Спустя 5 лет big data и интернет вещей будут приносить 30−40% доходов Vodafone. Какие услуги запустила компания в прошлом году, когда связь появится в самых отдаленных уголках страны, будут ли пересматривать тарифы в 2022 году, — об этом и многом другом в интервью «Минфину» рассказала генеральный директор Vodafone Украина Ольга Устинова.
Гендиректор Vodafone: качество звонков улучшится — они будут идти по каналам передачи данных
О смене оператора: мошенники могут увести вашу сим-карту
С начала декабря действует упрощенная процедура MNP: сменить оператора могут даже те, кто не прошел идентификацию. Как вы оцениваете это решение?
При упрощении процедуры повышается вероятность мошеннических схем при замене сим-карты. Особенно, если номер телефона привязан к банковским счетам и используется в качестве единственного идентификатора. Мы предупреждали регулятора, что видим риски в этом. Тем более, что порядка 90% украинских абонентов не идентифицировано.
Что планируете делать, чтобы этого не случилось?
У нас действует двухфакторная идентификация. Если клиент хочет поменять свою сим-карту, мы стараемся убедится, что это делает именно он.
Также, для того, чтобы обезопасить абонентов, мы ввели специальные услуги: запрет на дистанционную замену сим-карты без паспорта и «сохранение номера» — услуга, которая защищает от несанкционированного переноса номера. Эти услуги можно активировать через приложение My Vodafone, в контакт-центре или магазине оператора.
Конечно, часть ответственности лежит на наших клиентах, которые не должны забывать о рисках предоплаченных сим-карт.
Много ли запросов на смену оператора было от неконтрактников?
Число абонентов, которые воспользовались MNP с момента ее запуска в Украине, настолько незначительно, что это вообще никак не повлияло ни на нашу абонентскую базу, ни на рынок в целом.
Ситуативно в каком-то месяце к нам может прийти или уйти больше абонентов, но в целом абонентская база у нас стабильная, и даже понемногу подрастает. Чтобы наши клиенты были удовлетворены, мы тщательно отработали сustomer journey (клиентский опыт — ред.) и постоянно держим его в фокусе. Не думаю, что упрощение процедуры принесет какие-либо существенные изменения.
Как много абонентов ушло от Vodafone к другим операторам с момента старта MNP?
Сейчас у нас около 19 млн клиентов. А воспользовались услугой MNP всего 0,1% от общей абонентской базы.
Читайте также: Услуга МNP. Какой мобильный оператор потерял больше всего абонентов
О паспортизации абонентов: что готовит новое законодательство телеком-отрасли
В начале осени много шума наделал законопроект о принудительной идентификации, но потом разговоры затихли. Какова судьба этого проекта?
Законопроект сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде. Ожидалось, что его примут до конца года, но рассмотрение документа перенесли. Очень разные мнения существуют по его поводу, потому что это фактически новое законодательство телеком-отрасли, которое поднимает большое количество вопросов. Но в целом, несмотря на сложности, связанные с регистрацией огромного количестве анонимных абонентов, мы оцениваем законопроект позитивно. С серым рынком нужно бороться. Все должны находится в равных условиях.
Сколько времени, по вашим оценкам, потребовалось бы для проведения идентификации всех абонентов?
Минимальный достаточный период для паспортизации 90% абонентской базы — 3 года. Тем более, в условиях карантина стоять в трехчасовой очереди в магазин, чтобы зарегистрироваться, — не вариант. Идентификация клиентов должна проводиться в цифровых каналах, к примеру, через «Дию», BankID.
Читайте также: Александр Карпов: Если сами отдали мошеннику реквизиты карты, деньги никто не вернет
О ценах на мобильную связь и интернет: повышаем тарифы раз в год
В прошлом году компания дважды поднимала тарифы. Почему?
У нас есть одно негласное правило — мы пересматриваем тарифные модели по разным группам клиентов не чаще одного раза в год. То есть если цены и повышались в каких-то тарифах, то точно один раз. Просто абонентская база большая, тарифов много, какие-то из них пересматривались в январе, другие, например, в апреле.
С чем это связано?
С потреблением. Во-первых, меняется профиль абонента — растет потребление дата-трафика, потому что появляется все больше цифровых продуктов, которыми люди начинают пользоваться регулярно. Формируются новые пользовательские привычки, под которые настраиваются тарифы. Появляется больше Гб в пакете и, как следствие, увеличивается абонентская плата.
