В июне добыча нефти в странах, входящих в ОПЕК, по-прежнему не дотягивала до целевых показателей. Это усилило опасения по поводу способности картеля смягчить сильнейший кризис предложения за последние десятилетия. Риск дальнейшего роста цены на «черное золото» и преодоление нею пика XXI века 一 $147,5 за баррель, остается довольно высоким. Как это влияет на рынок автопроизводства, разобрался Роман Калиновский из «Фридом Финанс Украина».
Мир пересаживается на электрокары: как на этом заработать
4 стимула роста цен на нефть
За последний год цены на классические энергоресурсы, в том числе нефть, сильно выросли: стоимость Brent сейчас на 33% дороже, чем в июле 2021 года. И это с учетом сильной коррекции в марте-мае. Выделяем 4 причины роста цен на «черное золото».
1. Постепенное ослабление covid-19. В 2021 году государства начали отменять карантинные ограничения, и это стало сигналом к началу восстановления экономики. Любое обновление экономики сопровождается ростом спроса на топливо.
2. Спекулятивная составляющая. Если постоянно растет спрос на ресурс (как текущий, так и прогнозируемый), цена предложения начинает расти быстрее, чем требует рынок.
3. Экономическое изолирование России из-за нападения на Украину. Крупнейшие импортеры нефти из РФ начали минимизировать или отказываться от ее потребления, чтобы не финансировать армию оккупантов. У страховых компаний нет желания страховать перевозку российского топлива, а европейские порты для него закрыты. До 24 февраля Россия поставляла на рынок 11 млн баррелей нефти в сутки (11% среднесуточного мирового потребления), сейчас 一 около 7 млн баррелей в сутки (7%). Это ведет к дефициту на определенных рынках, следовательно 一 к росту цен.
4. Монопольная власть стран-членов ОПЕК+. У объединений стран-экспортеров нефти ОПЕК и ОПЕК+ есть все признаки картеля 一 запрещенного антимонопольным законодательством типа монополии. Высокие цены на нефть для них выгодны, поэтому страны-экспортеры не компенсировали дефицит российской нефти на рынке пропорциональным увеличением собственной добычи. Именно монопольная власть стран-нефтепроизводителей является основным препятствием для падения среднегодовых цен на нефть в долгосрочной перспективе.
Нефть дорожает 一 люди покупают больше электрокаров
В текущей ситуации потребители начинают ориентироваться на товары, использующие дешевую «зеленую» энергию. Это подтверждают факты по реализации электроавто.
Мировые продажи автомобилей с электрическим питанием при максимальных ценах на нефть в марте выросли на 60% — до 851 тыс. штук. Доля чистых электромобилей, без учета гибридов, впервые достигла уровня 11% общемировых продаж.
Растущий спрос создает предпосылки для роста прибыли и, соответственно, котировок акций компаний-производителей электромобилей. С аналитической точки зрения, перспективы на ближайшие 10 лет выглядят более чем привлекательно.
Как инвесторам воспользоваться хайпом на электротранспорт
Бытует мнение, что выгоднее покупать акции компаний, которые занимаются исключительно выпуском электромобилей, ведь им не нужно переоборудовать производство. От таких эмитентов инвесторы ждут быстрого захвата рынка и стабильных денежных потоков.
Однако, эта стратегия часто ошибочна. Подобные компании требуют капитальных инвестиций для налаживания производства и у них нет альтернативных источников генерации денежных потоков. Им тяжелее оставаться на плаву вплоть до запуска массового производства своего продукта. Это, например, китайские NIO и XPeng.
Рациональнее выбирать тех, у кого уже налажены процессы или диверсифицирована деятельность. Так, Ford, инвестируя в разработку электромобилей, продолжает получать доходы от продажи авто на двигателях внутреннего сгорания.
Разберем эти компании детальней.
Ford Motor Company (NYSE: F)
Главная задача Ford 一 электрификация популярных моделей грузовиков, грузопассажирских и пассажирских авто, внедорожников. На волне активной электрификации госучреждений США департамент общегородских административных служб Нью-Йорка заказал 184 Ford Mustang Mach-E для служб экстренного реагирования и правоохранительных органов.
