Минфин - Курсы валют Украины

Установить
5 октября 2022, 14:04 Читати українською

Все виды соцпомощи будут заморожены на уровне прожиточного минимума

В условиях продолжения боевых действий многих пенсионеров беспокоит вопрос, есть ли риск возникновения проблем с выплатой пенсий. Как наполняют Пенсионный фонд и кому в этом году могут повысить пенсии, в интервью Mind рассказала министр социальной политики Оксана Жолнович. «Минфин» публикует ключевые тезисы интервью.

Может ли быть задержка пенсий и соцвыплат

Мы пережили сложную ситуацию в начале 2022 года и справились с ней — пенсии и соцвыплаты начисляются и выплачиваются в срок. В частности, мы видим прогнозный рост отчислений в Пенсионный фонд: поступления в январе-августе составили 330 млрд грн — это на 50 млрд грн больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Поэтому, я уверена, что сможем выплачивать все пенсии и соцпомощь вовремя.

Конечно, полномасштабная война вносит свои коррективы не только в доходную часть бюджета, но и в необходимость перенаправления средств по приоритетным направлениям, в частности, военным. И презентация общего бюджета на 2023 год очень четко очерчивает сегодняшний приоритет — 50% всех расходов будут направлены именно на военные нужды и преодоление российской агрессии.

Но второе направление по размеру расходов, приблизительно 35% всего бюджета, направляется на социальные цели. Потому что мы, как государство, понимаем, что у нас есть два фронта: военный и социальный, который должен помочь нашим гражданам пережить трудности.

Все основные направления и виды пособий, определенные в действующем законодательстве, заложены в бюджете-2023. Однако, их увеличение пока незначительно и, по сути, замораживается на уровне прожиточного минимума. В среднегодовом измерении в 2023 году рост прожиточного минимума произойдет на 5,4%, по сравнению с 2022 годом.

Вместе с тем, мы все равно будем принимать меры по повышению стандартов поддержки социально уязвимых групп населения. Поскольку это проект, над которым пока еще ведется работа, я не буду вдаваться в подробности. Но это будет еще один формат, который позволит нам гибко и адресно подходить к обеспечению социальных прав людей, не привязываясь к прожиточному минимуму или привязываясь не только к нему.

Увеличение пенсий и доплата за возраст

В этом году увеличится размер пенсии по возрасту для неработающих лиц, которые достигли 65 лет и у которых страховой стаж не менее 30 лет (женщины) и не менее 35 лет (мужчины).

Это касается увеличения размера пенсии по возрасту для неработающих людей. Здесь мы делаем «дотяжку» — когда зарплата у человека была невысокой, а стажа достаточно, однако он получает минимальную выплату. Поэтому, например, пенсии в 2500—2600 грн мы повышаем до 3000 грн (для людей с полным страховым стажем (30/35 лет у женщины/мужчины) и старше 70 лет).

Читайте также: Средняя зарплата в Харькове в сентябре выросла на 121%: где в Украине зарабатывают больше

С 1 октября людям от 70 до 75 лет устанавливается ежемесячная компенсационная выплата — 300 грн. Это доплата с учетом достижения возраста. Расчет был очень простым — снижение возможности найти себе дополнительный заработок. У нас есть статистика того, как у нас заняты/не заняты люди пенсионного возраста, а как известно, с возрастом возможность получения дополнительного источника дохода существенно падает.

Поэтому мы начали делать доплаты за почтенный возраст. Замечу, что эти доплаты индексируются: все мы их проиндексируем на индекс инфляции. Ведь когда эта доплата попадает в совокупную выплату пенсии, то она уже и индексируется на уровень инфляции.

Теперь субсидии будет выплачивать Пенсионный фонд

С октября 2022 года субсидии и льготы будет выплачивать не Минсоцполитики, а Пенсионный фонд Украины. Это наше решение и плановое действие (возможно, ускоренное с наступлением войны). К примеру, как сегодня происходит начисление субсидий?

1. Человек обращается в любой ЦНАП или Управление социальной защиты населения.

2. Затем его документы передаются в УСЗН, по месту его проживания, и там уже рассматривается сама заявка: пересматривается декларация, делается сверка по реестрам и т. д. Сегодня таких управлений у нас 700.

3. Соответственно, под каждую из этих точек следует произвести полноценный обмен всеми реестрами, чтобы еще на этапе назначения сотрудник УСЗН четко понимал, имеет ли право этот человек на выплаты или нет. И это очень сложно, учитывая еще и то, что у разных УСЗН, а это органы местного уровня, свои IT-программы.

4. И когда финансовые ведомости по услугам и выплатам передаются в Минсоцполитику, то наше Государственное предприятие «Информационные вычислительные системы» должно сводить все эти ведомости в один реестр — и это дополнительные сложности.

5. Далее реестр с назначенными льготами/субсидиями (формирует ИОЦ) и заявки о необходимости в средствах для выплаты льгот/субсидий (предоставляют региональные органы социальной защиты населения) ежемесячно передаются в наше министерство для дальнейшего финансирования и перечисления средств.

6. Казначейство формирует единый пул денег (например, на субсидии) и распределяет его по ведомостям между региональными органами социальной защиты (области).

7. Затем региональные органы социальной защиты (области) перечисляют соответствующие средства на счета структурных подразделений по социальной защите населения (районы).

8. Районы (получая свою сумму средств) непосредственно делят ее по своим ведомостям на счета людей.

Эта сложная логистика приводит к задержкам с выплатами, ведь такое движение денег требует физического присутствия работников на своих рабочих местах.

Именно во время войны мы начали понимать, что столь длинная составляющая требует быстрого переформатирования. Например, в Херсоне по старой формуле сейчас невозможно назначить никакие выплаты, потому что там люди очень часто не работают на своем рабочем месте. И, конечно, граждане остаются без своих выплат. И мы уже часть назначений по ныне существующим оккупированным территориям перенаправили на наше предприятие «Информационная вычислительная система». Хотя это не его полномочия — госпредприятие не может принимать решения о назначении чего-либо, у него нет достаточных расчетов, исходных данных, обмена всеми реестрами.

Еще немаловажный момент. Наличие бумажных реестров и даже локальных систем данных приводит к тому, что они могут попасть в руки диверсантов/оккупантов.

Поэтому в начале войны всем УСЗН было дано указание уничтожить свои базы. Например, в Киевской области (после освобждения) у нас их нет и сейчас у нас продолжается сложный процесс обновления этих ведомостей.

При этом, у Пенсионного фонда такие проблемы отсутствуют, потому что человек обращается в ЦНАП, Управление ПФУ или делает заявку через личный пенсионный онлайн-кабинет. Эта заявка является экстерриториальной. У ПФУ уже реализован цифровой инструмент, который подключает каждого человека через определенную «облачную среду».

То есть вся информация хранится на центральных серверах и в «облаках» (в других странах). Так мы не теряем информацию и не позволяем получить к ней доступ кому бы то ни было, если персональный компьютер, например, в зоне боевых действий — к нему отрезается доступ. А экстерриториальность обработки заявок предполагает, что они направляются работникам ПФУ, независимо от того, в каком регионе Украины они находятся. И это держит определенный баланс.

Так, когда ВПЛ в начале войны начали обращаться в УСЗН Львовской, Ивано-Франковской области — все помнят те длинные очереди и зависание компьютеров. А вот у ПФУ такой ситуации не было, потому что их система разбрасывает обращения граждан по всей Украине, плюс есть возможность оперативно отсоединить оказавшийся в зоне риска компьютер (чтобы не потерять информацию).

Система ПФУ, в отличие от Минсоцполитики, отвергает лишние звенья. Человек обращается за субсидией в ЦНАП, затем она передается на уполномоченного работника ПФУ в любой точке Украины.

У ПФУ уже есть реестры, содержащие огромный объем данных, которые позволяют оперативно верифицировать заявку (и это одна точка обмена информацией, а не 700, как в случае с УСЗН), принять соответствующее решение и сразу направить средства на счет того или иного человека.

Читайте также: Отопительный сезон в новых условиях: как спастись от холода и уменьшить платежки

Для людей ничего не меняется. Все автоматически, это сугубо наш внутренний алгоритм, который ускоряет движение решений, убирает лишние звенья и обеспечивает информацию. Итак, все изменения к лучшему. К тому же, это первый шаг к формированию единой информационной социальной сферы — в дальнейшем будет создан один реестр субъектов соцсферы (т.е. все данные о человеке, который получает средства от государства, будут храниться в одном месте). Информация будет защищена и верифицирована на центральных серверах.

Комментарии - 2

+
+42
bonv
bonv
5 октября 2022, 14:36
#
Заробляйте собі на безбідну старість самі.
+
+60
zig4free
zig4free
6 октября 2022, 6:20
#
Рашня многих лишила жилья бизнеса и сбережений.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться