Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК), которое в мирное время занимается проверкой деклараций госчиновников, после 24 февраля стало одной из главных структур, которая занимается санкциями и ищет активы дояльных к путинскому режиму россиян и украинцев. Как формируются санкционные списки, как будет происходить конфискация имущества и смогут ли россияне откупиться от Украины, глава НАПК Александр Новиков рассказал Forbes. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Как профинансировать уничтожение режима Путина за счет российских олигархов
Переспективы конфискации российских активов в мире
Ранее конфисковать имущество под санкциями могли только в США, где сосредоточено активов РФ более чем на $300 млрд. Там для этого достаточно указа президента.
В Канаде соответствующий законопроект находится на третьем чтении. Чтобы конфисковать активы в Европе, нужно принять соответствующие законы. В Польше и Литве ведутся дискуссии о принятии законов о конфискации этих активов.
В ОП под руководством Андрея Ермака создана рабочая группа, занимающаяся этими вопросами. Разработан международный санкционный договор. Очевидно, что если большинство стран согласятся конфисковать активы россиян, то другим будет сложно объяснить свое несогласие. До конца года, надеюсь, мы получим первые подписи под этим текстом.
Кто будет инициировать конфискацию найденных актов белорусов и россиян
НАПК, как нам кажется, нашло все основные активы россиян и белорусов, которые находятся в Украине. Мы сделали это еще в начале марта до принятия законодательства. Список был передан Министерству экономики. Сначала предполагалось, что именно НАПК будет обращаться в Высший антикоррупционный суд относительно конфискации активов, однако президент наложил вето на закон в такой редакции, и этим будет заниматься Министерство юстиции.
Читайте также: Соучредитель «Яндекс» покинул компанию после попадания под санкции ЕС
Как конфисковать имущество коллаборантов
Есть два вида конфискации — уголовное и административное. Законопроект № 7194 создает дополнительную административно-правовую процедуру конфискации активов. Медведчук, Евгений Мураев и Анатолий Шарий подпадают под признаки колобарационной и террористической деятельности. Их имущество можно конфисковать по уголовному производству и по закону № 7194.
Очевидно, что уголовное дело Медведчука — это долгий процесс. Однако закон № 7194 предусматривает довольно быструю судебную процедуру, которая длится до 15 суток: 10 дней — на решение суда и еще 5 — на рассмотрение дела в случае апелляции. Важно, чтобы СНБО наложил санкции на тех людей, на которых уже наложили санкции наши западные партнеры. Пока этого до сих пор не сделано. Поэтому и Минюст пока не может обратиться в суд.
Фонд покаяния для россиян
Санкции будут наложены на всех российских олигархов. Если они не осудят публично войну, Путина и не признают территориальную целостность Украины, включая Крым и Донбасс, они потеряют все имущество в Евросоюзе. Группа Ермака — Макфола в ближайшее время наработает рамки дальнейших действий подсанкционных лиц и возможную процедуру выхода из-под санкций, в том числе путем передачи средств или активов в фонд покаяния. Пока идет обсуждение этой идеи. Окончательное решение принимает президент Украины.
Насколько мне известно, Михаил Фридман консультируется с украинскими властями по поводу того, чтобы получить украинское гражданство и перерегистрировать основные активы в Украину. Такой сценарий возможен и для других крупных российских бизнесменов украинского происхождения, например, Виктор Вексельберг, родившийся в Дрогобыче.
Читайте на «Цензор.НЕТ»: Суд арестовал активы российского олигарха Фридмана в Альфа-банке на 12,4 миллиарда
Это налоги, что выгодно Украине. Финансировать уничтожение режима Путина за счет российских олигархов — пожалуй, это лучшее, что может сделать Украина в таких обстоятельствах. Это выгодно и самим россиянам, ведь Путин разрушает и убивает российскую экономику и россиян тоже.
Комментарии - 1
В Росії ви ресторан не відкриєте без потрібного «содействія».