Минфин - Курсы валют Украины

Установить
24 января 2023, 14:04 Читати українською

Почему в часы пик и непогоду взлетает стоимость такси

У пользователей сервисов заказов такси возникает множество вопросов относительно систем динамического ценообразования. Из-за них в моменты пикового спроса может существенно вырасти стоимость поездок. Благодаря чему формируется цена и можно ли отказаться от этой системы, в колонке для NV рассказал операционный директор и сооснователь сервиса Uklon Сергей Смусь. «Минфин» публикует ключевые тезисы.

Как формируется цена

На стоимость любой поездки влияют два ключевых пункта. Это базовый тариф и динамический коэффициент.

Базовые тарифы включают стоимость минимального заказа, цену за каждый последующий километр по городу или пригороду. Это устоявшиеся показатели, сформированные, в зависимости от города. Они находятся в свободном доступе. К примеру, в Чернигове минимальный заказ будет составлять 45 грн, а в Киеве — 60 грн. Базовый тариф — не финальная цена поездки.

Почему же стоимости поездок отличаются? Потому что онлайн-сервис вызова авто, такой, как наш, использует алгоритм корректировки базового тарифа к рыночным условиям в режиме реального времени. Это и есть динамическое ценообразование. Алгоритм реагирует на изменение баланса спроса и предложения на рынке, рассчитывая коэффициент, на который увеличиваются тарифы.

Коэффициент, в отличие от базового тарифа, динамичен и меняется в реальном времени. Именно из-за него райдер и получает разную цену на поездку. То есть когда количество желающих совершить поездку райдеров существенно преобладает над количеством драйверов (спрос превышает предложение), сработает коэффициент. Это нужно, чтобы увеличить количество драйверов и повысить шансы райдеров уехать (из-за увеличения цены). Такой же механизм работает и наоборот, когда ситуация выравнивается, цена снижается. Подобные алгоритмы динамического ценообразования используют все большие ride-hailing сервисы в мире.

Чтобы строить стабильную для всех сторон систему, мы должны играть по рыночным правилам. При этом, когда срабатывает алгоритм, наше приложение информирует райдера о повышенном спросе. В этот момент пользователь видит, когда к его заказу применяется коэффициент. Тогда у стоимости заказа справа он увидит значок «молнии».

Что изменилось из-за войны

Обычно на коэффициент влияют утренние и вечерние часы пик, ремонт, перекрытие дорог, плохая погода и качество работы общественного транспорта. В 2022 году к привычному списку факторов добавились обстрелы, проблемы со связью, комендантский час. Такие обстоятельства не только не уменьшают количество желающих райдеров уехать, а наоборот, увеличивают.

Это большой вызов, который меняет привычную работу и повышает количество ситуаций, когда спрос значительно превышает предложение. Один из неочевидных примеров — введенный комендантский час, который начинает влиять на экономику поездок задолго до запрета на передвижение.

За несколько часов до начала комендантского часа возникает ситуация, когда райдерам и драйверам нужно успеть попасть в желаемое место назначения. Количество драйверов (стороны предложения) и их активность уменьшается, а заказы выбираются в направлении дома. Количество райдеров (стороны спроса) и их активность, напротив, увеличивается. Возникает дисбаланс, который и провоцирует рост коэффициентов для увеличения шансов райдеров уехать.

Детальнее об изменении нагрузки на водителей в течение суток — на графике:

Мы не вмешиваемся в работу алгоритма, он работает автоматически, информируя пользователя о соотношении спроса и предложения в конкретном промежутке времени и регионе. Это математическая модель, которая в режиме реального времени вычисляет тысячи коэффициентов ежеминутно, на расчет которых одновременно влияет с десяток факторов. Ручное управление невозможно в таких масштабах. Более того, алгоритм постоянно совершенствуется за счет увеличения массива данных.

Читайте также: Топ-10 самых продаваемых автомобилей в Украине (инфографика)

Если «отключить» динамическое ценообразование, ситуация никак не улучшится. Водители потеряют мотивацию работать, пользователи — не смогут никуда доехать. А впоследствии это убьет и сам формат доступного заказа поездок.

