Если война будет продолжаться «дольше чем еще три-четыре месяца», Украине придется идти на болезненные шаги, в том числе резкое повышение налогов и сокращение расходов. Об этом заявил министр финансов Сергей Марченко в интервью The Economist.
Если война затянется, придется резко повысить налоги — Марченко
► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»:
главные финансовые новости
«Ситуация очень сложная, я не собираюсь это умалять. Но мы можем с ней справиться», — считает министр.
Издание отмечает, что хотя украинская экономика в целом смогла удержаться, ее ждут значительные сложности. В частности, Всемирный банк прогнозирует падение ВВП Украины в текущем году на 45% (прогноз Минфина — 44%). Учитывая природу войны, оба прогноза очень ненадежны.
Правительство частично способно покрыть расходы с помощью эмиссии НБУ и продажи военных облигаций, но основной источник средств — это международная помощь. Марченко отметил, что Украина пока получила гранты на $5 млрд при дефиците в $15 млрд. Он признает, что такой режим нельзя поддерживать долго.
Читайте также: В мае Украина получит ряд кредитов и грантов. Какие страны готовы помочь финансово
Последствия долгой войны
По словам министра, если война будет продолжаться «дольше чем еще три-четыре месяца,» Украине придется идти на болезненные шаги, в частности резкое повышение налогов и столь же резкое сокращение расходов.
Еще одна проблема — экономика, которая в последние годы быстро переходила на рыночные рельсы и саморегуляцию, может встретиться с волной национализаций, потеряв годы тяжело достигнутого прогресса.
Читайте также: В Украине могут ввести универсальную соцпомощь для малообеспеченных
Также под вопросом оказался экспорт зерновых. Хотя Украине удалось засеять около 80% прогнозируемых площадей, вывезти урожай за границу может быть сложно. Из-за российского вторжения и морской блокады, все пять наиболее значимых портов страны не способны пропускать груз — они либо заблокированы, либо оккупированы.
Хранение зерна — тоже не выход, ведь хранилища уже заполнены недавно собранным урожаем, который при обычных обстоятельствах уже плыл бы к покупателям.
Перевезти экспорт на рельсы и дороги будет сложно. Во первых, дороги не перенесут столько грузовиков. Еще хуже — процесс перехода границы. Проверки и квоты уже создают многокилометровые очереди в пунктах пропуска.
Читайте также: Украина предложила создать «Организацию стран-экспортеров зерновых»
Если Украине не удастся преодолеть бюрократию и убедить ЕС в открытии грузовиков свободного доступа, мир может столкнуться с серьезным голодом, отмечает издание.
Комментарии - 18
Может сначала начать с расходов на содержание чиновников? Может начать прислушиваться к ВТО и чиновникам ЕС по поводу реального реформирования таможни? Может пора отказаться от либеральщины в Уголовном Кодексе за преступления связанные с использованием служебного положения? Может не надо придумывать «велосипед без педалей» а принимать во внимание реальный опыт стран с более удачной моделью налогового законодательства…
Просто сравните — зарплата среднего разработчика в Украине — 4000 долларов. Из них на руки он сейчас получает 3250, и каждый месяц это число падает. В США — к примеру Флорида — 7500, из них на руки 5870.
Недвижимость стоит столько же как и в Киеве, айфоны и прочая электроника, шмотки, еда — дешевле.
И можно таких расчетов написать для кого угодно и многих других локаций. Инженера, механика, няни, малого бизнеса, сварщика, проститутки, водителя, кого угодно. Самая маленькая разница зарплат с заграницей была в IT. Она начала расти в тот момент когда НБУ заморозил курс. Следующие месяцы когда реальный курс будет расти, многие будут заранее к открытию границ искать себе новую жизнь и работу. Даже девушку/жену не найти теперь — все свалили в Польшу.
Повышайте. Только не удивляйтесь когда некому их будет платить.
Нужно максимально сократить количество чиновников и расходы уменьшается.
А допомогу всього світу собі на кишеню?
Но хочу заметить, что в понятие чиновник входит не только его «смешная» зарплата, хотчя по сравнению с большинством граждан она далеко не смешная, а еще и обеспечение его функционирования — от коммунальных расходов на содержание помещений, до транспорта и той же бумаги, орг техники и т. п.