Читайте также: Ford продаст 8 миллионов акций «конкурента Tesla» Rivian — СМИ
В мае 2022 года Ford приступил к поставкам электропикапа F-150 Lightning розничным клиентам и автопаркам. Также компания представила новую электромодель фургонов E-Transit Custom, поколение которых является самым продаваемым в Европе.
Финансовые результаты Ford Motor Company за 2019−2021 гг., млн USD*
*Составлено на основе finance.yahoo.com/quote/f/financials/
Доходы компании просели в пандемийном 2020 году, но уже в 2021-ом выросли на 7%. Еще более впечатляющие показатели продемонстрировала чистая прибыль: с минусовых значений в 2020-ом она увеличилась до $17,94 млрд в 2021-ом. Оправиться от череды локдаунов и глубочайшего падения спроса в течение года помогло эффективное управление и хорошая репутация у потребителей.
С начала года ценные бумаги Ford потеряли 46% стоимости. Учитывая динамику финансовых показателей эмитента и довольно низкий уровень мультипликатора Р/Е (3,94), предполагаем, что текущие уровни являются отличной точкой входа для долгосрочных инвестиций.
NIO Inc. (NYSE: NIO) и XPeng Inc. (NYSE: XPEV)
Динамика показателей NIO и XPeng представляет собой типичную картину для компаний, захватывающих свою долю рынка. При ежегодном росте выручки у них отрицательная операционная и чистая прибыль. Ту же картину мы видели и у Tesla (NASDAQ: TSLA) в 2017—2019 гг.
Читайте также: 15 производителей электромобилей, которые могут превзойти Tesla и Nio в 2022 году
XPeng выглядит более привлекательно, поскольку ее чистый убыток за последний год незначительно уменьшился (у NIO ー увеличился на 88%), а соотношение чистого убытка к выручке составляет 23% против 29% у NIO.
Финансовые результаты NIO Inc. за 2019−2021 гг., млн CNY*
*Составлено на основе finance.yahoo.com/quote/NIO/financials/
Финансовые результаты XPeng Inc. за 2019−2021 гг., млн CNY*
*Составлено на основе finance.yahoo.com/quote/XPEV/financials/
NIO и XPeng являются хорошей иллюстрацией формулы Риск/Доход. Инвестируя в них, можно получить доходность до 20%. С другой стороны, если компаниям не удастся закрепиться на рынке и выйти на стабильную прибыль, котировки их акций могут просесть на 30−40%.
С начала года NIO потеряла 35%, а XPeng ー 41%. С мая акции обеих компаний находятся в растущем тренде. На их последующую динамику повлияют:
- ситуация с covid-ограничениями в Китае,
- восстановление логистических цепочек,
- общемировая экономическая ситуация (в первую очередь ー динамика инфляции и меры центробанков по борьбе с ней).
Кому стоит добавить акции производителей электрокаров в портфель
В зависимости от аппетита к риску и выбранной инвестиционной стратегии в компании, которые были рассмотрены выше, могут инвестировать:
рисковые инвесторы, готовые вкладывать больше в идею и перспективы, чем в реальные финансовые показатели. Они отдадут предпочтение NIO или XPeng. Если компании получат свое место под солнцем, цена акций эмитентов вырастет. Однако рынок электромобилей становится более конкурентным и завоевать приверженность потребителей с каждым годом сложнее.
Инвесторы, предпочитающие надежность, выберут Ford Motor Company. Стабильный многолетний бизнес, наличие прибыли, уверенные позиции на мировых рынках и недооцененность акций ー основные привлекающие факторы.
Информация в статье не является инвестиционной рекомендацией. Конкурентная борьба жестока и непредсказуема, поэтому перед инвестированием необходимо провести глубокий анализ рынка и избранной компании.
Комментарии - 15
Если банки кричат,что у них переликвидность и хранилища лопаются от бабла,неужели трудно запустить потребкредитование как в монобанке под 0,1%, на покупку,например,солнечных электростанций для многоэтажек,частных домов? У монтажников появится работа,у фопов пойдут продажи,у жителей появится мотивация не донатить рыжую мавпу ахметова и его прикормленных клерков в НКРЕКП с миллионными бонусами. Сейчас именно то самое время покончить с паразитирующими на энергетике олигархами и топ-саранчой из ЕС,США,РФ и Британии