В начале октября Европейский Союз принял восьмой пакет санкций против России, а уже через несколько дней РФ нанесла массированный ракетный удар по Украине. Какие необходимо ввести санкции, чтобы добить агрессора на экономическом фронте, в колонке для liga.net рассказала первый вице-премьер — министр экономики Украины Юлия Свириденко. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Какие санкции остановят россию
Как работают санкции
На днях Всемирный банк опубликовал свой отчет, в котором спрогнозировал, что по итогам 2022 года украинская экономика упадет на 35%. В то же время, российская — всего на 4,5%. В следующем году падение российской экономики прогнозируется на уровне 3,6%. И это прямое свидетельство того, что борьба с агрессором на экономическом фронте должна быть более эффективной.
Причина пополнения государственной казны России — затягивание сроков принятия очередных пакетов санкций нашими западными партнерами и избирательность решений. Что наблюдалось раньше и, к сожалению, касается и восьмого пакета.
Восьмой пакет состоит из семи нормативных актов, представленных по совместной инициативе Европейской комиссии и Верховного представителя Союза по внешним отношениям и политике безопасности. Он закреплен как решениями Совета в области внешних отношений и политики безопасности, так и регламентами ЕС. Это дублирование дает наибольшую легитимность этих решений как на уровне ЕС, так и на уровне государств-членов.
Кроме того, сама форма новых мер свидетельствует о последовательности. Все новые меры — это изменения в механизмы, которые уже работают давно. Например, новые запреты импорта и экспорта добавлены в Регламент № 833/2014 от 13 июля 2014 года, и это уже 17-я правка к этому регламенту.
Пакет расширяет список подсанкционных лиц, на которых наложены санкции за угрозу территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, делает комплексный пересмотр мер торгового характера и содержит уточнения о запрете импорта в ЕС товаров с неподконтрольных территорий четырех областей.
Меры торгового характера условно можно разделить на три блока:
А) Меры по ограничению военного потенциала.
Этот блок содержит расширение перечня продуктов двойного использования, которые могут усилить российскую военную индустрию. А также полный и всеобщий запрет торговли оружием между ЕС и Россией. В том числе, и оружием из других государств.
Б) Меры по ограничению экономического развития экономики РФ.
По этому направлению расширен список товаров, запрещенных к экспорту в РФ. Запрещено гражданам ЕС занимать какие-либо должности в компаниях из РФ. А также предоставлять архитектурные, инжиниринговые, IТ-консалтинг и юридические услуги российским субъектам. То есть запрещено делиться не только технологиями, но и знаниями и опытом.
В) Меры по отрезанию россиян от рынков ЕС.
Введен полный запрет операций с криптовалютами с российскими субъектами. Расширен список товаров, запрещенных для импорта из РФ. Введено, но не реализовано решение об ограничении цены на нефть и расширен запрет на импорт стали.
Какие санкции наиболее необходимы
Последний блок решений особенно четко очертил главную проблематику дальнейшей санкционной политики — как управлять интересами европейских компаний. Что, по всей видимости, учитывается нашими партнерами при принятии санкционных решений.
Бесспорно, политический интерес Украины и ЕС является общим и однозначным: Россия должна нести ответственность за свои преступления. В то же время, производственные процессы и цепи поставок отдельных крупных компаний в ЕС заставляют их и правительства стран, где они работают, лоббировать различные изъятия.
Так, еще не реализованная концепция ограничения цены на нефть уже дала повод для изъятий на запрет транспортировки нефти морским транспортом, если цена такой нефти будет ниже установленного потолка. Это реверанс в сторону стран с огромным флотом танкеров. Кроме того, из будущего механизма ограничения цены на нефть априори изъят трубопроводный транспорт.
Украинский Forbes подсчитал: стоимость 84 ракет и 24 дронов-камикадзе, примененных россиянами во время массированного ракетного удара 10 октября, составляет $400−700 млн. В то же время, по скорректированному в июне прогнозу Bloomberg, доходы России от продажи нефти по итогам 2022 года могут составить $285 млрд. Не сложно подсчитать, сколько массированных ударов, подобных ударам 10 октября, государство-террорист может позволить себе за средства, полученные от продажи нефти.
Как отметил президент Украины Владимир Зеленский во время срочной встречи глав государств G7, нужен жесткий ценовой потолок для экспорта нефти и газа из России — ноль прибыли для государства-террориста. Фактически, речь должна идти о полном эмбарго — создание условий, при которых государство-агрессор прекратило бы экспорт или вынуждено было бы осуществлять его себе в убыток.
Читайте также: Как Россия обходит санкции благодаря криптовалюте: страны, которые помогают агрессору
Особые условия импорта
Показательно расширение эмбарго на импорт стали из РФ, принятое ЕС в восьмом пакете. Несмотря на заявленный запрет на импорт российских полуфабрикатов, окончательное решение предусматривает исключение импорта сляба из РФ в объеме исторического импорта. Парадоксально, но это решение играет на пользу металлургических мощностей в ЕС, принадлежащих российским компаниям и везущих сырье из России. Это первое квотирование импорта, введенное в рамках санкционной политики, и, конечно, оно станет административным бременем для экспортеров.
В структуре экспорта РФ в 2021 году экспорт металлов и изделий из них составлял около 11%. В частности, черных металлов — около 6%. Это существенный объем.
Справедливым симметричным ответом на разрушение украинских металлургических заводов и полное блокирование украинского экспорта металлов морским путем должно было быть полное — без всяких исключений — эмбарго на импорт продукции металлургической отрасли России. Именно на таких бескомпромиссных решениях настаивает Украина. И именно таких решений мы в очередной раз не увидели в восьмом пакете.
Несмотря на поддержку позиции Украины и настояние ряда стран, в частности, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, не включено в пакет эмбарго на импорт алмазов из России — еще одной мощной статьи валютных доходов страны-агрессора. Не содержит решение и расширения перечня банков РФ, отключенных от SWIFT. При этом позиция Украины в этом вопросе известна нашим европейским партнерам с первых дней широкомасштабного вторжения — от SWIFT должны быть отключены все банки государства-террориста.
Борьба продолжается
Несмотря на разочарование от таких примеров в рамках восьмого санкционного пакета, следует понять, что дальнейшая работа с ЕС продолжается. Частью недавно принятого решения СНБО о введении санкций против более 3600 лиц, причастных к агрессии, являются отзеркаленные Украиной санкции, ранее введенные ЕС.
Читайте также: США готовятся признать РФ страной-спонсором терроризма: что это значит для Украины
В дальнейшей работе с партнерами мы будем делать упор уже не на требованиях расширить действующие запреты. Такая логика развития событий уже реализуется, например, из-за расширения запретов на транзакции с криптовалютой. Главная задача — доказать, что исключения, исключения и исключения при введении санкций искажают конкуренцию внутри ЕС и будут негативно влиять на рынок, в который интегрируется Украина. Доказать, что субъекты, лоббирующие для себя исключения, могут работать и в условиях полного запрета: покупать попавшие под санкции товары, если не в Украине, то на других рынках. Но не в России.
Комментарии - 15
Один автомобіль споживає 1500 літрів на рік. Вихід бензину з нафти — 60% або 100 літрів з барелю. Тобто, на одне авто треба 15 барелів нафти на рік.
В ЄС близько 250 млн машин. Якщо 10% з них перевести на електро, то економія нафти буде близько 375 млн барелів на рік. Або ж 1 млн барелів на день.
Одній машині треба 3 мвт/год на рік на зарядку. На 25 млн машин треба 75 млн мвт/год на рік. В 5 разів дешевше за нафту. Економія $30 млрд (насправді більше, бо нафту треба ще перегнати).
Для виробництва такої кількості енергії потрібно 75 гвт сонячних панелей (один лише Китай за рік встановлює 50 гвт). Вартість цих потужностей $75 млрд. Окупність всього 2,5 роки за рахунок різниці у вартості нафти та електроенергії.
Перспективи вельми непогані і економічно доцільніні. Питання лише в тому, щоб виготовити і продати 25 млн електромобілів у ЄС — і це треба стимулювати.