Во-вторых, растут наши инвестиции в сеть. Если в 2020 году география покрытия 4G у нас была 68%, то на конец 2021-го мы вышли на 84% населения.
В-третьих, увеличилась цена на электроэнергию. Наши счета за электричество выросли на 30−40% в среднем по компании. Эти затраты тоже закладываются в тарифные модели, поскольку базовые станции питаются от электросети.
Планируете ли и дальше повышать стоимость своих услуг?
На сегодняшний день средний ежемесячный доход с одного абонента (ARPU) составляет менее 90 грн. Это очень немного, если сравнить с соседними странами, например, Польшей. К тому же не стоит забывать, что в Украине довольно сложная география: много горных местностей и дорог, которые нужно покрыть сетью 4G. В 2022 году мы продолжим масштабную стройку (до лета планируем обеспечить покрытие 90% населения) и вплотную займемся автомобильными дорогами. Соответственно, инвестиции будут только расти.
Также необходимо будет учитывать рост цен на электроэнергию. Ведь, кроме базовых станций, у нас есть современные мощные дата-центры, коммутационное оборудование и другие технические системы с огромным потреблением электроэнергии.
Читайте также: Александр Комаров: Мобильные операторы будут использовать косвенную идентификацию абонентов
О покрытии сети и обязанностях перед государством: 84% украинцев уже пользуется 4G
Вы обязались перед государством завершить проект по покрытию 4G LTE в населенных пунктах с населением более 2 тыс. жителей и вдоль дорог национального значения. Что уже сделано?
Есть несколько этапов выполнения лицензионных условий. Первый — покрыть технологиями 4G 90% населения и города с численностью 2 тыс. жителей и больше. Этот этап мы должны завершить в июне 2022 года. Города с населением от 2 тыс. жителей мы уже практически покрыли. Остались единичные случаи.
Второй этап — покрытие всех международных автомобильных дорог, а впоследствии — национальных дорог. К реализации этого этапа мы приступим в этом году. Это означает, что в ближайшие два года будут идти масштабные инвестиции в расширение покрытия 4G.
Что мешает завершить широкое покрытие?
Основное и главное условие — инвестиции. Строительство современной телекоммуникационной инфраструктуры обходится очень дорого. Только в Украине Vodafone вложил в разворачивание сетей более 41 млрд грн. В ближайшие несколько лет потратим приблизительно столько же на оборудование для технологий передачи данных.
Второе условие — земля для строительства объектов. Есть, например, заповедные зоны, где землю вообще не отводят, а башню нужно куда-то ставить.
Третье условие — электроэнергия. Базовая станция должна от чего-то питаться, на батарейках ее не включишь. Поэтому к базовым станциям в полях и вдоль дорог нужно тянуть провода. Это сложный технологичный процесс и огромные деньги.
К примеру, наша станция есть на вершине Говерлы. Мы сделали героический поступок, пока ее туда подняли, установили, поставили солнечные батареи и включили в сеть. На Говерле, в отличие от других гор, достаточно большой поток туристов, и тем не менее он не в состоянии окупить всех затрат.
Возможно ли вообще выйти на 100%-е покрытие?
Практически нереально. В горах линии электропередач есть далеко не всюду, а где нет электричества — нечем питать станцию. Поэтому первый вопрос — как это сделать технологично. И второй вопрос — когда это окупится, ведь в бизнесе любая инвестиция должна иметь возврат в обозримом будущем. Для телекома срок возврата инвестиции и так немалый — 5−7 лет. Если бизнес-кейса нет, это значит, что станция не окупится даже в течение 10 лет. При этом надо понимать, что технологии обновляются намного быстрее — каждые 3−4 года.
Во многих странах вопрос национального покрытия решается с помощью государства. Аналогично тому, как сейчас строится фиксированная связь в селах. Выделяются бюджетные средства, проводятся тендеры, в которых участвуют операторы фиксированной связи. Если бы государство сказало: «Я хочу, чтобы в селе был беспроводной интернет» и выделило бы ресурсы под эту задачу, тогда, даже при отсутствии бизнес-кейса, операторы построили бы инфраструктуру. Потому что у нас есть стратегическая задача — диджитализация всей страны.
А покрытие железной дороги?
С точки зрения бизнеса — это неокупаемый проект, здесь нет бизнес-кейса, поэтому его нет в приоритете. Государство не ставило задачу обеспечить покрытие железных дорог. Сейчас идет большой проект по реконструкции автомобильных дорог и обеспечению покрытия 4G вдоль них, поэтому трафик из железнодорожного транспорта будет перемещаться в автомобильный.