Так вот, я как «бот» только что получил новую «методичку», правда не знаю будет ли вам интересно, но попробую озвучить. Со слов «папередников» самый лучший годв истории Украины после 2014 года это 2018 -все реформы почти законченны, подьем экономики и т. п. даже учитывая постоянные военные действия на востоке страны.
Есть такой интересный (так написано в методичке) документ — Бюджет Украины за 2018 год в редакции (со всеми правками) декабря 2018 года.
Читаем — общая сумма — 906.034.158.800 грн из которых только коммунальных расходов на содержание гос сектора 7.518.924.100 грн почти 9% . О зарплате отдельно.
1 Верховная Рада — 1.724.286.200 грн Из которых коммуналка 3.487.400 грн
Затраты на законодательную деятельность — 897.066.200 грн
Затраты на материальное обеспечение - 755.668.800 грн
2. «ДУС» — 2.430.824.400 грн, коммуналка — 92.211.000 грн. Зарплата чиновников в этом «управлении» — 804.057.000 грн
3 КМУ (Хоз -Фин управление) 2.430.834.000 грн коммуналка — 41.126.000 грн
И самое «загадочное» Фонд Иноваций -300.000.000. грн и коммуналка — 1.147.000 грн
и зарплата сотрудников этого «фонда» — 3.821.000 гр
4 Судебная власть — 10.687.337.000 грн коммуналка — 302.571.000 грн, зарплата 8.413525.000 грн
5 ГПУ -7.167.171.000 грн коммуналка 157.885.800 грн зарплата 7.051.190.000 грн
6 МВС — 60.105.108.400 грн коммуналка 1.451.760.000 (учитывая все подразделения) и при этом, только коммунальные платежи по содержанию главного управления — 265.291.100 грн
7 Министерство Социальной Политики (в подчинении которого находится Пенсионный фонд)
Общие — 160.720.424.000 грн ПФУ — 149.972.490.000 грн Коммунальные затраты — 49.921.000 гр Зарплата сотрудников — 744.269.000 грн
8 МО — 82.202.327.000 грн При этом коммунальные расходы -2.397.668.000 грн, а коммунальные затраты на центральный аппарат — 5.403.000 гр (вы знаете где это здание находится) и зарплата центрального аппарата — 393.794.000 грн
Можно продолжать дальше , в этой «методичке» много интересного и самое интересное, что это только «основной» фонд"а есть еще «специальный» который формируется отдельно, из не освоенных остатков бюджета и кредитов и отдельными платежами и т п) Да, забыл. эту методичку вы можете найти на сайте и ВР и КМУ и «Лига Закон»
Так, что про «ботов» и тяжелую судьбу чиновников не надо говорить, лучше постараться разобраться почему по сравнению с бюджетом 2013 года вся затратная часть увеличилась в среднем в пять шесть раз (пенсии так не увеличились. а доходная часть из-за войны и Крыма уменьшилась)
Ну и в завершение — Первый раз за всю историю Украины с 1991 года, с трибуны ВР, выступил депутат и поднял вопрос о зарплате депутатов, это было в 2014 и депутат Мустафа Наем. и самое интересно, что Украина единственная (демократическая страна) в которой депутатом ВР стал гражданин Украины (М. Наем) вступивший в гражданство не по факту рождения (по факту рождения он гр Афганистана) В Калифорнии в подобном случае с губернаторством , вносили отдельную «правку» в конституцию штата.
Ну и от старого «бота» — я как-то в свое время, очень давно имел отношение к подобным «методичкам», и могу сказать, что практика «распила 25 -30% бюджета осталась с времен УССР, поменялись только статьи не контролируемых расходов ну и сам подход к внутреннему аудиту по министерствам и департаментам.
Ну и если вам интересно могу рассказать всю историю разработки и принятия Таможенного Кодекса Украины (даже по памяти без методички) в редакции 2012 года как документа, регулирующего отношения между импортером и госуларством и экспортером и государством (не надо путать с Налоговым, в котором определена именно материальная составляющая ВЭД) Рассказать всю историю «реформирования» таможни и т. п. .Ну и соответственно о том сколько благодаря ТКУ проходит мимо государства денег. Ну, а вопрос войны, лучше опустить. Это отдельная тема.
С уважением