В последнее время в бизнес-кругах, сосредоточенных на розничной торговле, происходят тектонические сдвиги. Одни расширяются, другие, напротив, закрывают свои магазины. Какие ключевые изменения произошли в отечественном ритейле, в колонке для НВ рассказал владелец сети гипермаркетов Ultramarket Олег Вишняков. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.
Украинский ритейл-2021: пять главных изменений
Изменение 1. Конец некоторых игроков
Недолгая история российской сети Mere. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что российская сеть супермаркетов с 15 октября не может работать на территории Украины, потому что против нее ввели санкции.
Все началось с того, что российская сеть Mere вышла с заявлением об открытии в Украине 40 магазинов. Тогда же сообщалось, что сеть планирует возобновить работу своего магазина в Николаеве. На тот момент в СНБО исключили такую возможность и пообещали «принимать меры» в отношении городских властей, которые будут отдавать преференции российскому бизнесу.
Через некоторое время СНБО фактически внес в «черный список» проект владельцев российской сети Светофор, принадлежащей бизнесменам из Красноярска Сергею и Андрею Шнайдерам. Следовательно, история Mere в Украине закончилась, даже не начавшись.
Грустный конец Фуршета. Фуршет был пионером на рынке системного продуктового ритейла Украины и долгое время успешно развивался и рос как в количестве магазинов, так и в продажах. Однако потом что-то пошло не так, и сеть оказалась на грани закрытия.
В начале этого года владельцы объявили о банкротстве и начали продавать свои активы. Скандал вокруг многомиллионных долгов не утихает до сих пор. И если мы говорим о тектонических сдвигах на рынке, то в большей степени они произошли именно из-за закрытия Фуршета.
Читайте также: АМКУ разрешил Сильпо купить сетьФуршет
Изменение 2. Ребрендинг
Превращение Мегамаркета в Ultramarket. После 20 лет существования Мегамаркет становится Ultramarket. В этом году был сделан ребрендинг двух гипермаркетов и откроются еще два новых магазина до конца года.
Изменение 3. Появление на украинском рынке новых игроков
В Украине уже в ближайшее время появится крупнейшая европейская сеть супермаркетов Lidl. Она станет конкурентом АТБ, но при этом может привести к быстрому закрытию Эко Маркета и Великой Кишени. Об этом говорится в анализе профильного ресурса Fuit-Inform.
Читайте также: В октябре инфляция замедлилась. Как изменились цены
Обычно Lidl занимает лидирующие позиции по ценам, но сделать это в Украине будет непросто. Точно сложнее, чем в Польше. Это обусловлено тем, что по оценкам EastFruit, только 26% всех овощей и фруктов продается через сети супермаркетов, а 74% товарооборота — это реализация на рынках, плодоовощных киосках и уличная торговля.
Изменение 4. Неожиданные слияния
Думаем, многих удивил сам факт возможной покупки сети минимаркетов Коло нефтяным оператором ОККО.
В июне 2021-го сеть Коло достигла отметки в 250 магазинов. Приблизительно в это время начались переговоры о ее продаже. Ходят слухи, что переговоры начались в начале лета и должны быть уже на финальной стадии. Скорее всего, они продают весь бизнес.
Изменение 5. Непредсказуемое расширение
Fozzy Group вытеснила АТБ. Fozzy Group открыла самое большое количество новых магазинов в первой половине 2021 года, по сравнению с другими крупнейшими розничными сетями Украины. Исследование GT Partners Ukraine.
Согласно исследованию, Fozzy Group открыла 49 магазинов и потеснила бывшего лидера прошлогоднего рейтинга — АТБ — сразу на третье место с показателем 39 новых торговых точек.
Читайте также: Розничные продавцы запасаются товарами и разгоняют кризис поставок. Ситуация будет ухудшаться
Стремительный прорыв Мясомаркета. В МХП сообщили, что намерение компании в 2021 году — 150 новых торговых точек, что с учетом открытых в прошлом году 52 магазинов расширит торговую сеть «Мясомаркет» до 200 магазинов. Поэтому можно назвать эту сеть Джокером на рынке, поскольку мало кто ожидал, что они начнут так стремительно расширяться, занимая первые места по темпам расширения.
Комментарии - 2