Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 ноября 2022, 10:00 Читати українською

Количество импортеров топлива выросло в 5 раз: застрахует ли это от дефицита

О ситуации на рынке топлива, новых направлениях поставки бензина и дизеля, и возможно ли повторение топливного кризиса образца мая — июня 2022 года, в интервью The Page рассказал Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы «А-95». «Минфин» выбрал главное.

О работе рынка топлива

Мы уже можем говорить о полноценной работе рынка. Есть определенный профицит всех топливных марок. Такая динамика (когда есть больше нашей текущей потребности) наблюдается примерно с июня. Не хочу сглазить, ведь идет война, но сегодня мне сложно представить повторение ситуации мая — начала июня.

Сделано почти невозможное: страна за 3−4 месяца построила принципиально новый рынок топлива. Враг лишил нас 100% довоенных источников поступления продукта. Еще за несколько дней до начала войны мы лишились морских перевозок, Россия и Беларусь отпали с началом агрессии. В начале апреля враг разбомбил Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.

Фактически, за апрель — июнь произошло развитие рынка, который принципиально отличается от предыдущего. Хочу подчеркнуть: построение нового рынка произошло силами рынка, без участия госкомпаний. Это была крутая операция, когда рынок делал свое дело, а правительство свое — выполняло регуляторную функцию.

О граничных розничных ценах: был ли смысл в их внедрении

Мне лично система регулирования никогда не нравилась, ведь рынок есть рынок, он регулируется сам по себе, на нем работают сотни компаний и тысячи АЗС.

Однако, государственное регулирование розничных цен оказалось жизнеспособным, хотя поначалу всех пугало.

Но регулировка работает, когда нет дефицита. Правительство, хоть и с некоторым опозданием, это осознало. Отменять регулирование нужно было сразу после разрушения Кременчугского завода (в начале апреля — ред.), когда стало ясно, что нужно делать ставки на импорт. Некоторые компании, например, международный трейдер «Сокар», на правительственных совещаниях заявляли: мы не поставляли в апреле бензин, потому что это невыгодно.

Зачем продавать по «регулируемым» 40 грн/л на АЗС, если можно продавать оптом по 70 грн/л?

Хоть и с опозданием, отказ от регулирования открыл путь сотням новых импортеров, которые получили возможность покупать топливо по любой цене и везти его в Украину. Также свободное ценообразование позволило им инвестировать прибыль в автопарк, а крупным трейдерам — даже в покупку собственных танкеров.

Начали арендовать терминалы за границей — в Румынии и Италии, брать железнодорожные вагоны. Теперь у нас есть надежные каналы поставки и в три раза больший флот бензовозов, чем до войны.

А рынок все равно вернулся к уровню наценок, которые были до войны. Сам себя урегулировал, без регуляции государства или интервенций государственных компаний.

Читайте также: К зиме бензин снова подорожает: на сколько в этот раз

О географии поставок топлива

Сейчас все везут через западную границу. Есть паритет между северными и южными странами-поставщиками. Север — это Польша и Литва. Есть немного Германии и регион АРА (Антверпен — Роттердам — Амстердам), есть даже такая экзотика, как Нидерланды и Бельгия.

Южное направление — это Румыния. Страна дает возможность использовать свои порты. Через них проходит около 50% нефтепродуктов в Украину. Преимущественно, у них турецкое происхождение. Есть также Греция, немного Болгарии и других поставщиков.

Изменилась и логистика. Ранее топливо по большей части поступало по железной дороге, были поставки трубопроводом и через порты.

Теперь, по меньшей мере, на 40% рынок насыщается поставкой автомобильным транспортом. Раньше бензовозами вообще никто не импортировал. Украинцы много заказали у производителей и выгребли все подержанные бензовозы в Европе. У них есть допуски на европейский рынок.

Как у нас раньше использовали автомобильный транспорт? Для развоза топлива из нефтебаз на АЗС. А сейчас он стал дальнобойным транспортом, который едет тысячи километров за топливом. Это очень большое транспортное плечо.

И это очень дорого, но жизнь заставила рынок пойти по такому пути. Сейчас есть рынок, который невозможно остановить. Тысячи бензовозов везут топливо, работает железная дорога, работают многие пограничные переходы и т. д. Рынок очень диверсифицирован — и логистически, и географически.

Читайте также: Топливо будет дорожать до 20% в год — НБУ

О возможности дефицита топлива

В условиях войны трудно что-либо утверждать. Хотя никто по отдельным АЗС ракетами прицельно стрелять не будет.

На сегодняшний день у нас принципиально другой, гибкий рынок. Если в январе было 70 импортеров дизтоплива, то в июне — уже 355.

Сегодня у нас все трейдеры: аграрии, транспортники, промышленные предприятия. У тех трейдеров, которые раньше крутились на внутреннем рынке, сейчас есть контакты, машины, и каждый из них напрямую везет топливо. Это идеальная гибкая система в условиях войны.

Читайте также: Ажиотаж на заправках: хватит ли топлива и что будет с ценами

Комментарии - 6

+
+15
bonv
bonv
15 ноября 2022, 11:18
#
Де є можливість заробити — там збільшується кількість постачальників:)
+
+30
bonv
bonv
15 ноября 2022, 11:19
#
Народ і до війни пальне возив:)
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2022, 12:29
#
Сірі заправки
+
0
bonv
bonv
15 ноября 2022, 12:31
#
Боролись і побороли — борителів…
+
+15
kadaad1988
kadaad1988
20 ноября 2022, 16:09
#
Государство в лице зеленой власти умыло руки и дало барыгам во время войны зрабатывать сверхприбыли на топливе, а все должно было быть наоборот — максимальное регулирование и государство полностью в ответе за обеспечение страны топливом, а иначе на кой ляд нам такое государство и власть?!
+
0
stas12345
stas12345
21 ноября 2022, 8:45
#
Получается теперь везём российский бензин за несколько тысяч километров потому что российскую нефть многие страны до сих пор покупают
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться