С началом войны в банковской системе был принят ряд важных решений, в их числе — ликвидация двух банков с российским капиталом и введение 100% возмещения по депозитам. Насколько эти шаги были оправданы, как на них отреагировали вкладчики и что их ждет после войны, в колонке для НВ рассказала Светлана Рекрут, директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц. «Минфин» выбрал главное.
Как изменится система гарантирования вкладов после войны
«Минус» два банка с началом войны
То, что банковская система выстояла, банки не остановили свою работу, клиенты (хотя и с ограничениями) могут снять наличные с банкоматов, совершаются переводы и платежи — не чудо и не везение. Это результат системной работы, политики прочного пруденциального надзора и последовательности решений, принятых в предыдущие годы. Именно это позволило банковской системе достойно встретить потрясения.
Уже во второй день войны было принято решение о ликвидации сразу двух банков с российским капиталом — MP Банка и Проминвестбанка. Казалось, в тот момент устойчивость банковской системы была на грани. На фоне заявлений о банкротстве двух банков «прогнозы» о возможном повторении банкопада были как никогда правдоподобны. Но холодный ум украинцев и доверие к системе одержали верх.
Избежать паники удалось не в последнюю очередь благодаря тому, что наши граждане стали более финансово сознательными. Сегодня вкладчики знают: что бы ни случилось с банком, свои средства в пределах гарантированной суммы они получат при любых условиях. То, что это не пустые обещания, доказал кризис 2014—2017 годов. Тогда с рынка было выведено почти 90 банков, а Фонд гарантирования вкладов, несмотря ни на что, выплатил их вкладчикам в общей сложности более 90 млрд грн.
И когда в управление Фонда 25 февраля были переданы два банка, перед нашей командой встала задача номер один — обеспечить своевременные и полные выплаты гарантированного возмещения их вкладчикам. Ведь это было индикатором возможности системы гарантирования реагировать на вызовы. То, как непросто это было, оставлю за скобками. Трудно было всем. Но, в конечном итоге, Фонд начал выплату гарантированного возмещения вкладчикам этих банков даже раньше предусмотренного законодательством срока. На сегодняшний день вкладчики уже получили более 50% общей гарантированной суммы — более 570 млн грн.
Вооруженная агрессия, кстати, стала катализатором реализации еще одного проекта Фонда — дистанционной выплаты гарантированного возмещения. В период действия военного положения мы дали возможность банкам-агентам выплачивать гарантированное возмещение вкладчикам удаленно, без посещения ими отделений банков. Уже четыре банка-агента реализуют эту инициативу. В целом дистанционно вкладчики получили уже более 60 млн грн. И этот проект, благодаря активности наших банков-агентов, стремительно развивается.
Сегодня мы работаем над инвентаризацией активов этих банков и формированием ликвидационной массы. У нас ведь еще есть очереди кредиторов, требования которых мы акцептовали на сумму почти 25 млрд грн.
Читайте также: Российские Сбербанк (МР Банк) и Проминвестбанк поставили на ликвидацию (дополнено)
Что дало 100-процентное гарантирование вкладов
Но в период кризисной турбулентности граждане больше всего нуждаются в ощущении уверенности. И именно эту уверенность вкладчикам банков должна дать инициатива Президента о введении 100% возмещения по вкладам на период действия военного положения и три месяца после его прекращения или отмены. Соответствующие изменения уже внесены в законодательство, и вступили в силу с 13 апреля 2022 года.
Что это значит? Что в случае, если сегодня банк будет признан неплатежеспособным, его вкладчики-физлица получат свои средства в полном объеме. Это очень непростой и беспрецедентный для нашего государства шаг, который, между тем, неоднократно использовался в мировой практике.
Полное возмещение средств сейчас — это не эмоциональное решение. Мы, все участники системы финансовой безопасности, его хорошо обдумали, просчитали, и взвесили все «за и против». Его принятие — свидетельство того, что ситуация контролируема и стабильна. В противном случае, эта идея просто не могла бы быть реализована. Да, это большая ответственность. Но это наш вклад в стабильность страны.
Например, этот шаг был применен во время глобального кредитного кризиса 2008 года в Ирландии, Дании, Исландии и Германии. В течение кризисного периода (в некоторых странах — до 24 месяцев) гарантировался возврат 100% суммы депозитов физлиц. По завершению кризиса — страны возвращались к своим гарантированным ограничениям. Кстати, этот принцип заложен и в нашем законодательстве — через три месяца после прекращения или отмены военного положения гарантированная сумма по вкладам составит 600 тыс. грн.
Читайте также: Если военное положение будет продлено, будут продлены и кредитные каникулы — Коробкова
Последующие ориентиры
Конечно, мы не живем в мире сказок и иллюзий. То, что сегодня происходит в Украине, не может не влиять на банки, на их капитал, как, наконец, и на жизнь каждого украинца. И мы уже думаем над тем, в каких условиях будем работать после победы, восстанавливать экономику и восстанавливать страну в целом.
Ради этого одной из норм принятого закона (2180-ІХ) предусмотрено установление гарантированной суммы возмещения по вкладам через три месяца после прекращения или отмены военного положения на уровне 600 тыс. грн, что в три раза больше довоенных 200 тыс. грн.
Наши дальнейшие ориентиры тоже известны — европейский уровень гарантирования вкладов в 100 тыс. евро и создание системы гарантирования для всех финансовых учреждений, имеющих право привлекать средства от населения (прежде всего, кредитных союзов и лайфовых страховых компаний).
Но важно двигаться шаг за шагом. И наш первый чекпоинт — победа. К нему и идем.
Комментарии