Сегодня второй по популярности вопрос среди украинцев после обсуждения военных успехов — план послевоенного обновления. Как жить завтра после нашей победы? Как восстанавливать и развивать Украину после войны? — на эти вопросы в колонке для УП ответила первый вице-премьер - министр экономики Юлия Свириденко.
План Маршалла для Украины должен включать полное открытие рынков ЕС
Министерство экономики совместно с украинскими экономистами, офисами Большой четверки и другими ведущими консалтинговыми компаниями предложило ключевые принципы для включения в план послевоенного восстановления и развития Украины.
Первое, Украина должна получить полный доступ к рынкам стран G7 и Евросоюза. То есть, для наших товаров правительства этих стран должны отменить все квоты и импортные пошлины, в том числе защитные и антидемпинговые. Таким образом, украинские производители смогут свободно экспортировать свою продукцию на рынки, охватывающие 54% мировой экономики.
Великобритания как страна большой семерки уже подает в этом пример. В ближайшие дни по итогам двусторонних переговоров британцы объявят о полном открытии своих рынков для Украины.
В прошлом доступ к рынкам развитых государств позволил успешно восстановиться после войны таким странам, как Южная Корея.
Экспорт позволяет промышленности развиваться и производить больше товаров. А главное — интегрироваться в современные цепочки производства. Это не только экспорт, но и трансферт технологий в Украину, что не менее важно для промышленной модернизации.
Второе, полноценное вступление Украины в Европейский союз уже в 2024 году. Мы рассчитываем получить статус кандидата на вступление в ЕС уже летом. Первая часть нашей заявки уже подана. Такими же стремительными темпами мы выполним все требования к Украине как к будущему члену ЕС. Это наш путь подлинной демократии и свободы.
Читайте также: 500 млрд евро на восстановление Украины: кто и как поможет нам подняться из руин
Третье, быстрая логистика не более чем за 72 часа из Украины в Европу. Из-за российской агрессии Украина имеет ограниченные логистические возможности.
Понятно, что в будущем наши товары будут в основном двигаться именно на запад — в Европейский Союз. Поэтому мы будем максимально расширять по направлению ЕС автомобильные переходы, пункты пропуска, увеличивать железнодорожную логистику через сухие порты и узлы перегрузки на узкий путь. Даже когда мы возобновим работу портов, развитая логистика с ЕС станет фундаментом для экономической интеграции Украины в европейскую экономику.
Четвертое, ставка на экспорт переработанной продукции в отраслях, где у Украины уже есть конкурентное преимущество на мировых рынках. Речь идет о продовольствии и металлургии.
По итогам 2020 года Украина была шестой в мире по объемам экспорта продовольствия — 74 млн тонн. Для сравнения: Канада экспортировала почти столько же — 77 млн. тонн, заняв пятую позицию. При этом цена экспорта украинской агропродукции составила 22 млрд долларов, а канадской — 55 млрд долларов.
Такая колоссальная разница в 2,5 раза обусловлена тем, что Канада экспортирует в основном переработанную продукцию, а Украина — сырье. Именно поэтому основа нашей промышленной политики состоит в стимулировании дальнейшей переработки сырьевой продукции, которая затем пойдет на экспорт.
Кукуруза и пшеница — два основных украинских экспортных продукта.
Учитывая ограниченную логистику, мы должны оптимизировать тоннаж экспорта, переводя его в экспорт готовой продукции. То есть, перейти от большого объема в тонах к большому объему в валюте.
Переработанная продукция стоит вдвое-втрое больше, чем сырье. Вдобавок это дает прирост рабочих мест внутри страны.
У нас уже есть положительный опыт по переработке подсолнечника в подсолнечное масло, который можно распространить на кукурузу и пшеницу.
Есть возможность запустить переработку кукурузы в биоэтанол, спирт, крахмал, и в качестве корма для получения мяса птицы, свинины, говядины и яиц. Также сможем нарастить производство из кукурузы и пшеницы нишевых высокомаржинальных товаров — специализированных белков, используемых в косметической, фармацевтической отраслях и пищевой промышленности.
Читайте также: Инфляция ставит рекорды: что делать государству, чтобы не добить экономику
Благодаря открытию рынка ЕС и строительству новых мощностей, Украина будет перерабатывать на металл большинство руды собственной добычи. А металлы — на готовую продукцию. Так мы добьемся экономии на масштабе.
Украина девятая в мире по объемам металлоэкспорта (19 млн. тонн в год). Мы экспортируем большое количество руды, которую следует перерабатывать внутри страны. Ведь тонна руды стоит 100−150 долларов, тонна металла — 500−1000 долларов, а готовое металлическое изделие — 1,5−2 тыс долларов. Если же мы из этих металлических изделий производим энергетические машины, то цена доходит до 15−20 тыс долларов за тонну.
Модернизация металлургии будет также вкладом в декарбонизацию экономики в регионе, в частности через внедрение современных методов обработки руды, которая уменьшает углеродный след по всей цепи производства.
Безопасность Украины зависит только от нас. Мы продемонстрировали Европе и демократическому миру, что способны защитить себя. Но для этого нам нужно оружие. И мы должны производить ее самостоятельно. Для этого есть стартовые площадки в виде предприятий ВПК.
Ставим вопрос перед нашими западными партнерами о трансфере военных технологий, чтобы максимально быстро наладить производство всех основных видов вооружения. От противовоздушной обороны к бронетехнике, ракетам, стрелковому оружию, боеприпасам, самолетам и кораблям.
Наша задача — сформировать мощный военно-промышленный комплекс, который станет базой для дальнейшего развития аэрокосмических технологий. Важную роль в этом секторе будет играть IT, поскольку Украина будет делать ставку на military-tech. В этом примером для подражания может быть Израиль, который демонстрирует, как высокие военные технологии могут стать двигателем гражданской экономики.
Для выполнения этой программы Украина должна наращивать энергетические мощности.
По европейским меркам наша электроэнергия уже сегодня дешевая. Есть большие компетенции в атомной энергетике, которые можем использовать для дальнейшего строительства атомных блоков и наращивания чистой энергии.
Украина способна строить АЭС в основном сами — от проектирования до производства силового оборудования, кроме самого корпуса реактора. Но эти навыки можно развить на базе существующих промышленных предприятий.
Следующий шаг в энергетике — достижение энергетической независимости. В рекордно короткий срок за 3−5 лет должны полностью обеспечить себя газом собственной добычи. Украина вторая в Европе по залежам «голубого топлива», поэтому это вполне достижимая цель.
Параллельно необходимо снизить энергозатраты нашей экономики через программу термомодернизации.
В области нефтепродуктов должны построить мощности по переработке, чтобы полностью покрыть собственные потребности. Следует также учесть опыт Бразилии и значительную часть горючего производить через сельское хозяйство путем добавления 15% биоэтанола к бензинам и 20% биодизеля к дизельному горючему.
Центральной идеей трансформации экономики должна стать климатическая модернизация. Это понятная концепция для наших западных партнеров. По этой программе для Украины уже доступны значительные финансовые ресурсы. Кроме того, строительство новых промышленных мощностей в металлургии, пищевой переработке и энергетике сразу возможно на принципах «зеленой экономики» — минимального углеродного следа и низкой зависимости от ископаемого топлива.
Важно понимать, как все это претворить в жизнь. Украинским компаниям нужны две вещи. Первая — это партнерство с европейцами и американцами в режиме трансфера технологий. Вторая — доступ к финансовым ресурсам.
В узком смысле мы предлагаем «План Маршалла 2.0» для восстановления Украины. В оригинальном «Плане Маршалла» правительство США выкупало специально эмитированные акции европейских компаний, чтобы дать им капитал для инвестиций в собственные производства в Европе. Учитывая, что за последние 70 лет мировой финансовый рынок ушел далеко вперед, мы можем предложить европейским и американским партнерам обновленный подход.
Правительства-партнеры могут выдать своим компаниям государственные гарантии для привлечения средств для инвестиций в Украину. Такие гарантии покроют страновой риск и позволят инвестировать в реализацию крупных промышленных проектов в Украине.
Перспективна концепция ниаршоринга — превращение Украины в ближайшую промышленную зону для Европы. А это, в свою очередь, будет активно стимулировать развитие сектора услуг.
Для нас важно обеспечить максимальное обновление транспортной и социальной инфраструктуры Украины за 24 месяца. То есть, следует отстроить разрушенное в течение двух лет, чтобы не терять время для дальнейшего развития.
Ключевое требование — локализация не менее 60%. Речь идет о привлечении к восстановлению именно украинцев и максимальном использовании отечественных ресурсов — стройматериалов, цемента, металла.
Украинская сторона продолжает настаивать на том, чтобы россия заплатила за все разрушения, которые она сделала.
Нарушения норм международного права со стороны россии являются настолько значимыми, что замороженные активы должны быть конфискованы.
Мы работаем над тем, чтобы государства, заморозившие активы россии, также сняли иммунитеты, которые еще защищают эти активы, и направляли эти средства на восстановление Украины.
Мы также предлагаем внедрение специальной импортной пошлины на все товары и услуги из россии для тех экономик, которые по разным причинам не готовы внедрить полное эмбарго. Учитывая, что россия поставляет в основном биржевые товары, такая пошлина не обременит покупателя, а страна-агрессор снизит цену поставки на его размер. Собранные таким образом средства могут перечисляться Украине для финансирования восстановительных проектов.
Следовательно, экономическая часть плана восстановления должна включать полное открытие рынков G7 и ЕС для украинских товаров, масштабное развитие военно-промышленного комплекса через трансфер технологий и military-tech, фокус на экспорте готовых товаров в традиционных отраслях агро и металлургии, быстрое развитие энергетики и логистики на принципах «зеленой экономики».
Комментарии - 2
Я бы на это не рассчитывал. К сожалению, только на основании войны с Россией в ЕС не берут.