Цены на топливо в Украине снижаются второй месяц подряд. Некоторые позиции потеряли даже до 5 гривен на литре. «Минфин» расскажет, с чем связан такой ценопад и как долго он продлится.
Топливо на украинских АЗС уже подешевело на 10%: что будет с ценами дальше
Почему дешевеет топливо
С начала года в Украине подешевели почти все виды топлива. Стоимость дизеля снизилась более чем на 3,5 грн, автогаза — почти на 4,8 грн; рекордсменом стал бензин самой популярной марки А-95, который стоит теперь на 4,9 грн меньше.
Ситуацию на рынке эксперты объясняют избыточным снабжением и формированием большого запаса топлива. Первопричиной тому стало эмбарго ЕС против российских нефтепродуктов. Готовясь к вступлению его в силу, европейские и украинские трейдеры активно накапливали топливо, чтобы избежать возможного дефицита. В результате, рынок наполнился настолько, что образовался профицит топлива и, как следствие, цены пошли вниз.
«В январе у нас баланс рынка, то есть наполнение, составлял даже больше, чем в довоенный период. Между тем, потребление снизилось, по отдельным маркам довольно существенно. Поэтому на рынке сформировались избыточные запасы, которые давят на цены», — объясняет директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Сейчас, по его словам, у трейдеров топливо закуплено, по меньшей мере, на месяц. Чтобы быстрее его реализовывать, они вынуждены конкурировать и сбрасывать цены.
Аналогичная ситуация и на рынке Европы. Там тоже создался запас на несколько месяцев, а потому цена падает. Это отражается как на внутреннем рынке, так и на стоимости нефтепродуктов на экспорт.
«Раньше, за счет высокого спроса с нашей стороны, европейские нефтетрейдеры ставили высокие спекулятивные наценки. Теперь их рынок залился, наш тоже, спрос упал и наценка, которую они завышали для нас, уменьшилась», — говорит Сергей Куюн.
Динамика цен на бензин и дизтопливо на АЗС Украины
Читайте также: Потолок цен на нефтепродукты из РФ действует: как отреагируют цены на бензин в Украине
Как повлияет на цену топлива посевная
Развернуть тренд может начало посевной кампании. Но эксперты рынка утверждают, что этот стереотип не работает уже добрых 10 лет.
«Это в советское время для всех посевная становилась сюрпризом, с ее наступлением образовывался дефицит топлива и цены росли. Сейчас все понимают, что впереди полевые работы, нужно больше топлива, люди будут больше контрактовать», — убеждает Сергей Куюн.
Кроме того, за последний год наши аграрии изменили схему закупки топлива: теперь они импортируют его самостоятельно, тогда как раньше закупали его на внутреннем рынке у посредников. Компании приобрели цистерны для перевозки топлива, у некоторых появились собственные танкеры.
Так что уже сейчас у сельхозпроизводителей есть собственные мощные запасы топлива. К тому же, следует учитывать и существенное уменьшение посевных площадей. По данным Минагрополитики, в этом году планируется засеять до 29 млн га, что на 7 млн га меньше, по сравнению с довоенным показателем. Так что дефицита на рынке начало полевых работ в любом случае не создаст.
Что будет с ценами на бензин и дизтопливо
Дальнейшая ценовая динамика на бензин и дизтопливо будет в основном зависеть от европейского рынка и колебаний нефтяных котировок. Но в ближайшие два месяца ситуация останется достаточно прогнозируемой, и можно с уверенностью говорить о дальнейшем удешевлении топлива.
«В течение февраля цены могут еще упасть, как минимум, на 2 гривны. Никаких колебаний в сторону увеличения не приходится ожидать и с марта — этот месяц еще полузимний и довольно мертвый, с точки зрения потребления нефтепродуктов. События, способные развернуть этот тренд, могут быть ближе к апрелю. Возможно, иссякнут запасы, пойдет больший спрос. Но не факт, что тогда цены вырастут», — считает директор консалтинговой группы А-95.
Пока топлива на рынке много. Не последнюю роль в этом сыграло эмбарго на российские нефтепродукты. В условиях действующих ограничений россияне, пытаясь сохранить прежний уровень доходов, увеличивают объемы продаж и заливают мировой рынок дешевой нефтью.
Европа перестроила свои каналы поставок и у России не покупает. Теперь сюда идет бензин из Азии, Ближнего Востока, США.
С января Украина тоже начала импортировать топливо из США — танкерную партию объемом 40 тыс. т сейчас транспортирует в Украину компания UPG. В дальнейшем она планирует увеличивать поставки именно американского продукта, поскольку это удобнее по логистике, плюс выгоднее по ценообразованию.
Читайте также: Россия в январе потеряла $8 миллиардов из-за ограничения цен на нефть
Почему упали цены на автогаз
Несколько иная ситуация с автогазом. Здесь на цены повлиял растущий импорт российского продукта, это будет определяющим фактором ценовой динамики на сжиженный газ и дальше.
Динамика цен на газ на АЗС Украины
В Украину российский сжиженный газ (LPG) попадает через страны Балтии и Румынию. Сюда он может завозиться спокойно, поскольку не является подсанкционным продуктом.
«В Европе есть такая практика — смешивать нефтепродукт. То есть берут 49% российского, добавляют 51% нероссийского, смешивают, и имеют право выдавать сертификат европейского продукта, а дальше абсолютно легально поставлять его в Украину. Есть очень большие подозрения, что никто даже тем смешиванием не заморачивается. И сейчас такое непонятное топливо идет к нам», — объясняет эксперт.
Такого газа у нас на внутреннем рынке уже около 40% и может быть больше. Секрет его успеха — в цене. На рынке LPG российского производства на треть дешевле нероссийского. Соответственно, с ним конкурировать невозможно.
По словам Сергея Куюна, в Кабмине продолжается работа, чтобы уничтожить такую схему с автогазом.
Комментарии - 5