Автор:
Смусь Сергей
Смусь Сергей
Cооснователь сервиса Uklon

Комментарии - 24

+
+45
bonv
bonv
24 января 2023, 15:32
#
В Офісі президента України назвали реальну ставку оподаткування доходів українців, яка забирає майже половину офіційної зарплати.
Як зазначив заступник голови О П Ростислав Шурма на брифінгу 24 січня, мова йде про ставку в 51,5%, яка охоплює 22% єдиного соціального внеску, 18% податку на доходи фізичних осіб та 1,5% військового збору.
«Насправді ніхто цього ніколи не озвучує, але потрібно розуміти, що ефективне оподаткування доходів наших громадян становить сьогодні 51,5%», — сказав він.
Він навів приклад, що для виплати зарплати розміром у 20 тисяч, роботодавцю потрібно заплатити близько 11 тисяч гривень податку.
«Якщо ми співнесемо, скільки отримує працівник і яке навантаження платить роботодавець, офіційно здійснюючи оплату працівнику, ми бачимо, що це 51,5%. Щоб виплатити 20 тисяч офіційно заробітну плату, податкове навантаження на роботодавця складатиме понад 10 тисяч гривень, близько 11 тисяч гривень», — заявив Шурма.
Заступник голови ОП згадав, що наявність такої високої ставки доходу українців дійсно є однією з причин розвитку тіньового ринку в Україні.
+
0
yarg
yarg
24 января 2023, 17:22
#
Я прям вижу к чему эти разговоры идут…
«давайте переложим эти налоги на самих работников» , ато работодатели как-то много платят.
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
25 января 2023, 8:23
#
А чого в статті не написали, як деякі покидьки на Уклоні у Львові особисто ставлять шалений фільтр (х2.5-х3+) на коєфіціент та чекають людину, що згідна поїхати 3 кілометри по справах за 300−400 гривень?
Це фактично бомбили 2.0. Раніше ця  *** чекала біля прохідних місць та називала потрійну ціну, а зараз вони отримали автоматизацію. Ліцензій немає, навіть не згадуйте. Податки 3\4 з них не платять.

В Стамбулі після Львова таксі здається дешевим та демократичним навіть після підвищення мінімальних поіздок за тарифу за кілометр.
Просто порівняйте: мінімалка в Стамбулі це 40 лір (80 грн), це приблизно 1.5−2.4км залежно від трафіку. І немає ніяких коефіціентів — таксисти ловляться з бордюру, працюють по таксиметру. Хіба що ти можеш викликаючи таксі через застосунок дозволити увімкнути таксіметр щоб доїхати до тебе + додати максимум 15 лір чаю. І нічого, всі живі.

У Львові зараз за 80 гривень до тебе приїде хіба що роздовбаний Ланос з плямами на сиддіні. А при найменшому попиті треба приблизно 150 гривень, щоб просто виїхати пару км в центр міста з периферії.
+
+43
krv77
krv77
25 января 2023, 9:58
#
2−3 километра это 20−30 минут пешком. Пешком ходить полезно.
А на бОльшие расстояния — автобус, трамвай, троллейбус, метро…
Вам же написали — цены динамические. Чем больше хотят ехать, тем выше цена. Значит есть люди, которые согласны так платить…
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
25 января 2023, 14:32
#
Ви не таксист випадково?
Львів точно в очі не бачіли. Там 2−3 кілометри можуть виглядати як суцільна бруківка без тротуарів, запаркована автівками та з перепадом висоті в 30 метрів на кілометр.
А взимку та з валізою наприклад.

Справа в тому, що містечко манюне (менше Запоріжжя наприклад) дистанції там жалюгідні, а таксі коштує дороче ніж в місті з 19 мільйонами населення.
+
0
yarg
yarg
25 января 2023, 16:16
#
Он точно не таксист. Судя по сообщению — таксисты просто лишние люди в мире.
до 2 километров — ходим пешком , больше — на автобусе.
А таксистов — сдать на нужды армии. с машинами…
+
0
vt313
vt313
25 января 2023, 20:23
#
А в селі на 100 хат ще дорожче.
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
25 января 2023, 21:37
#
Хіба що село біля кордону.
Мене раз яворівський лайдак віз 6 кілометрів трасою за 300 грвень
+
0
krv77
krv77
26 января 2023, 2:05
#
Не таксист. І машини нема. І навіть живу в селі, тож пройти 2−3 кілометри, без тротуарів, і навіть без бруківки (!) — не проблема. Від слова зовсім. Так, і таксі у мене коштує 200 грн. виклик + кілометраж. Подвійний, бо назад він типа незавантажений йде. Але нічого, живемо… І пішки ходимо.
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
26 января 2023, 5:10
#
Ну тобто ваша думка то думка людини, що таксі використовує нечасто і ситуативно.
Дуже радий, що ви ходите пішки, але уявіть, що є ситуації коли це має бути частина транспортної системи.
Я з початку пандемії в Україні не їздив громадскьим транспортом.
І після Харкова львівскі таксисти та тарифи є напрочуд о4уїлими.
Багато де по світу масово користувався таксі, як місцевими так і Bolt або Uber.
I знову таки Львів викликає подив в плані ціни за яку тебе погоджуються везти містом.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
26 января 2023, 5:53
#
А вы сами не таксист? И в чем проблема -не устраивает «уклон» есть «болт» или «убер» так проблема в чем?
Теперь отвечу как человек у которого до войны определенное количество авто работали с агрегаторами в Киеве («Болт» м «Уклон»).С начала войны автомобили занимались совсем другим. Вы заходите в приложение «уклон» (украинская разработка) выбираете маршрут и выбираете класс автомобиля, программа рассчитывает цену — время суток, расстояние, трафик, класс автомобиля наличие, автомобилей под заказ, расстояние для ближайшего автомобиля. И вы выбираете что вас устраивает. И вот ключевой вопрос — как водитель такси может самостоятельно установить цену поездки в приложении??? Расскажите мне лично (при наличии и корпоративного и обычного приложение) это очень интересно. Вас не устраивает цена рассчитанная программой — так это рынок, ищите альтернативу!
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
26 января 2023, 9:00
#
Багато слів та мало зміста
Принаймні в Уклоні водій може виставити фільтр на коефіцієнт та брати замовлення де люди дали максимальну ціну.
Я б не писав такого, якби не мав досвід поїздок з муднями, які таке роблять та ще й вихваляються, що за 90 гривень навіть не подивляться на пасажира.
Ці всі підвищені попити та коефіцієнти — повне лайно в тому вигляді як працює в Україні.
Як результат, таксі в місті яке по сути діра цивілізіції, сягають рівня, який не снився Пекіну та Стамбулу. Просто тому що система дозволяє.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
26 января 2023, 9:29
#
Сообщаю вам интнресную новость, фильтр влияет только на уже сформированные заказы и ни как на программу создания заказа не влияет. Это так для справки. А по поводу «мудни» может расскажите мне и не только мне, почему намер в гостинице Львова стоил до войны от 2 т гр и почему в любой сетевой гостиницы в той же Голландии стоил 60 — 70 евро не говоря о Польше? Так что про «мудню» лучше не говорить.
+
+43
vt313
vt313
26 января 2023, 9:34
#
І до чого тут система? Нормальні ринкові відносини.
Перейдіть в таксисти і покажіть як це потрібно робити.

В Україні 10 млн. потенційних таксистів. Абсолютна більшість вважає, що тарифи занизькі. До речі, і Ви також.

+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
27 января 2023, 0:05
#
Звісно не впливає
Людина викликає таксі, бачить підвищений попит 180 гривень наприклад. Чекає. Машини немає. Додає до 200. машини немає. Додає до 250 і магічним фокусом машина знаходиться, бо замовлення пробило фільтр *** .
А ваш закид про готелі схожий на дитяче «а чому ім можна, а нам ні?»
Це дурна розмова. Я ж кажу, ви особа що співчуває псевдоринковим відносинам в таксі, будь які аргументи не будуть вами почуті
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
27 января 2023, 0:08
#
Це не ринкові відносини, а спекуляція на попиті.
Чого ж пересічні тоді скиглять, що ціни зростають наприклад на їжу. За вашою логікою, якщо попит є, можна фігачіти ціну вверх, бо нормальні ринкові відносини. Якщо хліб сьогодні розкупили по Х гривень, завтра поставимо Х*2.5, бо ринкові відносини.
+
0
vt313
vt313
27 января 2023, 9:11
#
???
Хтось купив послугу таксі, а потім перепродав її дорожче?

Ці додатки встановили також люди, які не є таксистами. Для них це не основний дохід. Просто по дорозі, але 200 грн. не ті гроші, щоб зупинитись.

Але пропозиція виросла, так що, загалом ціни, відносно, нижчі, ніж раніше.
+
0
krv77
krv77
27 января 2023, 9:55
#
До 250 додаст только тот, которому ну уж очень надо. Но таких мало. И таксисты со своими запросами просстаивают…
Но если не простаивают — значит не мало. А восстребованная услуга дорожает. Рынок.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
26 января 2023, 5:56
#
По поводу самой статьи -не устраивают тарифы от «Уклона» — есть «Болт» и «Убер», в стране рыночные отношения.
А от себя — большая благодарность от меня как от гражданина Украины за гражданскую позицию и руководству «Уклона «и украинского филиала «Болт».!
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
26 января 2023, 9:02
#
Звісно бджоли в вашому випадку не будуть протестувати проти меду.
Дякувати правилам перетину державного кордону, жадібність львівських таксистів більше не моя проблема.
+
0
vbhjckfd
vbhjckfd
27 января 2023, 9:10
#
Про правила перетину якось незрозуміло
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
27 января 2023, 11:26
#
Не зрозуміли, то й не треба =)
+
0
vbhjckfd
vbhjckfd
29 января 2023, 21:35
#
Ви типу звалили і пишаєтесь цим? Ну так собі…
+
0
Oleksii Ch
Oleksii Ch
30 января 2023, 0:42
#
Пишаюсь? Не треба будь ласка свої мрії «звалити» транслювати на мене.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться