого будет растянуто во времени.

Спорный вопрос. Многие возвращаются.

Хочу добавить, что отдельную радость приносит экспертам то, что у набиуллиной кончилась удача. Это означает, что сейчас ее регулятивные действия не приводят к ожидаемому результату.

На самом деле, это не случайность, а признак того, что экономика прекратила быть рыночной, структурные изменения привели к тому, что, например, изменение ставки не влияет на инфляцию так, как это ожидается, а это признак того, что макроэкономические параметры можно регулировать исключительно административными способами. Об этом мало кто пишет, но я считаю, что это прямой признак будущего кризиса. Вопрос — когда.

Комментарии - 20

+
+97
Genna Smatko
Genna Smatko
17 января 2024, 18:45
#
Наша наивность нас погубит.
+
+69
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
18 января 2024, 9:03
#
Таки правда. Автор як раз про вашу економіку розписав.
+
+195
Criptor82
Criptor82
17 января 2024, 19:22
#
Нажаль у нас ситуація гірша ніж у них, без 40млрд$ щороку, наша економіка ляже. А вони без 300млрд резервів та зовнішнього фінансування тягнуть вже два роки. Навіть хлопці з КНР жодного юаню в борг не дали. Звели бюджет з мінімальним доречі дефіцитом за 2023 рік, менше 3 %. Згоден що в технологічному плані через санкції вони втратили, згоден що санкції призвели до значних втрат на логістиці, ба більше, торгівля з Індією має значний для Росії профіцит, однак чимала частина операцій в рупіях відбулась, які вони наразі не можуть ні конвертувати, ні купити на них товарів. КНР теж непогано заробляє на дешевих ресурсах. Одначе хочу звернути увагу автора, що друзі Росії - КНДР та Іран живуть під жорстким санкціями вже десятиліття! Іран ще встигає та має гроші фінансувати своїх сателітів від Лівану до Ємену. А в Росії як співав Слепаков є все, нафта, газ, алмази, золото, а народ живе в гівні, вибачте за грубу слово. Тому на мою думку у них сильний больовий поріг, в крайньому разі почнуть різати «еліту» та відправлять не згодних в новий ГУЛАГ, якщо на всіх не буде вистачати. Так до речі зробив у свій час Іван IV той що Грозний, Ленін, Сталін. Звичайно може бути як в свій час сталось з СССР, але це не короткострокова перспектива. А як кажуть люди, в голодні часи раніше помре худий, ніж гладкий:) у нас вже 10 років значний відток населення, на Мінфіні була стаття, що наразі може бути 29млн. в державі, а це вже проблема яку не вирішать 40млрд$ на рік
+
+40
BobKickass
BobKickass
19 января 2024, 10:21
#
КНДР та Іран живуть під жорстким санкціями вже десятиліття!

Але вони не воюють.Війна потребує дуууже багато грошей. І якби питання стояло чи зможе росія «вічно» жити під санкціями без війни то це було б однозначно так. Тож я погоджуюсь із автором, що процес розвалу росії вже запущено. Але звичайно, поки товстий сохне, худий -здохне :) Тобто в росії жирку в сотні разів більше. А ще, не забувайте що і Іран і КНДР мононаціональні держави, навідміну від росії.
+
0
KingSalmon
KingSalmon
22 января 2024, 13:15
#
Слушні зауваження.
І те, що російський Фонд національного благополуччя «схуд» за два роки війни ВДВІЧІ, тому підтвердження.
В цьому році, особливо враховуючі останні санкції проти тіньового нафтового флоту рф, останній буде дууже важко покривати військові витрати, особливо на створення дорововартісної зброї
+
+165
Criptor82
Criptor82
17 января 2024, 19:49
#
Хочу додати, що хоч ВПК постраждав, однак за словами речників ГУР у Росії є можливість щомісяця робити більше 100 крилатих ракет. Щоправда за два роки вони вже вистріляли чималу кількість з своїх резервів та на їх поповнення треба буде декілька років, тим не менше. По всій номенклатурі військової продукції від патронів до літаків, вони можуть себе забезпечити, щось Іран та П. Корея підкине, а нам військової допомоги дають по «чайній ложці». Щоб виграти війну треба бути кращим у всьому. Да і не треба ніколи недооцінювати супротивника, це шлях до поразки.
+
+164
Rubi0
Rubi0
17 января 2024, 20:23
#
Прям как единый телемарафон посмотрел.
+
+49
shabash
shabash
17 января 2024, 20:59
#
Избранные цитаты

 — Понятно, что-то, что публикуется, — это сказки.
- Несмотря на то, что у меня нет прямого доступа к этим данным, те крохи информации, которые перепадают с этого стола, экономят очень много ресурсов и имеют для меня приемлемую точность.
- у меня есть несколько точек контроля за экономикой, несколько инсайдеров, и что приятно, я получаю много разных «плюшек» от моих читателей
- здесь я «мамкин геополитик»
- Что касается ВПК — даже смешно комментировать. К сожалению, не могу много выносить публично, но скажу, что ВПК страдает, и страдает серьезно.

