Успешные компании, вроде: Apple, MicroSoft, Alphabet, Netflix, появляются раз в десятилетие, хотя история их успеха разложена по полочкам. Почему же другим компаниям не удается использовать их опыт, и почему многочисленные читатели книг об успехе сами не становятся миллионерами? Ответить на этот вопрос попытался в фейсбук сооснователь и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин. «Минфин» выбрал главное.
Почему книги «как стать миллионером» не делают богаче
Опыт сбитых самолетов
Ответ простой: любая история успеха — это всегда везение, при этом самая ценная информация остается в головах тех, кто успеха добиться не смог.
Этот феномен впервые был описан во время Второй мировой войны.
Математик Абрахам Вальд изучал расположение пробоин, полученных американскими бомбардировщиками во время выполнения боевых заданий.
Чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, меньше всего пробоин приходилось на кабину пилота, двигатели и топливную систему. Казалось бы, укреплять нужно именно те места, которые получили больше всего повреждений, однако Вальд решил иначе.
Он грамотно предположил — сам факт того, что самолет смог вернуться с такими повреждениями на базу говорит о том, что они не являются критическими, и укреплять нужно как раз те части корпуса, которые остались целыми.
Этот вывод подтвердился после окончания войны, когда из лесов и болот стали поднимать подбитые самолеты. Оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых говорил Вальд, — двигатели, топливная система и кабина пилота. С такими повреждениями самолет лететь не мог — либо погибал пилот, либо вытекало всё топливо, либо клинило двигатель, однако обо всем этом не знали и не могли знать на базе, поскольку самолет до нее просто не долетал.
Читайте также: Школа трейдинга: Психология торговли, или почему следует контролировать эмоции
В итоге всю статистическую информацию о повреждениях инженеры собирали с вернувшихся самолетов, а информации об утерянных машинах не было.
Обратная сторона успеха
Ту же самую ошибку мы наблюдаем и в среде бизнеса. Люди стремятся досконально изучить биографии успешных бизнесменов, ходят на их тренинги, покупают их книги о том, как достичь успеха, но, даже в точности следуя всем этим советам, успеха не достигают.
Причина та же, что и в случае с бомбардировщиками Вальда, — в книгах миллионеров собрана самая бесполезная часть информации — что делать и как себя вести, когда условия складываются максимально благоприятно.
О том, что делать, когда все оборачивается против тебя, в этих книгах нет ни слова. Самой полезной информацией обладают люди, которые пытались построить бизнес и прогорели, но они не пишут книг, а если бы и писали, никто бы их не покупал.
Читайте также: «Хранить кеш — плохая идея»: советы лучших финансистов и трейдеров на 2022 год
Статистика неумолима: от 90 до 95% всех бизнесов разоряются в первые пять лет, из оставшихся на плаву в следующие пять лет разоряются еще 80%.
В итоге через 10 лет устойчивое дело имеют только 1−2% стартаперов, остальные оказываются разорены. При этом 1−2% остались на плаву не потому, что они сделали всё лучше всех, или просчитали наперед все риски, а просто потому, что оказались в нужное время в нужном месте.
Повторить с нуля собственный успех у них уже не получится, при этом в науке эксперимент, который невозможно повторить, выполняя ту же последовательность действий, называется случайностью.
Мораль сей басни такова:
- Анализируй чужие ошибки. Чужой успех тебе не достанется.
- Не опускай руки, все успешные люди проходили не раз через потери и неудачи.
- Твори свою историю и свой успешный успех — он только твой!
Когда я проходил стажировку в Швейцарском частном пенсионном фонде, меня удивил возраст управляющих портфелями: всем далеко за 50 лет. Моим управляющим было тогда по 25 лет.
На вопрос, почему нет молодых в команде, мне ответили: «Каждый из наших управляющих пережил минимум два экономических кризиса. Они их не боятся, знают как распознать, как пройти с минимальными потерями, не допустив ошибок, и как правильно из них выйти».
Это был 2006 год. А потом настал мой 2008 год: я хорошо помню наши потери и как мы выходили из того кризиса. К слову, обновлённая тогда стратегия компании создала ряд новых бизнесов, которые успешно существуют по сегодняшний день.
Читайте также: «Минфин» подвел итоги конкурса на лучшего инвестора: сколько заработал победитель
Успех каждой страны тоже уникален и нет смысла копировать вслепую решения. Успех Украины будет следствием только нашего собственного пути и нашего собственного «Проекта Украина».
Комментарии - 17
Сприятливі умови бувають, і часто… Як говорив у своїх книгах Кіосакі: «Возможности появляються, и исчезают. Но большинство людей их не замечает. » «Одни делают, другие смотрят, третьи говорят: «что делаеться?»
Книгами Кіосакі я зацікавився коли почув про них хороші відгуки, що вони є хорошим мотиватором.
Книги не прибавлять мільйонів, але прибавлять оптимізму, знань, досвіду, мотивації, бажання щось робити… А це вже не мало…
а для того, чтобы эти книги покупали желающие стать миллионерами.