Депутаты продолжают менять трудовое законодательство. В этот раз ВР решила избавить от бюрократической рутины предприятия мелкого и среднего бизнеса. Что ждет их персонал, разбирался «Минфин».
Новые условия труда: увольнение без предупреждений и короткий отпуск
Мы уже рассказывали о новых правилах, по которым теперь строятся взаимоотношения между предприятиями и наемными работниками. Они вступили в силу с 24 марта и будут действовать до окончания военного положения.
На время войны ВР фактически сняла ответственность с работодателей за несоблюдение требований Трудового кодекса. Поскольку законодательство теперь дает «добро» на то, что массово происходило в компаниях после начала боевых действий (повальные увольнения, замораживание работы, переориентация на новые виды деятельности
Обратной стороной медали стало существенное сужение прав наемных работников, что, как поясняли инициаторы новаций, уместно во время военного положения.
Теперь же депутаты хотят убрать лишнюю бюрократию при найме и организации работы сотрудников на предприятиях малого и среднего бизнеса. Причем, не только на время войны.
Соответствующий законопроект (№ 5371) уже проработан профильным Комитетом по вопросам социальной политики и готов к голосованию в парламенте в целом.
Почему парламент торопится менять правила
Почему же законодатели посчитали упомянутый законопроект настолько важным, что не просто занимаются этим вопросом во время войны, но и предусмотрели ускоренную процедуру подготовки документа ко второму чтению?
Разработчики документа объясняют это тем, что устаревшее трудовое законодательство не отвечает современным рыночным условиям. А потому создает дополнительное давление на бизнес, что во сейчас особенно чувствительно для предпринимателей.
«Трудовой кодекс принят еще в 1971 году. Он устанавливает немало бюрократических требований, которые уже не целесообразны и только налагают дополнительное административное бремя на бизнес. Например, неоправданно увеличивают документооборот.
Скажем, от работодателя требуется письменно уведомлять работника о начале отпуска согласно графику не позднее чем за две недели до его начала. Устаревшие нормы (взять хотя бы процедуру увольнения) провоцируют конфликты между работодателем и персоналом. Это нередко выливается в
судебные процессы, финансовые и моральные потери для обоих сторон", — поясняет Игорь Млечко, партнер A.S.A.Group.
В нынешних условиях возобновление работы предприятий — один из главных приоритетов. Поэтому власти стараются максимально поддержать этот процесс, в том числе и путем снижения административных издержек компаний.
Читайте также: Украина потеряла 35% ВВП из-за войны — Офис президента
Впрочем, изложенные в законопроекте идеи созрели задолго до войны: документ был зарегистрирован в ВР еще в апреле прошлого года. Но его содержание настолько «прогрессивно», что в мирное время депутаты не решились дать ход документу.
Кого коснутся новые правила
Главная новация — введение договорного режима регулирования трудовых отношений.
«По сути это означает, что все отношения между работником и работодателем (за небольшим исключением) будут регулироваться не КЗоТ, а заключенным между ними трудовым договором. Сейчас стороны трудового договора очень ограничены в своих возможностях отойти от положений КЗоТ, особенно тех, которые обеспечивают права и гарантии работников.
Единственное исключение — трудовой контракт. Но он может заключаться только с очень ограниченными категориями работников (например, директором компании). Договорный режим регулирования вводит принцип свободы договора в трудовые отношения и в реальности может полностью изменить правила игры для тех, кто им воспользуется" -рассказывает Наталья Наконечная, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.
Договор может заключаться, если выполняется одно из следующих условий:
- работодатель является субъектом малого или среднего предпринимательства (на предприятии работает не более 250 человек);
- работник получает свыше восьми зарплатных минималок (сейчас — 52 тыс грн).
На деле же под действие новых правил подпадает львиная доля украинских работников. Ведь на малых и средних предприятиях задействовано 73,1% экономически активного населения (последние данные — по состоянию на 2017 г).
При этом именно малый и средний бизнес активнее остальных (во всяком случае, до войны), создавал рабочие места. По данным Торгово-промышленной палаты Украины, за 2019 год новые рабочие места по долям распределились так:
- в микробизнесе — 35%,
- в малом бизнесе — 13%,
- в среднем — 34%,
- крупном — 18%.
То есть, малый бизнес (малый + микро) создает в Украине около 50% рабочих мест, а МСБ в целом — 82%.
Читайте также: Кому в Украине повышают зарплаты
Какими будут трудовые договоры
Сторонники новой системы говорят, что она выгодна и наемным работникам. Поскольку те уже на старте будут понимать и свой функционал, и правила, по которым станут строиться отношения с работодателем.
Ведь в договоре должны быть прописаны все существенные условия работы — от организации рабочего процесса и выплаты зарплаты до защиты авторского права и форм обмена информацией между сотрудником и работодателем.
Почему же тогда против новаций резко выступают профсоюзы, а сам законопроект получил массу нелестных отзывов от профильных экспертов и международных организаций?
«Проект закона в предложенной редакции ослабляет уровень охраны труда, сужает объем трудовых прав и социальных гарантий работников по сравнению с действующим национальным законодательством, что противоречит обязательствам Украины в соответствии с Соглашением об ассоциации, и не соответствует праву Европейского Союза», — говорится в выводах к законопроекту
Причин для столь резкой оценки несколько.
Во-первых, законопроект дополняет КЗоТ новой статьей, которая дает работодателю неограниченные возможности по увольнению сотрудников. Для этого даже не потребуется выискивать причины (типа опозданий или несоответствия занимаемой должности), предварительно уведомлять сотрудника, а также согласовывать такое решение с профсоюзами, как это происходит сейчас.
Во-вторых, уменьшается размер выходного пособия, которое выплачивается при увольнении. По новым правилам уволенному сотруднику должны выплатить три минимальные зарплаты. По действующим же сейчас правилам выходное пособие составляет не менее среднемесячного заработка. Плюс работника предупреждают об увольнении за два месяца. Таким образом от момента принятия решения до собственно увольнения человек получает еще три своих зарплаты, а не три «минималки».
В-третьих, ухудшаются правила ухода в отпуск. По законопроекту отпуск разрешается разбивать на части по договоренности сторон (правило о непрерывных двух неделях не будет действовать). По просьбе работника неоплачиваемый отпуск может превышать 15 календарных дней. И то и другое открывает поле для манипуляций со стороны недобросовестных работодателей. Кроме того, работодатель может перенести ежегодный отпуск сотрудника без его согласия, если такая возможность прописана в договоре.
В-четвертых, закрепляется не соответствующее международной практике правило выплаты зарплаты. По законопроекту зарплата должна выплачиваться не реже раза в месяц. Хотя Конвенциями МОТ выплаты предусматриваются дважды в месяц.
В-пятых, повышается риск сокрытия от сотрудника информации о реальных условиях труда. Поскольку законопроект, как считают в парламентском комитете по евроинтеграции, не содержит всех необходимых положений об обязанности работодателя информировать работников об основных аспектах трудовых отношений или условиях, применяемых к трудовому договору, а также о сроках и средствах предоставления такой информации. Поэтому, к примеру, сотрудник может не знать о реальных профессиональных рисках, которые могут угрожать его жизни и здоровью.
Конечно, законопроект говорит о том, что переход на договорные отношения возможен только с согласия обоих сторон. В противном случае отношения между работодателем и сотрудником будут и дальше строиться по правилам КЗоТ. Но стоит ли говорить, что в условиях ограниченного предложения на рынке труда все будет зависеть от желания компании.
«Это предполагает существенный „челлендж“ для украинцев при оформлении на работу. Ведь большинство людей ознакомлено со своими трудовыми гарантиями согласно законодательству, а трудовой договор может предусматривать другие существенные условия. Ситуация требует юридической осведомленности в тонкостях трудовых отношений для всех, кто устраивается на работу и должен подписать трудовой контракт», — говорит Татьяна Шеремет, налоговый эксперт аутсорсинговой компании Accountor Ukraine.
Вопрос лишь в том, много ли соискателей рискнут не подписать договор даже зная обо всех кабальных условиях, которые ему предлагает работодатель. Ведь для компании сейчас не составит особого труда заполнить вакансию другим соискателем.
Комментарии - 29
Ще один пункт до перелiку «Чому краще звалити в України».
Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его. Вы же не дерево!
Чем больше получает зарплату работник — тем меньше получает собственник.
Всё правильно делают.
Владимир Александрович обещал это сделать ещё в своей предвыборной программе. А потом как-то стало не до того — были заняты скандалами, интригами, расследованиями. Хорошо, что хоть сейчас руки дошли.
Ещё бы переложили обязанность и ответственность уплаты налогов с работодателя на работника, то вообще бы цены не было этой реформе! Ибо их должен платить каждый человек самостоятельно! И тут дело не в том, что мне, как работодателю, будет меньше головной боли, а в том, что это даёт возможность понять любому гражданину всю глубину фразы «государство не имеет своих денег, оно только распоряжается деньгами налогоплательщиков». А то сейчас «ну там работодатель что-то платит за меня государству, это его дело, мне оно не надо». А вот когда сам лично сел и со своей карточки своими руками перевёл деньги казначейству, после этого увидел, что на твоей карте стало на N гривен меньше — вот тогда и приходит осознание вопроса «Так куда ж всё-таки идут мои налоги?».
А постоянное место работы — это всё-таки немного другое. Тут вопросом поиска задач для работника занимается работодатель, а сотрудник их только выполняет.
А в остальном — да, отличия не велики.
Что касается «ответственности за ненадлежащие условия труда», то я за то, чтобы эти все вопросы регулировал сам рынок. Пока работодатель в состоянии найти людей нужной ему квалификации, готовых работать без сортира (тут можно подставить любое условие из перечисленных вами), то так тому и быть. Когда закончатся такие люди, то очевидно ему придётся либо организовать сортир, либо перестать быть работодателем.
Но справедливости ради отмечу, что работник обязательно должен быть уведомлён об отсутствии сортира ДО подписания трудового договора.
Законы должны приниматься не вакууме, а применительно к конкретной ситуации в конкретной стране. Не все хорошие и правильные законы из других стран для нас хороши, применимы и своевременны.
1. работал в Укрзалізниці (вагонное депо ст. Мариуполь, пункт технического обслуживания). В радиоцеху не было отопления, в здании не было сортира (сломался, переоборудован под кладовку), не работало отопление, не было бытовых условий (даже за едой бегал в булочную на вокзале). Меня никто не предупреждал, что я буду работать в такой клоаке (единственный трезвенник среди алкашей, среди которых было двое геев, которые иногда приставали ко мне потому что я от природы интерсекс-человек — немужское строение скелета, в то время как психиатры меня считали просто трансгендером полного телосложения из-за немужской фигуры).
2. Обухов. Не буду называть интернет-провайдера, на которого я работал. Но: меня никто не предупреждал, что я буду работать без отопления зимой (+11 — +14 в мастерской — снизу и через стены сочилось тепло от менеджеров и работал тепловентилятор не на полную мощность — иначе всё крыло обесточивалось — все грелись от розетки) и в жару летом (до +30 в мастерской), плохая вентиляция, сортир на замке и постоянно надо просить ключ у менеджера — учитывали кто и сколько ходил по нужде! Даже директор шпионил за моим домашним интернет-трафиком с целью манипуляции мной (потому что он псих — меня только об этом предупредили заранее, не более).
Терпил было мало — увы, я из их числа.
А то, что работодатель должен заранее честно предупредить об условиях работы — это я сразу отметил.
По вашему, при трудоустройстве на станции Мариуполь меня работодатель должен был сразу предупредить не только о том, что ни инструментов толком нет, ни условий труда, но и о том, что среди коллег будут алкаши и геи, которые будут приставать кто с чем? Я бы тогда туда не стал устраиваться… Если сотрудник алкаш — пусть пьёт не на работе и не пристаёт с предложением выпить, а если он г е й — то пусть не пристаёт с этим — это его личное дело вне рабочей зоны.
Иначе получается так: у тебя нет прав, а есть только обязанности.
3. О других местах с плохими условиями труда писать не буду — работал там недолго. О местах с нормальными условиями труда писать тоже нет смысла.
Так что поправки в КЗоТ принесут только проблемы работникам. У кого средняя зарплата была больше трёх минималок — те при увольнении получат меньше, а у кого меньше — те получат больше. Это типа как недокоммунизм, уравниловка при увольнении. А дальше — трава в поле не расти. От работников будут требовать здоровье, гробить им его, не давая ничего взамен кроме зарплаты без учёта вредных факторов, и работать на таких работодателей будут только дураки, не уважающие себя.