Вечером 27 февраля в Еврокомиссии заявили, что воздушное пространство ЕС будет полностью закрытым как для пассажирских рейсов из России, так и для частных джетов. Какие последствия это будет иметь для России, редакция РБК-Украина расспросила экспертов авиационной отрасли.
«Можете использовать весла». Что значит закрытое небо для россиян
Эксперты говорят, что жесткие санкции приведут к банкротству компаний страны-агрессора.
«Отсутствие рейсов — смерть аэропортам, инфраструктуре и потеря огромного количества рабочих мест»
Гражданская авиация России не переживет эту войну и уже практически мертва, считает эксперт по авиационному праву Андрей Гук.
«Таких санкций и такой авиаблокады авиация еще не знала никогда. Это не сравнится даже с Ираном (санкции против гражданской авиации в 2018 году, с отключением от системы платежей SWIFT — ред.)», — говорит о масштабах последствий специалист.
Несколько причин таких последствий:
- Закрытие воздушного пространства европейскими странами и Великобританией своих пространств для российских авиакомпаний. Другими словами — некуда лететь на запад, только в Беларусь.
- Запрет поставлять самолеты и запчасти в Россию, в первую очередь Airbus. Это значит, что даже те, кто хотел бы летать в РФ, не смогут, потому что в случае поломки самолета не смогут направить детали.
- Лизинговые компании и страховые компании уже отказываются работать с Россией. Например Ирландия, где оперируют большинство крупнейших лизингодателей самолетов, уже объявила о том, что не будет работать с РФ.
«Поэтому в России остаются только свои старые самолеты, которые себя не очень хорошо проявили. Есть вариант, что авиакомпании не вернут самолеты в ЕС и лизингодавцам, но без техобслуживания и запчастей будут летать они недолго», — объясняет Андрей Гук.
Он добавляет: однозначно можно говорить о полной потере РФ международного авиасообщения.
«А это влечет за собой потерю огромного количества рабочих мест высокоспециализированного персонала, потерю целых отраслей — туризма, агентского рынка грузовых перевозок, технических отраслей. Также отсутствие рейсов — смерть аэропортам, инфраструктуре, их нерентабельно будет содержать», — поясняет эксперт.
Читайте также: Новые санкции против России: как будет умирать путинская Империя зла
Что останется в пассажирской авиации России
По словам Андрея Гука, внутренние рейсы после закрытия неба Европы в России смогут выполнять только на самолетах собственного производства и на старых Ту, Ил, Ан. А в другие страны пассажиры смогут пока летать с пересадкой.
«Теоретически, смогут летать через Стамбул, но это будет все равно мелочь по сравнению со значительным connectivity (сетью разных направлений — ред.), которые имела Россия», — говорит эксперт.
Он отмечает: Турция еще не сказала своего слова, ведь для этой страны туризм составляет большую часть ВВП.
«Но уже не раз между РФ и Турцией закрывался въезд для российских туристов. Думаю, что и Турция будет закрыта для России, ведь от Турции Украина получает значительную поддержку. Эта мелочь не удержит все отрасли и инфраструктуру. И летать быстрее будут турецкие авиакомпании, не российские», — заключает Андрей Гук.
Читайте также: Новая реальность для экономики России: Хуже, чем в августе 1998 года
«Большинство перевозок в России перейдет на наземный транспорт»
Закрытие неба Европы означает, что Россия не сможет летать в Европу и Америку, считает Александр Мироненко, редактор сайта Avianews.com.
«Но это не самое страшное для них, особенно в эпоху covid, когда международный трафик сильно упал. Существеннее то, что санкции запрещают поставки новых самолетов и запчастей к уже переданным самолетам», — отмечает специалист.
По его словам, 90% флота гражданской авиации в России — это самолеты западного производства.
«Аэрофлот со значительной долей государства везде хвастался, что летает на новых Боингах и Аэробусах из Америки и Европы. Отсутствие запчастей означает, что за несколько месяцев самолеты могут просто стать «на прикол», — прогнозирует он.
Авиации России не помогут даже российские самолеты Суперджет и МС21. Там значительная доля импортных комплектующих, а значит, санкции приведут к отсутствию компонентов для составления российских самолетов.
«Если Европа не отступит назад, большинство перевозок в России перейдет на наземный транспорт, что, учитывая размеры страны, катастрофа. Поезд из Владивостока в Москву едет неделю», — поясняет эксперт.
Читайте также: Две причины, почему Украина победит
«Авиакомпании могут за несколько месяцев стать банкротами»
Закрытие неба — в первую очередь экономическая санкция, которая нанесет удар по финансам авиаперевозчиков, считает авиаксперт Богдан Долинце.
«Если сравнивать ее эффективность, то она будет соизмерима с локдауном в начале пандемии коронавируса. Компании, которые исторически летали преимущественно в Европу, могут в течение нескольких месяцев стать банкротами, если не будет государственной поддержки или средств собственников», — поясняет он.
Из-за закрытия воздушного пространства Европы российским самолетам придется облетать их на своих маршрутах, что повлияет не только на продолжительность перелетов, но и на их стоимость.
«Уровень цен стоит ожидать, как в первые месяцы после начала пандемии, при условии что государство не будет дотировать авиакомпании. Но это максимум на 20−30%», — отмечает эксперт.
По мнению Богдана Долинце, закрытие неба больше «работает» на долгосрочную перспективу.
Комментарии - 2