Читайте также: Самые полезные советы из мира мобильной связи
О сети 5G и мессенджерах: смена технологий происходит каждые 3−4 года
Вам критично внедрение 5G? Что выбираете: развитие этого направления или ликвидацию цифрового неравенства?
Для обычного пользователя, пусть даже продвинутого, скоростей 4G вполне хватает. Поэтому мы в большей степени фокусируемся на национальном покрытии 4G, для того, чтобы ликвидировать цифровое неравенство в стране.
Что же касается 5G, это не должна быть просто хайповая история. 5G — это технология преимущественно для индустриального применения. Человеческие органы чувств даже не в состоянии почувствовать скорости 5G, в отличие от производственных процессов, которые требуют идеальной синхронности и минимальной задержки сигнала.
В этом году мы показали возможности 5G для автоматизации производства, в том числе опасного для человека, на харьковском заводе «Свет шахтера». 5G позволяет управлять сложным технологическим оборудованием удаленно, без рисков для здоровья и жизни человека. Для того, чтобы реализовать такие «умные производства», мы строим private networks (частные сети — ред.) на технологиях 4G и 5G.
В Европе у Vodafone уже не один десяток таких сложных высокотехнологичных проектов, но в Украине их пока два — харьковский завод и «умный карьер» в Горишних Плавнях, в котором вся техника тоже управляется удаленно. Когда украинские предприятия осознают ценность подобных технологических решений и будут готовы к инвестициям, тогда в стране появится 5G.
Еще одно предназначение 5G — она разгружает хот-споты, то есть места большого скопления трафика. Но мы только недавно запустили LTE, и в ближайшие несколько лет можем оперировать нашим частотным портфолио, чтобы наращивать необходимую емкость сети в рамках технологии 4G.
Сейчас в принципе говорить о переходе на 5G рано. Мы все еще не закончили стройку LTE. По классике смена технологий происходит каждые 3−4 года. Оператор построил сеть, отработал технологию, отмонетизировал ее и готов инвестировать полученные средства в технологию следующего поколения. А то, представьте, вы строите завод, и он еще даже не работает на полную мощность, а к вам приходят и говорят: «Убирай все и строй новый».
Сейчас пользователи все чаще звонят через соцсети и мессенджеры. Вы конкурируете с ними?
Когда-то у операторов были опасения, что они потеряют трафик. Но когда люди что-то делают в соцсетях и мессенджерах, чьим интернетом они пользуются? У нас давно существует тарифная модель, в которой нет разницы, чем пользуется клиент: голосовыми каналами или интернетом. Мы предоставляем сервис, а как клиент его использует — это его дело. Я даже не задумываюсь, как я звоню — через голос или, например, WhatsApp. Поэтому нет, мы не рассматриваем соцсети и мессенджеры в качестве конкурентов.
Ранее локомотивом были голосовые услуги, а интернет был новым сервисом, который предоставлялся, можно сказать, бонусом. Сейчас основное направление — дата, а «голос» идет в придачу. В ближайшее время у нас появится IMS (IP Multimedia Subsystem), когда звонки тоже будут идти по каналам передачи данных, в нашем случае — через сеть LTE. Качество звонков будет на порядок выше.
Читайте также: Запуск 5G в Украине отложили на полгода
О домашнем интернете: удобно получать все услуги от одного провайдера
В начале сентября Vodafone закрыла сделку по покупке 99,99% акций ЧАО «Фарлеп-Инвест» (телеком-оператор Vega), а также не менее 95% уставного капитала ООО «Кейбл ТВ-Финансы» для развития услуг фиксированной связи. Какие возможности перед компанией открывает эта покупка?
Это фиксированный бизнес, который обеспечивает населению домашний интернет и телевидение. Людям удобно, когда все услуги проводной и беспроводной связи предоставляются одним провайдером, что называется «из одних рук». Клиенты будут получать единый счет, гарантированный уровень сервиса, клиентского обслуживания и технической поддержки.
Сколько планируете вложить в развитие этого направления?
По нашим оценкам, потребуется вложить порядка 500 млн грн, чтобы вывести фиксированный бизнес на достаточно высокий уровень. Мы планируем расширять инфраструктуру с использованием технологии GPON, которая дает высокоскоростной гигабитный интернет, способный удовлетворить любого heavy-юзера.