В апреле ВБ прогнозировал падение экономики РФ в 2022-м году на 11.2%. В июне — на 8.9%. Сейчас вот — 4.5%. В этом месте можно было бы задуматься над тем, что ожидания от санкций не оправдываются, и реальность оказывается несколько сложнее, но нет. Вывод делается такой, что если действия не приводят к желаемому результату, то просто действий нужно совершать больше, и совершать их решительнее. Примерно, как если бы не удалось головой пробить стену, то можно было бы попробовать сделать это с разбегу ¯\_(ツ)_/¯
Бесспорно, политический интерес Украины и ЕС является общим и однозначным: Россия должна нести ответственность за свои преступления.
На войне преступления, обычно, совершаются всеми сторонами. А ответственность в итоге несёт только тот, кто войну проигрывает. Поэтому, если ЕС имеет тот же политический интерес, что и Украина, то он должен быть готов вступить в войну своей армией. Армия есть у государств-членов ЕС, но не у самого союза. И как показывает реальность, политический интерес государств-членов ЕС может быть не таким уж однозначным и совпадающим с украинским.
І поки ті фонди є, вони роблять економіку росії досить стійкою і дозволяють робити вигляд, що все ок. Та фонди тануть. І чим далі, тим швидше. По деяким оцінкам, їм вистачить десь на 6-9 місяців (і це без оцінок впливу санкцій на нафту).
Откуда у вас информация по тратам из ФНБ? На сайте российского минфина суммарного изъятия с начала войны зафиксировано ~2.5 млрд. руб, и ~2.6 трлн. пополнения. Общая сумма средств меняется туда-сюда из-за переоценки вследствие курсовых колебаний (все валюты к рублю падают). Но даже если вы предпочитаете смотреть на изменение итоговой суммы, то смотрите с конца февраля: было 12.9 трлн. руб (~$155 млрд.), стало 10.8 трлн. руб (~$188 млрд). Т. е. за семь месяцев — убыло на 2.1 трлн руб, но прибыло на $33 млрд.
По ЗВР аналогичная ситуация. То, что за сентябрь долларовая оценка ЗВР сократилась — не значит, что ЗВР тратили. Просто доллар укрепился, а ЗВР не только (и с конца февраля не столько) в нем хранятся. Если вы настаиваете на том, что это именно потраченные деньги, то по такой логике получается, что за первую неделю октября в ЗВР поступило $8 млрд. Если считать с конца февраля (18.02 — 14.10), то ЗВР РФ сократились с $643 млрд. до $544 млрд. Т. е. на 15% в долларовом выражении. Индекс доллара за тот же период вырос с 96 до 113, т. е. на 18%, что лишь подтверждает то, что изменение объемов ЗВР РФ объясняется переоценкой, а не расходами.
Не оспаривая потенциальную эффективность предложенного метода, я все же обратил бы внимание на неотвратимость последствий таких действий. Украина взорвала несколько пролетов на одном из автомобильных мостов в РФ, т. е. строго по вашему методу физически уничтожила часть российской экономики. В ответ РФ уничтожила часть украинской энергетики. Т. е., повторюсь, я не говорю, что предложенные вами методы не сработают, я говорю, что вам нужно очень хорошо представлять себе, к каким последствиям они приведут на территории Украины.
Кто привёл Порошенко к власти? Украинский народ. Кто привёл к власти Зеленского и Слуг Народа? Украинский народ. Поэтому да, соглашусь, перекладывать вину глупо. Но украинский народ продолжает это делать.
А так да… мы заслуживаем на то, за что голосуем, но прикол в другом, порох то тоже очко вариант, по сути делать выбора то и сильно не было… скорее всего голосовать нужно не за людей, а за идею, которой у нас нету… все верят в дешевые тарифы или еще что-то, но никто не говорит о лучшем уровне жизни, доходах, и все бы платили по счетам — столько сколько это стоит, газ, свет, вода, они стоят столько сколько стоит … субисидироваться это не должно путём забор у других и распределением на других - плюс еще паралельно воровать на всех этих схемах …