 — Более того, я говорил с одним британцем, и он считает

Looks legit
+
+60
Три літри
Три літри
18 января 2024, 7:09
#
Все у вас добре, тільки з яйцями проблема
+
0
shabash
shabash
18 января 2024, 18:44
#
У меня проблемы с яйцами нет :-D

Или вы имеете в виду Россию? Так в России в 2022-м закончились автомобили, летом 2023-го закончился дизель, а в декабре 2023 закончились яйца. А, ещё вспомнил, в 2014-м там закончился хамон и камамбер.

Главное верить :-D
+
+38
Три літри
Три літри
18 января 2024, 18:53
#
У меня проблемы с яйцами нет :-D

Бо в тебе їх немає

Или вы имеете в виду Россию?

А Россія збирається завозити яйця з Північної Кореї. Купи атлас, подивись де та Північна Корея та який вона має розмір — ось ця країна буде постачати вам яйця.
+
0
shabash
shabash
18 января 2024, 19:25
#
Бо в тебе їх немає

Спасибо за напоминание о том, насколько плохо вы воспитаны.

А Россія збирається завозити яйця з Північної Кореї

Яйца из Кореи, автомобили из Китая, хамон и камамбер из Белоруссии. А дизель, дизель-то откуда взять?! Вы же помните, что в РФ он в сентябре 2023 закончился?
+
+15
Три літри
Три літри
18 января 2024, 22:38
#
Спасибо за напоминание о том, насколько плохо вы воспитаны.


каже мені людина яка категорично заперечує що Україна хотіла дружити з Росією і вимагає від мене якихось доказів
+
0
shabash
shabash
20 января 2024, 18:06
#
Я от вас ничего не требую. Но если утверждение не доказано, значит оно несостоятельно.
+
0
Ігор Петров
Ігор Петров
17 января 2024, 22:08
#
Можливо і йде там ріст виробництва, хоча вони завжди брешуть. АЛЕ лише за рахунок зброї і товарів для армії! І це звісно ніяк не може позитивно вплинути на загальний стан економіки
+
+70
Игорь УА
Игорь УА
17 января 2024, 23:54
#
У кацапов поразительная способность к саморазрушению, только в прошлом веке они два раза сами себя уничтожали. Мы украинцы народ терпеливый, дождемся и очередного их харакири, потому что на нашей стороне правда и Бог!
+
+135
ZiDion
ZiDion
18 января 2024, 9:55
#
У украинцев зато какая способность к уменьшению за 32 года с 51 миллиона до 25 миллиона. Вопрос кто будет жить в стране после войны, если украинцы не рождаются. Ограничений для мужчин в Украине явно больше чем в России, развала точно не стоить ждать, только если нефть не будет по 20$
+
+40
Игорь УА
Игорь УА
18 января 2024, 9:58
#
Украинцы вечная нация, как евреи. Нас столетия пытались уничтожить, но ни у кого это не получилось
+
+52
zzel
zzel
18 января 2024, 15:12
#
Ну сравнивать нас с евреями это слишком
евреи за 2 тысячи лет сумели без государственности жить изолированными группами по всеми миру, не растворяясь в чужих странах

где те диаспоры украинцев которые уехали 100 лет назад? они там если слово «борщ» скажут с диким акцентом это уже будет победа

плюс ко всему евреи получили свою страну когда мировой тренд рождаемости не пересек черту самовоспроизводства
да и сейчас там уровень рождаемости 2.9 ребенка на женщину — выше 2.1 необходимого для поддержания количества населения, то есть евреев становится больше, благодаря во многом ортодоксальным евреям

чем тут сходство с украинцами?
в Украине с приходом сами знаете кого, с 2018 рождаемость упала с 1.3 до 1.16 в 2021 году
по данным Опендатабота рождаемость в 2023 упала на 28%, даже возьмем 1.16 на женщину — это население уменьшается в два раза каждое поколение без эммиграции
и это рождаемость включает тех кто уехал в Европу — уверен наше правительство включает туда всех кто получил украинское свидетельство о рождениии
добавим сюда эммиграцию, по тому как молодежь будущего не видит здесь

с текущей политикой у нас, росии достаточно 5−10 лет вести войну в таком же темпе что бы тут просто никого не осталось сидеть в окопах
+
0
vt313
vt313
18 января 2024, 20:32
#

----
с текущей политикой у нас, росии достаточно 5−10 лет вести войну в таком же темпе что бы тут просто никого не осталось сидеть в окопах
-----
За 10 лет новонарожденные становятся солдатами?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться