Уже в этом месяце миллионы украинцев, которые вынуждены были уехать за границу, станут налоговыми резидентами стран ЕС. К каким проблемам это может привести и как их решить, в колонке для «Экономической правды» рассказал старший экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухар. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
6 млн наших беженцев станут налогоплательщиками ЕС: что это значит
Контроль за доходами и расходами
В течение августа в жизни 6 миллионов украинок, которые вместе с детьми оказались в качестве беженцев или просто трудовых мигрантов в ЕС, наступит неотвратимое событие.
Пройдет 183 дня их пребывания в ЕС, и для большинства из 27 стран, предоставивших им убежище, они станут налоговыми резидентами.
Это произойдет независимо от того, получили ли они статус «беженца», «гуманитарную визу» (временное убежище), трудовую или бизнес-визу, или вид на жительство.
У большинства из них до сих пор не было опыта заполнения налоговых деклараций. Как и полгода назад, когда они оказались в вынужденной эмиграции, не было также и опыта открытия счетов в иностранных банках.
За эти полгода большинство из них убедились в том, что банки в ЕС хоть и открывают счета, но подозрительно относятся к их пополнению наличными.
Пополнить их безналичными средствами, что больше соответствует европейскому законодательству, последние полгода незаконно, с точки зрения украинского законодательства: с начала войны НБУ ввел запрет физическим лицам на трансграничные платежи, и вы не можете даже перевести деньги со своего счета на свой же счет. Что является единственным типом сделок, кроме кредита, по которому у вас не возникает налоговых обязательств в Европе.
Некоторые банки позволяли пополнять наличными счета без ограничений. Большинство устанавливали предел для украинцев в 1000—3000 евро в месяц.
Но и первые, и вторые, когда пройдет 180 дней, информируют налоговые своих стран об этих операциях. Банковской тайны в ЕС для налоговых органов не существует уже много лет. Даже в Швейцарии. Происхождение средств придется объяснить.
Это ваши «личные сбережения»? — тогда предоставьте налоговые декларации за предыдущие годы в Украине на всю сумму пополнения. А в некоторых банках вас попросят еще и таможенные декларации о легальном ввозе наличных. Что «не будет покрыто документами» — станет суммой вашей первой базой налогообложения в ЕС.
У вас нет деклараций? Это деньги Вашего мужа/отца/невесты/дедушки/друга семьи, который передает вам их из Украины наличными? Ну что ж, тогда пусть он придет в банк и покажет свою декларацию.
Он в Украине? Защищает Родину и не может приехать к Вам, чтобы лично прийти в банк для процедуры KYC? Ну что ж, очень жаль. Надеемся, он сможет это сделать в будущем, тогда мы пересчитаем сумму ваших обязательств, а пока, будьте добры, уплатите налоги как с личного дохода.
Ряд стран ЕС также не сочтет ваш доход с мужем «общим», если вы не проживаете сейчас вместе, и будет рассматривать долю получаемых женщиной денег как ее отдельный доход.
Еще хуже ситуация у тех, кому деньги переводились «взаимозачетом» или через «крипту» знакомыми/друзьями в Европе, которые не являются вашими родственниками и связь с которыми вы не сможете объяснить банку документально/легально.
Нравится картина? Нет? Мне тоже нет. Замечу, что описанные принципы подходов к налогообложению временных резидентов универсальны для налоговых норм и практик стран ЕС.
Детали могут отличаться, те или иные банки могут быть более или менее сговорчивыми к Вам, у тех или иных стран может быть минимальный «порог», который вообще не облагается налогом, от 280 до 2000 евро в месяц, но общие принципы и подходы к налогообложению являются именно такими, как описаны выше.
И даже если вы не открыли счет в банке, не пользуетесь им активно, тратя, преимущественно наличные деньги, которые Вам продолжают передавать из Украины родные и близкие, или до сих пор пользуетесь только картами украинских банков, дай Бог им здоровья и финансовой устойчивости в этот время, — вы, вероятнее всего, снимаете жилье. Или несете другие расходы, которые заметны для налогового инспектора вашей страны.
На всякий случай помните, что к вам абсолютно законно могут применяться «косвенные» методы оценки вашего уровня жизни — и выставляться налоговые счета в соответствии с этой оценкой.
Еще раз: я искренне желаю Вам, чтобы «именно с вами» такого не произошло, потому что тогда расходы на адвоката по налоговому праву, который вам понадобится, чтобы справиться с подобной ситуацией, могут превысить сумму ваших налоговых обязательств.
Читайте также: Денежные переводы в Украину вернулись на довоенный уровень: кто шлет валюту в страну
Еще хуже, если вы тратили украинские наличные сбережения, являясь получателем той или иной социальной помощи от вашей страны ЕС. И социальный или налоговый инспектор зафиксирует эту разницу.
В самом легком случае, вам выставят счет на возврат соц. помощи и попросят покинуть социальное жилье. А могут еще и налоги начислить на приблизительную сумму ваших расходов, оцененную социальным инспектором.
Как разрешить ситуацию?
Снова спрашиваю: Нравится картина? Совпадает с Вашим представлением о Европе, которое было до этого времени? О верховенстве права? О социальной справедливости?
Приберегите ответы. Давайте лучше, не критикуя ЕС, потому что мы его не изменим, он таков, как есть, подумаем, чем уже в сложившихся условиях можно помочь нашим гражданам?
К примеру, что мог бы для них конкретно сделать Парламент? Или правительство? Конечно же, Украины! Вот прямо уже на следующей неделе или, например, в течение следующего месяца?
Ukraine Economic Outlook за свой счет и по собственной инициативе провел телеконференцию с дюжиной лучших налоговых юристов страны, и мы видим следующий перечень срочных шагов:
1. «Дия» вместе с налоговой должны срочно внедрить электронный сервис выдачи Специальных электронных деклараций о доходах граждан за 10, 20, 25 лет. Все украинские посольства должны получить строгий приказ без всяких промедлений заверять их там, где это понадобится, просто по распечаткам из «Дии».
Потому что даже те украинцы, которые не заполняли декларации в предыдущие годы, все равно платили налоги государству в предыдущие четверть века! Из зарплат, из продажи недвижимости, из всего, из чего должны были по закону.
Мы уже 22 года как не можем в Украине совершить никакого платежа или нотариального действия, не предъявив свою справку об ИНН (индивидуальный налоговый номер).
Не пора ли государству, которое строило 22 года систему тотального налогового контроля и отслеживания наших доходов, просто предоставить нам эту информацию о нас же самих.
2. Национальный банк и Правительство должны перестать рассматривать отток денег из карт, которые отец украинской семьи пополняет в Украине на фронте, а мать снимает за границей, как проблему.
А начать относиться к этому, как к новой реальности. Вынужденной реальности военного времени. Следовательно — снять старые и не вводить новые ограничения на перечисление средств из Украины в Европу между членами одной семьи или близкими родственниками хотя бы.
А лучше, подумать над тем, какие ограничения на перечисление украинцами честно заработанных и уже обложенных налогом в Украине семейных денег можно было бы снять еще.
3. Депутатам парламента — задуматься над своей личной ответственностью за принятие изменений в Налоговый Кодекс (законопроекты 1210 и 5600) и провести срочную ревизию всех дискриминационных норм, касающихся доходов украинцев, полученных за границей, я не прошу, потому что не надеюсь на это. И все коллеги разделяют, к сожалению, это мнение.
Я не хочу сейчас описывать здесь все эти дискриминационные нормы, потому что это текст на еще одну такую статью.
Я обращаюсь к депутатам налогового комитета Гетманцева, которые, я думаю, хорошо знают, что там просто уйма и норм двойного налогообложения, и трактовки доходов того, что даже в ЕС не считается доходом, и драконовские 5-миллионные штрафы за неподачу сложных деклараций о доходах, полученных за границей.
Ибо, не приведи Господь, все эти абсурдно-безжалостные нормы, которые вы придумывали с вашим главой комитета Гетманцевым, чтобы «догнать олигархов» с их зарубежными счетами, коснутся наших обычных сограждан, которые сейчас регистрируются частными предпринимателями и открывают счета в зарубежных банках. Не по своей воле. И не от хорошей жизни.
Читайте также: Наши беженцы за границей: куда и как платить налоги ФОПам и наемным работникам
Они еще и не подозревают о том ужасе, что вы за эти два года напринимали против них. Поэтому проведите срочную ревизию этих норм и исправьте их.
Комментарии - 50
Звучить, як пропаганда одного плем’я про 6 млн. невинно убієнних одним австрійцем…
хоча при такому презЕденту все можливо. в його племені стоїть завдання разом з москалями знищити Україну, як державу і вигнати або вбити якнайбільше українців! все точно, як 100, 200, 500 чи навіть 1000 років назад…
Поповнити їх безготівковими коштами, що більше відповідає європейському законодавству, останні півроку є незаконним, із погляду українського законодавства: з початку війни НБУ ввів заборону для фізичних осіб на транскордонні платежі, і ви не можете навіть переказати гроші зі свого рахунку на свій же рахунок.
То тупо брехня. На переказ саме своїх коштів на свій же рахунок закордоном НБУ не вводив ніяких заборон. Банки обмежували, але причина була в тому що вони за власний кошт компенсували втрати різниці між офіційним та реальним курсами. Але обмеження не діяли всі пів року, а лише на період доки банк шукає або обмірковує чергове «покращення» для зменьшення збитків чи навіть отримання прибутку.
Деякі банки дозволяли поповнювати готівкою рахунки без обмежень. Більшість встановлювали ліміт для українців у 1000−3000 євро на місяць.
Враховуючи що навіть в довоєнні часи зарплата у сумі 1000 евро то було дуже і дуже добре — такий ліміт насправді не є лімітом який обмежує будь що у житті сучасного українця. Навіть під час його перебування в Європі.
Походження коштів доведеться пояснити.
Знов брехня — не треба нікому нічого пояснювати. Податкові не присилають громодянам ані запитів про походження коштів, ані рахунків на сплату податків. Дивно це читати в статті яку написала не якась домогоспотидя, а таке нібіто світило як Михайло Кухар. Походження коштів скоріше запитає сам банк. Але він точно не зробе це якшо наджодження будуть у сумі еквівалентній 1000 євро.
а переказ саме своїх коштів на свій же рахунок закордоном НБУ не вводив ніяких заборон
Ощад по прежнему тупо не даёт это делать. Чтобы оплатить коммунальные платежи в Польше мне до запрета перевода монобанком денег за границу (даже на свою карту!) мне приходилось сначала некоторую сумму в евро обменять на гривны, потом перечислить на карту моно, а с неё часть потратить на аптеку, а часть перевести на свою польскую карту, и с неё оплатить коммунальные платежи.
Или хотя бы доверенное лицо с картой? Ну или пробовать карты других банков. Или открыть карту банков позволяющих открывать виртуальные карты: изибанк, необанк (конкорд), БВР.
К слову карту Моно можно открыть даже из Польши. В теории, не проверял.
Минус Моно — большая комиссия.
Конкорд тоже есть, минус — невыгодный курс гривна/злотый при оплате в Польше на кассах в магазинах.
Податкові декларації підтверджують лише сплату податків з доходів, але не підтверджують наявність заощаджень. Це типова помилка українських криптовалютників які при питання фінмоніторингу банків намагаються доводити «джерело» через податкові декларації.
Це гроші Вашого чоловіка/батька/нареченого/дідуся/друга сім'ї, що передає вам їх із України готівкою? Ну що ж, тоді нехай він прийде до банку та покаже свою декларацію.
А це взагалі висмоктано з пальця. Немає ніде такою процедури що контрагент повинен доводити джерело коштів якщо сама операція переказу цілком легальна.
Я не розумію нащо на Мінфіні ця страшилка. Це те саме що гуляло по соц.мережах в березні «чоловіків не випускають з міста», тільки для пафосу підписано ім'ям ніби то експерта. Якщо Михайло насправді вірить у всю цю дурню то мабуть краще не брати в нього більше інтерв'ю.
Де в подарковій декларації суми заощаджень? Немаї її там.Сума заощаджень є в НЕподаткових деклараціях для НАБУ, але ту декларацію не мають пересічні українці та й навіть для чиновників вона наврядчи є доказом оскільки в ній так само просто вказується сума і не вкаазується її походження.
Простыми словами: кто ФОП или ТОВ давно и по-белому, тот может помогать другим людям отмывать бабос в ЕС.
Вот это номер! Минфин или государство где я гражданин таким образом меня условно признало (/л/ли)… украинкой, раз мы с мамой как беженцы (или временные переселенцы) находимся в западных Карпатах (Польша). Ну и ну… :) хоть реально не только налоговую историю в Польшу тащи, но и медицинские диагнозы (дисфункция гипоталамуса, гипогонадизм, климакс, метаболический синдром, нарушение формирования пола и сопутствующие ему мелкие гендерные проблемы, ангиодистония сосудов головного мозга, предрасположенность к сахарному диабету второго типа)…
Спасибо, как нибудь обойдусь.
Я не о гипоталамусе — я о том, что такой формулировкой в новостной статье журналисты меня приписали к женской половине человечества, что или оговорка, или намеренно всех людей (у кого в паспорте указан мужской пол) выехавших из Украины, решили назвать женщинами, как не помню в каком анекдоте. Я не сильно и смущаюсь — читай выше: у меня НФП, да и если читать протокол судебного заседания (проходившего без меня, когда приматы с меня пытались содрать 21к+ грн, а суд отменил проценты и постановил взыскать 16к+ грн, из которых мне осталось выплатить всего 270 грн), судья (что следует из протокола судебного заседания), то ли оговорился/лась, то ли специально один раз упомянул (а) обо мне как о субъекте женского пола, что растворилось в большом объёме текста. Совпадение? Пока считаю более древний случай случайностью, случай из этой новости — злой сатирой.
Да, мы с мамой бесперспективные полубомжи (мама потому что дядя нас без недвижимости оставил её и меня, я по причине своих генетических проблем), в том числе и в связи с состоянием здоровья (у мамы вялотекущая анемия, аллергии, у меня сам знаешь, НФП и последствия).
Потому и, вроде бы имеем право на труд, а меня в военное время не допускают работать, а мама не может по состоянию здоровья, да и на пенсии она.
У меня есть социальная карта, я имел право на пособие по безработице, но так ни разу им не воспользовался. То есть, я как очередная человеческая единица в этой системе, которую надо учитывать, но не положено никаких выплат — потому что по версии государства мне место только в рядах предпринимателей, а не в рядах наёмных работников. Такие как я пользуются социалкой, а я не пользовался, перебивались мы с мамой на мои нерегулярные шабашки и мамину минимальную пенсию. Поэтому и «бомж-стайл» в Украине в нашем случае было вынужденное состояние, а не основное. Даже после того, как у меня появилась работа на удалёнке с зарплатой 345 евро (потом подняли до 440 евро) мы всё равно жили как полубомжи — начал выплачивать ма**кам из Примата по 666 грн, так они мои счета арестовали, и ничего не изменилось в выплатах. Только в доме стало теплее — стали лучше отапливаться, заказывать продукты на Розетке с доставкой на дом, лекарства с киевских аптек Укрпочтой. Не мог снимать наличкой чтобы у соседей покупать, сейчас могу, но проблематично.
В ЕС у тебя возможностей на порядок больше чем в Украине. Просто тупо за счёт инфраструктуры сделанной с учётом потребностей инвалидов.