Мы планируем активно подключать новых абонентов. Наша цель на ближайшие 2−3 года — выйти на 1 млн клиентов.
На какие тарифы могут рассчитывать клиенты?
Для нас это новый бизнес, мы сейчас находимся в процессе формирования новых предложений. Но можно посмотреть на прайсы на рынке. Это будет конкурентное предложение.
Читайте также: Что будет, когда заработает спутниковый интернет Маска
Об интернете вещей: все новые услуги будут цифровые
Какие новые услуги появились в 2021 году? И чего ждать в 2022-м?
В прошлом году мы купили телеком-оператора Vega и серьезно настроены выйти на рынок фиксированной связи. Появится ряд услуг, которые наши клиенты смогут попробовать уже в 2022 году.
В традиционных услугах — голосе и дате — сложно предложить что-то новое, разве что больше трафика. Все новые услуги будут диджитальные. Это любые сервисы, которые наш клиент может использовать с помощью телефона, в целях безопасности, экономии времени, удаленного управления какими-то устройствами
Какие нетелеком-сервисы запустили за последний год?
Продолжаем развивать IoT — интернет вещей. Мы используем глобальную международную IoT-платформу Vodafone, к которой подключены 80 стран мира, Украина в их числе. Эта платформа позволяет адаптировать сервисы, реализованные в других странах, под украинские реалии.
У нас появилось огромное количество IoT-сервисов, которые помогают городам становиться «умными», использовать цифровые решения для управления городской инфраструктурой.
Что такое смарт-сити, как это работает?
Есть такое понятие, как большие данные, которыми мы оперируем. Мы анализируем их и используем для того, чтобы, например, помочь городам с планированием маршрутов общественного транспорта и улучшением городского движения. Город понимает, как передвигаются люди в течение дня, на каких маршрутах, в какие дни и время суток наибольшая нагрузка, сколько автобусов должно выйти, а где, возможно, имеет смысл запустить новые маршруты.
Еще один пример — «умные» счетчики, данные с которых в автоматическом режиме поступают в единую базу данных, обрабатываются, на основании чего формируются счета за воду, свет, газ. Очень хотелось бы, чтобы в наших городах появилось как можно больше подобных сервисов.
В прошлом году мы запустили сервис Vodafone Gardian — это спутниковая система обеспечения безопасности автомобиля. Местоположение авто можно отслеживать через спутниковые каналы (даже если он не в Украине), получать на смартфон все его данные и технические параметры.
Важный сервис для больших городов — смарт-паркинг, который автоматически выдает вам информацию о количестве свободных паркомест, дает возможность заранее забронировать парковочное место в общественных местах и оплатить его.
Среди прочих решений — «умное» освещение, которое автоматически включается и выключается на улицах, «умные» светофоры, «умная» система сбора мусора и много других услуг.
Что пользуется популярностью у клиентов?
Яркий пример — трекинг транспорта и доставки товаров. Например, почтовые компании дают возможность отслеживать путь вашей посылки в онлайн-режиме благодаря данным, собранным с помощью беспроводных технологий и интернета вещей.
И еще одно направление — индустриальный IoT. Первые пилоты, которые мы запустили — умный завод и умная шахта, о которых я уже упоминала. Мы надеемся, что в 2022-м появится больше проектов Industrial IоT.
Какую долю занимает big data и интернет вещей в вашем бизнесе?
За последний год количество сим-карт IoT выросло в два раза. Рынок находится на стадии формирования, но очень быстро растет. То же самое касается big data. У нас появились постоянные клиенты, например банки, которые используют наши данные для скоринга — правильного сегментирования клиентов и предоставления им кредитных лимитов.
Эти направления бизнеса пока еще не замещают голос или дату, но через 4−5 лет, по нашим прогнозам, они будут приносить 30−40% наших доходов.
Кто ваши клиенты?
IoT — это интернет вещей. Людей сейчас 7 млрд, а подключенных к интернету вещей будет в раз в сто больше. Согласно экспертным оценкам в мире, уже насчитывается порядка 25 млрд подключенных вещей.
Есть умные дома, в которых по команде смартфона включается свет, газ или отопление. Можно удаленно выставить на оптимальную температуру. Есть умные пылесосы, холодильники и кофемашины, которые заварят кофе точно к вашему пробуждению или возвращению домой.
Когда, по вашему мнению, это станет частью нашей повседневной жизни?
Раньше самое сложное заключалось в том, чтобы поменять потребительское поведение. Любые изменения в модели поведения человека занимали 3−4 года. Например, перейти от face-to-face сервисов к диджитальным. Нам было сложно убедить абонентов пользоваться приложением My Vodafone — в магазинах все равно выстраивались очереди даже за подключением элементарных услуг. Но пандемия заставила людей очень быстро адаптироваться и изменить свои привычки.
Чем вы сейчас пользуетесь?
Умного холодильника у меня пока нет. Но весь дом контролирую с помощью приложений в смартфоне. Дистанционно включаю и выключаю сигнализацию, систему вентиляции и обогрева, вижу все, что происходит дома.
Читайте также: Smart City 2021: Мобильный оператор может быть важной составляющей умного города
О том, как выйти на финтех-рынок: начиная от финуслуг и заканчивая страхованием
В 2022 году вступит в силу закон о платежных услугах, который позволит мобильному оператору вместе со своей финансовой компанией стать практически полноценным розничным банком. Какие новые направления для развития бизнеса вы рассматриваете?
Вариантов выхода на финтех-рынок много: можно выходить отдельным продуктом или же как вышел Sense от Альфа-Банка. Мы рассматриваем несколько моделей: собственные и партнерские сервисы. Также возможно приобретение каких-то сервисов и компаний.
Что именно собираетесь предложить своим клиентам?
Это один из главных секретов. Но может быть все, что угодно: начиная от финансовых услуг и заканчивая страхованием. Страхование — один из самых очевидных для нас сервисов, потому что у нас есть собственный бизнес в ритейле — мы продаем гаджеты, которые в том числе страхуют. У нас есть точки прямого контакта с клиентами в наших магазинах.
Как вариант, абоненты смогут оплачивать с баланса телефона цифровой контент — музыку, фильмы, игры
Мы сейчас в процессе принятия решения о том, как выйти на финтех-рынок, где есть ниши, какое у нас преимущество как у мобильного оператора. У наших клиентов есть деньги на счету, и они могут использовать свои мобильные счета, например, для покупки развлекательного или обучающего контента.
Это интересная тема, особенно в населенных пунктах, где не очень развита банковская инфраструктура, но есть молодежь, которая хотела бы иметь доступ к цифровому контенту. При помощи мобильного счета это сделать намного проще. Хотя есть ограничение по сумме одной операции и месячный лимит, который можно использовать.
Какие новые услуги будут востребованы на рынке?
На мой взгляд, самыми удобными и популярными среди наших клиентов будут микроплатежи, такие как оплата парковки или проезда в транспорте. Из моего личного опыта: если я забываю кошелек дома, я не возвращаюсь, но если я забыла телефон, то это уже серьезно. Сейчас в телефоне все — от услуг до документов.
В отличие от других бизнесов, в вашем не так много конкурентов, а конкуренция высокая?
По моим ощущениям, мобильный бизнес один из самых конкурентных. Мы озвучиваем планы лишь на финальной стадии, потому что очень многое конкуренты могут повторить. Вопрос в том, кто первый выйдет с новой услугой и займет ту или иную нишу. Тем более рынок уже перестал быть на троих. Когда выходишь на смежные рынки, начинаешь конкурировать с банками, финансовыми и страховыми компаниями, которых в Украине сотни.
Читайте также: Закон о платежных услугах. Что принесет украинцам открытый банкинг
Об итогах работы: рассчитываем на двузначный рост доходов
Ольга, мир постепенно приучается жить в условиях пандемии. Как это отразилось на вашем бизнесе?
По ритейл-продажам продолжается падение. Но в прошлом году люди стали больше путешествовать, мы наблюдаем рост доходов от услуг в роуминге — 30%, в сравнении с предыдущим годом. Это хорошо, что понемногу восстанавливается валютная выручка, потому что наши CAPEX-ные затраты («capital expenditure» — ред.) на строительство сети и оборудование номинированы в иностранной валюте, единственный источник которой — роуминг.
С какими результатами планируете завершить этот год?
Финальные цифры мы еще не свели. Но, думаю, покажем двузначный рост по марже и доходам, в сравнении с 2020 годом.
Комментарии - 21
ну и фиг с ними, 85 я им давал, а теперь не даю ничего — можем им так выгоднее.
живу возле областного центра не в горах и связи нет от слова совсем. Поэтому пользуюсь им только на работе в городе. Тариф подняли под новый год с 85 грн на 135грн — думаю вообще его выбросить.
А инженеры у вас по сравнению с Польшей сколько зарабатывают?